Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Художественно-постановочная часть

ЛЮДИ ЗА СЦЕНОЙ

Художественно-постановочная часть (ХПЧ) – это сердце театра, это люди, с помощью которых замыслы режиссера и художника-постановщика спектакля обретают материальную форму. В цехах ХПЧ создаются декорации, бутафория, костюмы и сценические эффекты. Обычно в ее состав входят машинно-декорационный, реквизиторский, костюмерный, гримерный, бутафорский, пошивочный, столярный, свето- и звукотехнический цеха. Расскажем, чем занимается каждый из них.

Костюмы

Начнем с пошивочного цеха, который в театре называют просто «пошивка». Здесь по эскизам художника создаются костюмы для артистов. Чаще всего именно на этот цех выпадает самая большая нагрузка: чем больше в спектакле персонажей, тем больше требуется костюмов. На сегодня рекордсменом в этом плане является премьера, открывавшая 167-й сезон – «Имажинарiй м-ра О.Генри». Для этого спектакля было сшито 72 костюма.

Всю одежду к спектаклям театр старается делать сам. Во-первых, не всегда можно что-то подобрать в магазине, а во-вторых, только в «пошивке» создадут такой костюм, который будет удобным и для артиста, и для костюмера. Ведь порой режиссер дает артисту на переодевание всего лишь 15-20 секунд. И задача цеха – придумать, как сделать костюм таким, чтобы его можно было быстро снять или надеть.

Руководит пошивочным цехом Любовь Бурундукова, помогают ей художники-модельеры Людмила Тогущакова, Тамара Полеваева, Вера Полиенко, Зинаида Старовойтова и Ольга Осиненко.

Когда костюмы готовы, они передаются на хранение в костюмерный цех и снабжаются ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актеров, а также описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. Перед началом спектаклей костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и разносит по гримеркам, а затем дежурит на спектакле, помогая артистам переодеваться. Кроме того, костюмер следит за чистотой и сохранностью костюмов – делает мелкий ремонт, отправляет в прачечную.

Заведует костюмерным цехом Маргарита Пытикова. Вместе с ней трудятся Екатерина Трис, Галина Сташелис и Ирина Новожилова, которая служит  театру более тридцати лет.

Помимо костюмеров в цеху работает мастер по пошиву сценической обуви Сергей Волков. В своей небольшой мастерской он создает особенные ботинки, сапоги и туфли, которые не купишь ни в одном магазине – они изготавливаются специально для героев спектаклей по эскизам художника. Сергей Волков известен всем театрам Томска – сейчас он единственный в городе специалист в этой сфере.

Помимо костюма неотъемлемая часть образа актера – это грим и прическа. Мастерской театрального преображения является гримерно-постижерный цех. Руководит им Анастасия Дейкун. Именно она с помощью грима, париков, накладных бакенбардов и усов создает артистам новые образы.

Декорации

Когда создается спектакль, художники-постановщики делают лишь чертежи габаритных декораций и мебели. Задача сотрудников производственной мастерской театра – придумать, как все это сконструировать, и затем изготовить. Занимаются этим заведующий мастерской Сергей Полежаев и художник-конструктор Сергей Савиных.

После изготовления декорации попадают в художественно-декорационный цех. Здесь с кисточкой, валиком и краскопультом в руках художники-декораторы Андрей Шадрин, Юрий Харанжевич и Ольга Мартьянова «офактуривают» деревянные и металлические части декораций, планшета сцены,  расписывают «задники» и занавеси (то есть мягкую декорацию).

Ольга Николаевна Мартьянова – одна из старейших сотрудников театра, она трудится в томской драме более сорока лет и является хранителем национальной театрально-декорационной культуры. 

Отметим также, что Андрей Шадрин и Ольга Мартьянова не только художники-исполнители: несколько спектаклей были выпущены ими в качестве художников-постановщиков.

