Монолог одной актрисы

все новости

Для Валентины Бекетовой каждый новый театральный сезон — это предвкушение работы, плодотворных репетиций, сложных ролей. Этот сезон начался для нее с премьеры «Кошки-мышки», бенефиса в честь присвоения звания народной артистки.

За сорок лет на томской сцене Валентине Бекетовой посчастливилось сыграть во многих спектаклях и примерить самые разные роли от восторженной девушки с широко распахнутыми глазами, какой впервые ее увидела публика, до мудрой женщины из «Оскара и Розовой дамы», готовой устраивать клоунаду ради больного ребенка. «Васса и другие», «Окаянные сны», «Тустеп на фоне чемоданов», моноспектакль по произведениям Марины Цветаевой — перечисляя пьесы, в которых сыграла, Бекетова с удовольствием отмечает, что все роли давались ей непросто, а значит, в них она преодолевала себя и находила что-то новое. Томичи привыкли видеть актрису в разных амплуа на сцене, но мало кто задумывается, какая она в жизни. Немного усталая, но жизнерадостная, острая на язык, открытая для общения с молодежью, умная и красивая — она интереснее и сложнее даже самой своей противоречивой героини Вассы Железновой. На актера, попробовавшего себя в десятках ролей, типажей, накладывается профессиональный отпечаток — психологический взгляд на поведение окружающих, попытка понять по жестам, словам человека его характер, узнать его ближе. «В какой-то степени все актеры — психологи», — говорит Валентина Алексеевна. Она берет на заметку мелкие особенности, характерные для конкретных людей, и потом наполняет образ героя на сцене такими штрихами, как запоминающийся дефект в речи, особый жест или мимика.

ПЕРЕД ЗРИТЕЛЕМ

В отличие от кино, где зафиксированная реальность живет только в одном варианте, театральное мастерство всегда разное, оно существует здесь и сейчас для конкретного зрителя. «Чтобы хорошо сыграть, нужно чувствовать зрителя, получать от него энергетическую отдачу, — говорит Бекетова. — Когда же этого нет, например, публика ждала комедии, а ты играешь драму, или наоборот, ставишь комедию под гробовую тишину в зале, где сидит интеллигентная публика, не готовая воспринимать шутки, играть очень тяжело. Спектакль идет туго, и зрители начинают чувствовать какую-то неестественность в том, что происходит на сцене».

Валентина Алексеевна часто сама бывает на спектаклях в качестве зрителя, причем, как говорит, в качестве придирчивого зрителя. В игре актеров профессиональным взглядом всегда замечает промашки и недочеты и очень редко может полностью погрузиться в происходящее на сцене, увидеть его глазами обычного зрителя. Это еще одна из «издержек профессии». Если актрисе все же удалось «забыть», что на сцене ее коллеги, открыть в них новые качества и просто насладиться действием, спектакль будет оценен ею на высшем уровне. Сравнивать игру сегодняшней молодежи с тем, что было в театре в начале ее творческого пути, Бекетова не любит. У каждого актера свое «взросление», становление по ролям, и это не зависит от времени, от возраста лицедея. Актриса следует правилу «человека невозможно научить, если он сам не хочет учиться», этого ждет и от своих партнеров по спектаклю, и радуется, когда видит, что актер растет на сложных ролях, серьезных драматических произведениях. «Предела для роста нет, напротив, с каждой новой ролью, с возрастом и опытом ты понимаешь, что еще очень мало умеешь. И не знаешь, как подступиться к роли, будь это маленькая, но интересная роль полковничихи в “Окаянных снах” или сложная, даже, наверное, отрицательная по классическим канонам роль Вассы. Чем роль дальше от тебя по характеру, тем увлекательнее с ней работать. Единственное, что она все же должна находить отклик у тебя в душе, хоть немного соприкасаться с твоим внутренним миром». Кстати, насчет «сродства» с ролью у каждого актера свои хитрости. Кто-то пытается отыскать в себе юношеский максимализм, чтобы сыграть бескорыстного героя. Кто-то ворошит темные стороны своей души, чтобы показать стервозную героиню. Валентина Бекетова с удивительной точностью может передать оба этих типажа, при этом параллельно играя в других спектаклях.  В этой хрупкой женщине уживаются и  жесткая Васса, и падшая полковничиха, и благородная Розовая Дама. Она не лицемерит, играя на сцене, она живет каждой ролью, и оттого выглядит естественно, правдоподобно.

РЕЖИССЕР И АКТРИСА БЕКЕТОВА

Ее стихия — непрестанное движение, она старается охватить как можно больше видов деятельности, поэтому даже для друзей Валентины Бекетовой остается загадкой, как она все успевает. Вот уже более 20 лет службу в драматическом театре актриса успешно совмещает с работой в Литературно-художественном театре Томского университета. Здесь ее окружает совершенно другая аура, молодые талантливые люди, которые, может быть, никогда и не станут актерами, но попробуют себя в этом направлении. Университетский театр худрук Бекетова называет подарком судьбы: здесь она переключается на сотворчество с молодежью. «Мне дороги взаимоотношения с молодежью, когда не нужно казаться кем-то, а достаточно просто быть собой, я радуюсь, когда вижу, каким эмоционально выросшим становится студент за годы работы в студии, и отчасти это моя заслуга».

Для самой актрисы университетский театр тоже дает возможность роста — вместе со студентами она может перепробовать множество ролей, профессионально обогатиться, в то время как в драме актеры иногда несколько сезонов остаются без новых ролей. Ставя спектакли в университете, она обрела еще одно важное понимание для работы в драматическом театре: нужно всегда подстраиваться под режиссера. «Не знаю, хорошо это или плохо, но я стараюсь не противоречить постановщику, а понять, что же он хочет, — говорит актриса. — Даже если возникают разногласия, придерживаюсь правила: театр должен существовать по законам режиссера, чтобы не вышло как в басне про лебедя, рака и щуку». За время служения томскому театру Валентине Бекетовой пришлось работать не с одним режиссером. Признается, что не каждый из них оставил у нее неизгладимое впечатление, но все они, безусловно, приняли участие в становлении актрисы. «Если в работе с режиссером происходит открытие себя, роль с трудом, но все-таки поддается, значит, общение прошло не зря. Значит, ты продвинулся в профессии». Она не разграничивает своих героев на комедийных и трагедийных, простых и сложных. Для Бекетовой каждая роль требует серьезной работы, полной отдачи, совместного творчества актера, режиссера и в конечном итоге зрителя.

***
В этом году заслуженная артистка России Валентина Бекетова получила звание народной. Ни много, ни мало — это признание. Хотя в нашей стране это признание приходится ждать долго. «Звездная болезнь» обошла актрису стороной, кстати, это качество она не приветствует и в других. А вот чувство ответственности с новым званием прибавилось. Она и молодежь в университетском театре учит работать так, чтобы не было стыдно за представление на сцене. Конечно, такая игра требует полной отдачи от актера, которому порой приходится делать непростой выбор между семьей и театром. Рассуждая на эту тему, Валентина Бекетова с некоторой грустью отмечает, что выбирая что-то одно, отказываешься от другого. Но, с другой стороны, теряя, обретаешь. Тут уж как посмотреть. «И все же, несмотря на то, что театр нас многого лишает, есть причины возвращаться сюда, — задумчиво произносит Бекетова. — Здесь есть возможность открыться, есть надежда на чудо, успех, который все любят, но который очень редко случается». Чудеса происходят там, где в них верят. И если скромность не позволяет актрисе признать, что в ее жизни чудо в виде признания, успеха случалось, то мы, глядя со стороны, вправе это сказать. Думается, что бенефис, на который соберутся друзья и благодарные зрители Бекетовой, это еще раз подтвердит.

Диана КОВАЛЬЧУК (журнал "Персона", 2012 г.)