История

Впервые, в 1848 году, профессиональная труппа уфимского антрепренера Иосифа Маркевича, гастролируя по сибирским городам, посетила Томск. Временно перестроенный Манеж гарнизонных казарм, стал первой сценической площадкой в городе.

Специальное здание театра построили уже через два года, в 1850 году, это было третье по счету театральное здание в Сибири, после Барнаула и Тобольска. Купец 1-ой гильдии, городской голова Н.Е.Филимонов, на деньги, собранные по подписке, а частью на собственный капитал, выстроил деревянное одноэтажное здание театра. «В зале театра по обеим сторонам боковых стен устроено по шести лож, все пространство между ложами обставлено диванами в десять рядов на каждой стороне, между коими посредине свободный проход для публики, перед самою сценою место для музыкантов. Ложи отделены одна от другой колоннами, верх которых служит основанием галереи, идущей по обеим боковым сторонам… Все диваны, борты стенок лож и галерей обиты красным сукном. Посредине зала висит большая люстра, а на колоннах лож-канделябры……..» - описание внутреннего убранства было помещено в 1858 году в «Томских губернских ведомостях».

Несмотря на то, что постройка была деревянной, она просуществовала 32 года, и была продана на дрова за 200 рублей. «Продается театр. От совета старшин Томского общественного собрания сим объявляется, что 27 числа сего июня месяца, в 12 часов дня будет продаваться с торгов старое, предположенное на слом здание театра. Желающие предварительно осмотреть его будут допускаться каждый день с 11 утра до 5 ч. пополудни, исключая праздников и воскресений. Просим спрашивать сторожа Иннокентия». Объявление, помещенное в «Сибирской газете» за 1882 год.
Первое здание томского театра знало годы простоя и годы бурного подъема, регулярные спектакли профессиональной труппы приучали томичей ходить в театр, наравне с маскарадами, кулачными боями и т.д.

С 1850 года начинается отсчет театральных сезонов в нашем городе.

Самым удачным сезоном по подбору репертуара и по сборам, оказался сезон 1881-1882 гг., антрепренера Е.И.Авраховой. Она была талантливой исполнительницей ролей комических старух. Особым успехом пользовались спектакли «Лес” А.Островского и «Материнское благословение, или Бедность и честь» А. Деннери и Г. Лемуана в переводе Н. Некрасова.

Восьмидесятые годы в Томске отмечены значительными преобразованиями и ростом городского населения. Идею губернатора И.И Красовского, камергера двора Его Императорского Величества, о строительстве достойного здания театра поддержал купец 1-й гильдии, коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е.И.Королев.
Губернатор Красовский, оказавшийся большим театралом, сумел сыграть на честолюбии купца. Проект нового театра был доверен архитектору П.П. Нарановичу. Ранее он был приглашен в Томск для строительства первого в Сибири университета. По его авторскому проекту уже был построен в Томске дом губернатора, бесплатная библиотека, горное управление, несколько магазинов и церквей

Новый театр открылся 19 сентября 1885 года спектаклем «Без вины виноватые» А. Островского и «Затейница» Д. Мансфельда. Перед спектаклем состоялся торжественный молебен. «Королевский” театр, был красив, удобен, соразмерен, вмещал до тысячи зрителей. Открытие Университета (1888 г.) и Технологического института (1900 г.) обусловили приток студенческой молодежи, любителей театрального искусства, со вкусами которых вынуждены были считаться антрепренеры. Университетский город восторженно принимал пьесы А.Островского, А.Сухово-Кобылина, А.Грибоедова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, а позднее А.Чехова, М.Горького.

События первой русской революции 1905 года коснулись и нашего города. Местом проведения митингов и собраний стал королевский театр. В один из октябрьских дней в здании театра шел митинг. На улице были слышны революционные песни, которые подтолкнули черносотенцев к погрому. Они окружили его, перекрыли все входы-выходы и подожгли. В музее театра хранится фотография полностью обгоревшего зрительного зала и сцены, восстанавливать театр запретил епископ Томский.

В последующие годы спектакли ставились в помещении Общественного собрания и в небольшом театральном зале при Бесплатной народной библиотеке. Эти площадки во многом уступали по вместимости и техническим возможностям Королевского театра.