Готовые декорации спускают на сцену. Здесь их начинают монтировать сотрудники машинно-декорационного цеха. Машинисты готовят сцену к репетициям и показу спектаклей,  устанавливают декорации и передвигают их по ходу действия спектакля. У них очень ответственная работа: декорацию нужно не просто собрать на сцене, но и сделать оптимально функциональной – безопасной и удобной для артистов. Заведует машинно-декорационным цехом Владимир Щигрев. В его подчинении машинисты сцены Андрей Захватаев, Владимир Русанов, Евгений Мешков, Геннадий Малинин, Евгений Казанцев, Константин Стасев, Павел Федощенко и Сергей Дурыманов. Сергей Гаврилович, или как его все называют «Горыныч» – еще один долгожитель театра, он служит уже почти пятьдесят лет.

Реквизит и бутафория

Все предметы, использующиеся в театральных постановках, хранятся и оберегаются работниками реквизиторского цеха. Всевозможные старинные книги, посуда, зонты, игрушки, настольные лампы, пистолеты, часы, сумочки… Этот список можно продолжать бесконечно, но хранительницы всего этого богатства легко ориентируются в своем хозяйстве. Они четко знают, что где лежит, в каком спектакле «играет» и к какому моменту действия должно быть «заряжено» на сцене. Заведует реквизиторским цехом Ольга Окунева, а помогает ей Наталья Голобокова.

Еще один театральный цех – бутафорский. Здесь художники-бутафоры изготавливают вещи, «играющие» в спектаклях. Чтобы зрителю было видно их на расстоянии, бутафоры создают предметы чуть грубее, выразительнее и резче в деталях, чем настоящие. Вазы и шляпки, цветы и шпаги, люстры и жареные поросята – невозможно перечислить все, что производится здесь, причем зачастую из самых странных исходных материалов. Серебряная цепочка часов, пересекающая живот солидного купца – половинка сломанной застежки молнии, роскошный багет, обрамляющий картину – марлевые бинты, выложенные эффектными кренделями. Создают это все бутафоры Олеся Смолякова и Елена Шестакова.

Руководит этим цехом, а заодно, кстати, и художниками-декораторами начальник художественно-бутафорского цеха Вера Лоскутова.

Свет, видео и звук

Музыкой, голосовым и шумовым оформлением спектаклей занимается радиоцех. Он находится на самом верху зрительного зала (за зрителями последнего ряда балкона), откуда хорошо видна сцена и слышны все реплики актеров. В радиоцехе работают звукорежиссеры Илья Польский, Николай Фоминых и Николай Текин.

Свет – один из главных компонентов художественного оформления спектакля. В современном театре возможности света поистине безграничны, с его помощью возможно создание самых разнообразных эффектов. Световая аппаратура в театре чрезвычайно сложна и многообразна. С помощью специализированных компьютеров ею управляет начальник электроосветительного цеха Андрей Долгих. Андрей – профессионал, признанный не только в Томске, но и в России. В 2018 году он стал лауреатом премии им. А.В. Луначарского, которую присуждают только лучшим работникам театрального закулисья. Художником по свету большей части спектаклей, которые идут в театре, является именно он. Помогают ему художники по свету Илья Стальмаков и Тимур Курманбеков. Также в этом цехе трудится Виталий Лисовский. В нашем театре он отвечает за видео. Рекламные видеоролики и значительная часть видеоформления спектаклей созданы им.

Координирует и контролирует деятельность всех производственных цехов заведующий художественно-постановочной частью, или просто – завпост. Завпост – особая профессия. Он одновременно и технолог, и инженер, и экономист, и художник. И главное – он должен понимать технологию театральных профессий: костюмеры, реквизиторы, монтировщики, художники, столярный цех – всех их объединяет художественно-постановочная часть, и во всех этих профессиях надо разбираться. В нашем театре ХПЧ заведует Александра Воронова.

 

 

 

 

 

 



На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica