6 октября Томский театр драмы открывает 168 сезон
Многое смешалось в театральной жизни за последние годы. Конечно, творческие коллективы не могут существовать размеренно и по строгому плану. Но всё же ранее был определённый ритм. Закрывался очередной сезон и театр отправлялся на два месяца на гастроли. Это были большие города страны (по месяцу работы в каждом), Иногда один месяц отдавали путешествию на теплоходе по родной области. В те времена у управления культуры (теперь это называется департамент) была своя небольшая флотилия. Всё лето суда с творческими коллективами – местными, столичными, из соседних городов – бороздили воды Оби, по возможности заплывая в Чулым, в Кеть, чтобы побывать в самых труднодоступных небольших сёлах. Почти каждое лето в Томск на месяц приезжал один из столичных театров, а также ведущие коллективы провинции. Вот это и называлась Большими гастролями. А недельные посещения с тремя-четырьмя спектаклями близлежащих городов назывались, как правило, «выездами». Но время вносит коррективы. И наш обмен с Астраханской драмой (единственный дальний маршрут), как и предыдущие - с Кемерово или Барнаулом - называются «Большими гастролями». Кстати эти обмены почти не нарушают рабочего режима театра. Неделя пролетает незаметно, а театр останавливает показ спектаклей только на время отпуска артистов. Опять же – лет двадцать назад из отпуска коллектив выходил в конце августа, и сентябрь был посвящён подготовке сезона – репетициям новых спектаклей, вводам в старые, если в том была необходимость, «реставрации» декораций… А теперь уже в августе снова игрались спектакли. Нынче даже в сентябре выпустили премьеру – так было удобно приглашённому режиссёру. А вот открытие состоится в октябре. Это традиционно. Так давайте беречь оставшиеся традиции, и не горевать об ушедших.
Все мы сталкиваемся с новыми проблемами, отвечаем на новые вызовы. Не будем ностальгировать, а с удовольствием окунёмся в кипучую жизнь театра накануне открытия 168 сезона
Работа над премьерой спектакля «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо началась ещё по весне, когда художник Любовь Петрова представила техсовету эскизы и чертежи будущей постановки. В последнее время декорации спектаклей нередко во многом выпадают на долю технических средств. Светодиодный экран даёт большие возможности для ярких, неожиданных эффектов. Но после первых восторгов кое-кто из публики, особенно представители старшего поколения, заскучали по старым добрым технологиям, когда на сцене были вполне материальные дома и лесные опушки, интерьеры и написанные художником «неоглядные дали». Как читатель, видимо, уже догадался, я отношусь как раз к этому поколению и непросто расстаюсь с привычными реалиями. Но «Простая история» порадовала всех достоверностью обстановки и актёрской игры. Началу репетиций предшествовала большая работа, в результате которой на сцене возник огромный хлев со стайками для животных, сеновалом, голубятней – всё это было изготовлено сначала в поделочной цехе столярами, затем покрашено и «состарено» художниками-декораторами и бутафорами. А в костюмерном цехе подбирали и переделывали бытовые костюмы для героев – сельских жителей, и шили фантастичные – для животных.
Да, действие пьесы происходит в хлеву. Здесь встречаются молодые влюблённые, потому что их родители против этих встреч. Рядом мирно сосуществуют разные твари. Петух - наподобие мультипликационного попугая Кеши - исполняет попурри из песен и текстов, услышанных им по радио. Нежная и влюбленная в жизнь Свинья мечтает о полетах во сне и наяву, а ещё мудрая Лошадь, а также Пёс, Корова…Они узнают, что Даша и Алёшка ждут ребёнка, а отец Даши требует от него избавиться. Все оказываются вовлеченными в происходящее и каждый готов пожертвовать собой и стать ангелом – хранителем ещё не появившегося на свет малыша.
Премьерные спектакли вызвали самые восторженные отклики зрителей. Вот один из опубликованных в социальных сетях: «Ощущения от увиденного очень тёплые и позитивные. Это немного сказочная история для взрослых завораживает с первых минут просмотра. ЗдОрово!!! Изумляет и поражает!!! Считаю что это большое событие для нашего города! Спектакль, который нужно смотреть всей семьёй». Зрители были рады встретиться с творчеством заслуженного деятеля искусств России Юрия Пахомова, который много лет проработал в томской драме главным режиссёром и публике ещё памятны его постановки.
Официальное открытие сезона состоится 6 октября. В этот день театр представит одну из наиболее значительных работ прошлого сезона – драму Артура Миллера «Все мои сыновья». Она была выпущена в марте и сыграна на бенефисе заслуженной артистки России Ольги Мальцевой. На этот спектакль особенно откликнулись любители глубокого психологического театра, когда зрителю всё время интересно следить за тем, что же происходит с каждым персонажем по мере развития напряженного сюжета, как меняются взаимоотношения во время всего лишь одного диалога, или одного намёка… Постановку осуществил известный в стране и томичам режиссёр Сергей Стеблюк.
В начале прошлого сезона мы представили публике четырёх молодых актёров. Сейчас они активно представлены во многих спектаклях театра – «Поминальной молитве», «Прелести измены», «Паразитах» и других. Все эти спектакли имеют своих поклонников, замечены были и вновь пришедшие актёра. Но я бы обратила ваше особое внимание на «постреволюционный абсурд» «Старухи» по произведениям русского авангардиста Даниила Хармса. Эта постановка – работа молодых актрис томской драмы, которые при поддержке режиссёра Андрея Черпина перенесли свою выпускную работу в Новосибирском театральном институте в сценическое пространство театра и таким образом смогли ввести спектакль в репертуар. И он также вызывает горячие обсуждения.
В ближайшее время режиссёр из С.-Петербурга Олег Молитвин начинает работу над лирической историей, известной многим по одноимённому кинофильму «Безымянная звезда». Но, предполагаю, что молодой режиссёр откроет в старой доброй пьесе румынского драматурга Михаила Себастиана неожиданные повороты. Во всяком случае, жёсткая современная режиссура в его спектакле «Паразиты» предполагает смелые постановочные решения.
Затем начнётся традиционная подготовка к Новогодней компании, которая всегда включает в себя много разнообразного. Для детей будет специальное представление в фойе перед сказками. Малышам будет предложена «Тайна старого сундука» - увлекательная история с участие гномов и ведьмы, придуманная Виталием Романовым и поставленная Артёмом Киселёвым. А ребята постарше на основной сцене увидят казалось бы всем знакомую «Снежную королеву». Только надо предупредить, что до последних лет мы почти ничего не знали о том, что все произведения Андерсена пронизаны искренней верой в Бога. Сказки, публиковавшиеся в советские годы, подвергались цензуре, удалявшей даже намёки на христианские символы, идеи и образы. В результате многое в них оставалось непонятным. Например, из «Снежной королевы» исчезли божественные чудеса (дьявольские, впрочем, остались), ангелы, молитвы, псалмы и вся христианская символика… Режиссёр заслуженный деятель искусств России Наталья Корлякова и вся постановочная группа нашего спектакля постаралась вернуть христианские мотивы автора.
Новогоднее представление ждёт и взрослых зрителей. В последнее время мы стали практиковать театрализованные встречи со зрителями в фойе до спектакля. С большим успехом проходили вампирская и джазовые вечеринки, «Алое платье», «Игра в классики» и другие. Новый сезон продолжит эту традицию. И первое представление состоится в день его открытия – 6 октября. В театральном фойе будут развёрнуты две выставки – произведений художественно-постановочной части и фотографии Владимира Сумцова «Актёры вне сцены». Впрочем, эти выставки и сопутствующий им перформанс смогут увидеть первокурсники томских вузов перед спектаклем «Двенадцатая ночь» уже 30 сентября. Возможно, будет проведено даже два «Дня первокурсники», если желающих окажется больше чем на один зал. Комедию Шекспира четыре года назад поставил выпускник ГИТИСа Иван Орлов. Ему в ту пору было 22 года. И спектакль очень молодой по духу и способу существования – сказка о любви, перед которой рушатся все преграды, где актёры играют в чудесную весёлую игру. И совершенно неважно, в каком времени и месте происходят все необыкновенные события.
Среди проектов прошедшего сезона, явно получивших горячие отклики, надо выделить серию читок «DramUlet»(Режиссёр Андрей Черпин), представляющих современную российскую драматургию, а также интерактивный спектакль «Тайны кулис» (режиссёр Артём Киселёв), знакомящий зрителей с театральными профессиями. Практика таких форм работы будет продолжена. Уже есть замысел провести лабораторию «DramUlet», посвященную забытым пьесам 20-х, 30-х годов с приглашёнными режиссёрами и критиками.
В этом сезоне по итогам двух сезонов будет проведён «Парад премьер», на котором приглашённое жюри оценит актёрские работы во всех спектаклях. Особо выдающиеся достижения отмечаются. Наиболее значимые – премия имени народной артистки РСФСР Тамары Павловны Лебедевой – «Золотая кедровая ветвь» и приз молодому актёру – «Твоё шанс» имени народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР Владимира Варенцова.
Завершить этот рассказ хотелось бы надеждой на то, что ожидания зрителей, которые придут в театральный зал, оправдаются.
Мария Смирнова