В конце Х1Х - начале ХХ века на томской сцене выступали многие театральные знаменитости: Гликерия Федотова, Григорий Ге, Мамонт Дальский, Василий Далматов, Александра Яблочкина, Павел Орленев, братья Адельгейм и др. Особенно запомнились гастроли актрисы В.Ф.Комиссаржевской в 1909 году. Спектакль «Бой бабочек» Г. Зудермана, где она играла одну из своих любимых ролей, имел оглушительный успех.

Среди зрителей была известная в Томске семья профессора Технологического института Н.И.Карташова, которая много лет спустя подарила музею свою семейную реликвию. Ею оказалась фотографическая карточка самой актрисы с дарственной надписью: «Милой Белле на память от искренне ее любящей Комиссаржевской». Жена Карташова – Изабелла – была родной сестрой первого артиста театра и постоянного партнёра Веры Фёдоровны Казимира Бравича. По ее распоряжению Комиссаржевской весь сбор от спектакля был передан в пользу нуждающихся студентов Университета и Технологического института. Газета «Сибирская жизнь» опубликовала интервью томского литератора Г. Вяткина с актрисой. Вот что сказала она по поводу состояния современного театрального процесса:«Да, театр в настоящее время переживает особенно интенсивный период исканий…Очень серьезного внимания из театральной жизни заслуживает Московский Художественный театр, идеально поставивший пьесы такого тонкого и обаятельного художника, как Чехов.»

В 1918-1919 гг. в Томске, при Обществе народного образования, была сформирована актером и режиссером И.Г.Калабуховым драматическая студия., позже переименованная в Художественную студию. Выпускник драматической школы артиста Художественного театра А.И.Адашева, ориентировался в своих работах на репертуар московского Художественного театра.
Одним из первых спектаклей, который увидели любители театра, был «Сверчок на печи» Ч.Диккенса, где Калабухов играл главную роль. Он отказался от прежней инсценировки, которая была осуществлена в Первой студии МХТ, а предпочел сделать свою, созвучную революционному времени. Сохранилась в музее подлинная программка еще одного спектакля «1-ой Сибирской Художественной студии при Обществе Народного образования, при участии артистов: Э.Л.Шиловской, В.П.Редлих, Н.Г.Шипановского, А.Э.Рошковского и И.Г.Калабухова. Поставлено будет «Что иногда нужно женщине» комедия в 3 действиях Оскара Уайльда, перевод Локердополо». Художественная студия работала в режиме профессионального театра, спектакли шли каждый день с одним выходным. Цена на билеты была строго регламентирована, во вторник и пятницу по «удешевленным» ценам, в четверг- по «возвышенным» ( для состоятельного зрителя), а в остальные дни недели- по «нормальным».

В Томск прибыл коллектив из Костромы, под руководством А.Д.Попова – впоследствии известного советского режиссёра. «Театр студийных постановок» Попова и Художественная студия Калабухова объединились. Новый коллектив не ограничивался только постановкой спектаклей. Большим спросом пользовались вечера поэзии, маскарады, литературные концерты, которые заканчивались бурными диспутами о путях развития современного искусства. Постоянными посетителями таких вечеров была студенческая молодежь. Алексей Дмитриевич. Попов позже писал в своих воспоминаниях: «Такую тягу к культуре, как в освобожденной Сибири, трудно себе представить».
В 1922 году в помещении бывшего Общественного собрания открылся Большой городской театр. В 1923 году город посетил нарком просвещения А.В. Луначарский, делавший инспекторскую поездку по городам Сибири. После этого визита театр стал называться « Театр драмы и комедии им. А.В. Луначарского». В 1926 году театральный коллектив перевели в здание кинотеатра «Новый»(нынешнее здания Театра юного зрителя).

В 1926-1927гг. особой популярностью среди жителей пользуется журнал «Томский зритель», где публикуются театральные новости. В 1928-1929 гг. приезжает труппа под руководством режиссера С.Н.Воронова.

С аншлагом идет один из самых удачных его спектаклей «Три сестры» А.Чехова. Среди зрителей «вынужденный» томич с 1927 по 1930 год, пострадавший за свои религиозно-философские убеждения - С.Н. Дурылин, специалист по русской классической драматургии положительно оценил работу режиссера.
В 1935-1936гг. художественное руководство театром осуществляла известная в Сибири актриса режиссёр Л.С. Самборская. Литературной частью заведовал ссыльный драматург Н.Р. Эрдман, которого усилиями друзей перевели в Томск из Енисейска. В нашем городе Николая Робертовича прежде всего интересовала возможность пользоваться научной библиотекой Университета. Автор знаменитых пьес «Мандат» и «Самоубийца», специально для Самборской, по просьбе режиссера В.Н. Шевелева, написал инсценировку роману «Мать» М.Горького. Роль Ниловны актриса провела с «революционным подъемом». Фамилии автора инсценировки, по понятным причинам, в афише театра не упоминалось. В одном из газетных интервью режиссер спектакля Шевелёв авторство инсценировки взял на себя.

Осенью 1940 года Художественным руководителем театра стал режиссер В.В.Гарденин. Бывший студент Московского университета, бывший актер театра В.Ф.Комиссаржевской, бывший студиец МХТ под руководством К.С. Станиславского, известный провинциальный режиссер, пользовался заслуженным авторитетом в сибирских театральных кругах. Его спектакли «Канцлер и слесарь» А.Луначарского, «Маскарад» М. Лермонтова, «Старик» М. Горького, «Касатка» Л.Толстого вывели театр на новый творческий уровень
В августе 1941 года коллектив томского театра был вынужденно переведен, в связи с военным положением, в город Кемерово. Вместе с эвакуированными с запада заводами, в Томск приехал коллектив Первого Белорусского государственного драматического театра (ныне - Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр им. Янки Купалы). С 1941 по1944 год театр восстановил 11 спектаклей прежнего репертуара, создал 14 новых постановок, показал 870 спектаклей, которые посмотрели 747 тысяч зрителей. Спектакли шли на русском и белорусском языках. В 1944 году в Томске, режиссером Л. М. Литвиновым, была поставлена знаменитая «Павлинка» Я.Купалы, которая стала визитной карточкой театра. В музее бережно хранятся афиши, фотографии и программки военного времени.

Не прекращалась в годы войны и студенческая жизнь. Томские вузы пополнились еще одним. В начале ноября 1942 года Ленинградский государственный театральный институт открыл очередной учебный год на сибирской земле. Директор ЛГТИ профессор Н.Е. Серебряков, так вспоминал это время: «Недалеко от реки Ушайки, впадающей в широкую, как Нева, Томь, в четырехэтажном здании с деревянной надстройкой пустовали четыре больших необставленных комнаты…в одной из комнат расположилось управление институтом, но тут же стояли койки, и комната эта жила двойной жизнью - до 7 утра это была спальня, а с 7 утра- канцелярия, учебная часть, аудитория». Тогда же, в ноябре прошли вступительные экзамены на актерский факультет, набрали 28 человек и на театроведческий – 14 человек. Студенты и преподаватели института поддерживали тесную связь с Университетом.

В Нарымском окружном театре, базирующемся в городе Колпашево, ставил спектакли актер и режиссер Ленинградского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина, популярный киноактер В.В.Меркурьев. Он же осуществлял и художественное руководство театром, где кроме него, очередным режиссером была И.В. Мейерхольд.
В апреле 1945 года, накануне дня Победы, в Томск прибыл бывший фронтовой театр им В. Чкалова. Он был создан на базе театра рабочей молодёжи, который незадолго до войны получил статус профессионального колхозно-совхозного театра Горьковской области. Его художественным руководителем в первый год сущестования в Томске был режиссер Московского театра имени Евг. Вахтангова, известный поэт П.Г.Антокольский.

Новый театр открылся 30 апреля 1945 года спектаклем “Давным-давно” по пьесе А. Гладкова. В спектакле играли не только актеры фронтового театра, но и актеры, вернувшиеся из Кемерово, актеры Нарымского окружного театра, который в 1944году был переведен в Томск. Свои впечатления от первых спектаклей нового театра, в областной газете «Красное знамя», опубликовал заслуженный деятель науки, профессор В.Д.Кузнецов, создатель томской научной школы физики твердого тела. «На спектакле «Давным-давно» я искренне аплодировал артистам и радовался тому, что в Томск прибыл театр им. Чкалова. Мои товарищи по науке разделяют мое мнение. Мы, ученые, приветствуем и поздравляем с успехом талантливых энтузиастов-артистов и желаем им творческого роста».

Репертуарная афиша театра в пятидесятые, шестидесятые годы была достаточно традиционна . Но были в ней и свои особенности - это наличие спектаклей на сибирскую тему. По произведениям писателей-сибиряков, таких как «Угрюм-река» В.Шишкова, «Соль земли» Г.Маркова, «Из племени Кедра» А.Шелудякова, были сделаны интересные инсценировки. Пьеса в стихах преподавателя Университета Д.Лившица «Университетская роща» (1962 год) о студенческой молодежи, в постановке режиссера М.А.Юфа, в течение многих лет была визитной карточкой театра на гастролях. Мелодия песни «Роща моя золотая», написанная к спектаклю заведующим музыкальной частью театра С.А.Королевым, стала позывными театра, которые звучат перед началом каждого спектакля.
Калейдоскоп режиссерских фамилий 50-60-х годов, типичен для провинциального театра. Но были интересные, запоминающиеся спектакли. Такие постановки были у режиссеров Н.А. Смирнова в1946-1949гг., Л.А. Лукацкогов в1950-1951, А.А. Резинина 1951-1952, Г.И. Иванова 1952-1959, И.Б. Колтынюка 1959-1961, Н.И.Курганского 1961-1962, М.А.Юфа 1962-1966, Б.Ф. Дубенского 1966-1972, И.А. Южакова 1973-1975. Все эти годы в томской драме работал очень талантливый главный художник, начинавший во фронтовом театре Сергей Сергеевич Постников.

В августе 1964 года томский драматический театр показал три спектакля на сцене Кремлевского театра в Москве. «...Самое хорошее, интересное, что есть в Томской драме - это его актеры» писала газета «Советская культура». В разное время в Томске работали известные по Сибири актеры: А.М. Затонский, Д.А. Лядов, М.П.Кузнецов, Б.М. Молотов, В.А. Афонина, Л.А. Баум, В.А. Калинченко, Н.Н. Юргенс, Н.И.Надеждина, Т.П.Лебедева, А.В. Ратомский, Л.И. Долматова, А.А. Аркин, М.А. Исаев и др.
Приехавший из Казани, режиссер Ф.Г. Григорьян проработал художественным руководителем Томского театра драмы девять лет, с 1975 года по 1984 год. В эти годы театр успешно гастролировал по стране - в Ленинграде (1979 г.), в Москве(1980 г.), в Харькове (1985г.), в Саратове и других культурных центрах страны. Спектакли достойно оценивались местной критикой. Театр получил дипломы Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984г.). Ведущие актеры получили почетные звания «Заслуженный артист РСФСР», «народный артист РСФСР».

Каждый новый спектакль режиссера Ф.Г. Григорьяна на томской сцене, будь-то «Женитьба» Н. Гоголя, «Золотой слон» А. Копкова, «Гроза» А.Островского, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, был своеобразным художественным открытием не только для нашего города. Значимым спектаклем, в котором участвовала вся труппа, стал спектакль «Соленая падь» по роману С. Залыгина, инсценировка которого была сделана самим режиссером. Творческий коллектив театра, под руководством Ф.Г. Григорьяна, сумел осветить по-новому, не традиционно, трудные революционные события страны. Режиссер спектакля Ф.Г. Григорьян вместе с исполнителем главной роли, артистом В.В.Варенцов были удостоены в 1980 году, за спектакль «Соленая падь», Государственно премии им. К.С. Станиславского.

Особая театральная атмосфера в городе студентов достигалась благодаря многолетнему существованию театрального факультета Межвузовского университета искусств. В городе регулярно проходили Дни театра для крупных промышленных предприятий и НИИ, выездные спектакли на отдаленные буровые нефтеразведчиков в г.Стрежевом и Александрово. В музее театра хранится бутылочка с нефтью, из первых проб первой томской нефти, подаренная актерам после спектакля благодарными буровиками
В 1978 году по проекту архитектора Г.И. Аранжереевой, в центре города появилось новое здание театра. Его открытие стало настоящим праздником для всех томичей. Просторный зрительный зал, удобные помещения для работы цехов, современное световое и звуковое оборудование, уникальная комплектация сценической площадки – все это позволяло вывести технические возможности спектаклей на новый уровень.

После девяти плодотворных лет (1975-1984) работы в нашем театре режиссера Ф.Г. Григорьяна, наступило время режиссеров, ненадолго задерживающихся в нашем городе. Среди них М.Б.Борисов (1984-1986), А.В. Лапиков (1987-1988), Н.А. Воложанин (1988-1989), О.Р.Пермяков (1992-1996), Ю.А.Ильин (1996-1999), Б.И. Цейтлин (2000-2001), Ю.А Пахомов (2002- 2011). У каждого из них были удачные спектакли. А некоторые из них, такие как «Поминальная молитва» Г.Горина, в постановке О.Р. Пермякова, 1991 года не сходила со сцены двадцать лет. А моноспектакль народной артистки России Валентины Бекетовой в постановке Юрия Ильина «Тебе – через сто лет» по произведениям Марины Цветаевой» с постоянным успехом идёт с 1997 года.
Но продуманной, творчески интересной репертуарной политики, какая была у Ф.Г. Григорьяна, перечисленным режиссёрам осуществить не удалось. Режиссер Б.И. Цейтлин уже по итогам первого сезона, в 2000 году вывел спектакль «Ангел приходит в Вавилон» по пьесе Ф.Дюрренматта на номинацию всесоюзной «Золотой маски» как «лучший спектакль». При нем театр принял участие в Международном проекте «Истории школьного двора» на фестивале в Берлине (Германия) и Лионе (Франция).

В 2000 году был торжественно отмечен юбилейный, сто пятидесятый сезон (1850-2000гг.), Томский театр драмы открыл его фестивалем, где были показаны лучшие спектакли из Омска, Новосибирска, Иркутска, Новокузнецка, Екатеринбурга. Приехали на юбилей, и актеры Белорусского театра имени Янки Купалы. Встретили их с особым радушием и сибирскими подарками.
В 2001 году директором театра стал Г.А. Сокуров, а через год, на должность главного режиссера театра был приглашен Ю.А.Пахомов. В 2002 году в театре открылся филиал Екатеринбургского театрального института. В 2004 году городу Томску исполнилось 400 лет и очередной региональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», был проведён в нашем городе. В ноябре 2004 года , по просьбе творческого коллектива и театральной общественности города, музею театра было присвоено имя народной артистке РФ Т.П. Лебедевой (1919-1988гг.). В следующем году, 2005-ом , в театре была учреждена ежегодная театральная премия имени народной артистки РФ Т.П.Лебедевой. В рамках ежегодного театрального фестиваля «Парад премьер», лауреатам вручается премия, диплом и статуэтка-приз с изображением золотой кедровой ветви.

С 2013 по 2016 год главным режиссёром в театре был А.А. Огарёв, осуществивший ряд очень интересных постановок, получивших отклик театральной общественности и прессы: «Лариса и купцы», «Амели», «Анна в тропиках», «Война», «Мой дом - твой дом!» и «Председатели земного шара», которые вошли в лонг-лист национальной премии «Золотая маска».
В январе 2019 г. главным режиссером театра назначен Олег Молитвин. В томской драме он осуществил постановки спектаклей «Паразиты» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, «Безымянная звезда» по Михаилу Себастиану, «Недоросль» по Денису Фонвизину. Среди недавних премьер - «Репетиция полярного сияния» по пьесе современного драматурга Александры Сальниковой и «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта, получивший поддержку Российского фонда культуры. Сейчас им готовится к постановке спектакль «Катя» по пьесе «Екатерина Ивановна» Леонида Андреева.
В марте 2021 г. директором театра назначен Виталий Волочинков. Театр возобновил гастроли по районам Томской области, в т.ч. отдаленным, принял на своей сцене коллектив Алексанринского театра, а в сентябре готовится отметить свое 170-летие.

Т.В. Линяева, куратор театрального музея