Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Состоялись обсуждения спектаклей «СТАРУХИ» и «ИМАЖИНАРIЙ М-РА О.ГЕНРИ»
Состоялись обсуждения спектаклей «СТАРУХИ» и «ИМАЖИНАРIЙ М-РА О.ГЕНРИ»
Спектакли «ИМАЖИНАРIЙ М-РА О. ГЕНРИ» и «СТАРУХИ» входят в число самых необычных постановок прошлого сезона. Нелинейные сюжеты, богатый образный и сложный символический ряды, игра ассоциаций - все это требует от зрителей работы мысли и воображения. И после просмотра подобных постановок неизбежно появляются вопросы. Именно поэтому в театре было решено провести серию творческих встреч, на которых зрители бы смогли пообщаться с создателями этих спектаклей. 7 ноября зрители обсудили фантасмагорию «Старухи», а 8 ноября узнали, как рождался спектакль «Имажинарiй мистера О. Генри».
ЗАГАДКИ ХАРМСОВСКИХ СТАРУХ
В спектакле «СТАРУХИ» по произведениям Даниила Хармса загадок много. Сколько там старух - три или одна? Почему героиню постановки Иду Марковну чекисты называют Елизавета Бам? При чем здесь Лев Толстой? Почему персонажи спектакля так не любят детей? И что это такое вообще - реальные события или игра воображения свихнувшейся от постреволюционной действительности пожилой женщины. В общем, у зрителей спектакля вопросов также много как у читателей Даниила Хармса.
- Хармс – это необычная литература, - поясняет руководитель постановки, режиссер Андрей Черпин, - у него нет почти ни одной истории, которая бы рассказывалась последовательно. Его тексты не рассказывают какие-то истории, а передают то, как человек себя ощущает. Писатель жил в период, когда закончилась целая эпоха – эпоха царской России. Произошла революция, и наступило новое время. Время, которое придумывали и делали одновременно. Люди стали жить в новых условиях – и внутренних, и внешних, и стали искать новые средства выражения в живописи, в кинематографе, в музыке, в театре, в литературе. И Хармс находил слова для очень странных человеческих состояний, которые происходили и со временем, и с людьми. Эти странные ощущения требуют необычных слов. Но когда у тебя съезжает крыша от жизни, которая тебя окружает, а ты находишь для этого слова – это лучший способ не сойти с ума.
У спектакля «СТАРУХИ» необычная история. Он появился на свет в Новосибирске. Светлане Задвинской, Александре Зеленской и Дарье Омельченко, которые тогда были студентками второго курса Новосибирского театрального института, было дано учебное задание - сделать десятиминутный этюд по произведениям Хармса. Этюд о сплетничающих за столом старухах был создан, а молодые актрисы  «загорелись» Хармсом и захотели, чтобы их этюд вырос во что-то большее.
- Нам предложили сделать спектакль малой формы. Мы читали Хармса, отбирали произведения, которые нас зацепили, понравились, придумывали историю, потом как-то ее расширили, - вспоминает Светлана Задвинская.
Постепенно все это складывалось в единое сценическое произведение. Была придумана личность старухи, являющаяся перед зрителем в трех ипостасях: Ида - чувства, Марковна - воля, Ида Марковна - разум. Но это ее тайное, внутреннее имя. Официально, для окружающих врагов она - Елизавета Бам...
Постановка была сыграна на выпускном экзамене, и мастерство молодых актрис произвело впечаталение на режиссера Томской драмы Андрея Черпина. Девушки были приглашены в труппу Томского театра драмы, работа над «Старухами» была продолжена, и спектакль был включен в репертуар.
Так творчество великого русского абсурдиста начала ХХ века повлияло на судьбу актрис начала ХХI века.
О спектакле «Старухи», о смыслах, которые заложены в постановке и в произведениях одного из самых странных и самых гениальных русских писателей ХХ века можно говорить долго. Но самое ценное в произведениях Даниила Хармса, по мнению Андрея Черпина, это свобода, которую они несут в себе.  
- Разбивая привычную логику, предлагая посмеяться над готовыми ответами, которые есть в голове каждого человека, над страхами, которые мучают нас, Хармс несет свободу, - уверен режиссер, - Разрушая все это, мы освобождаем в себе место для творчества.
НЕУЛОВИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ
Спектакль «Имажинарiй м-ра О. Генри» совершенно иной по жанру, стилю и настроению. Но он тоже несет в себе ощущение свободы.
- В финале спектакля звучат стихи Дилана Томаса, знаменитого американского поэта 20-х годов прошлого века. Они о том, что мы не должны сдаваться смерти и тьме, мы должны яростно верить в свет и биться за него, - говорит режиссер спектакля Андрей Черпин, - И эта тема, мне кажется, основная в творчестве О. Генри - писателя, который при жизни прошел Ад. Он отсидел в тюрьме за несовершенное преступление, тяжело болел, его молодая жена умерла от туберкулеза. И тем не менее он писал очень светлые рассказы, в которых есть свобода и ощущение радости от жизни.
Многие зрители, оставшиеся на обсуждение, настоящие фанаты спектакля и посмотрели его уже не один раз. Им хотелось узнать, как рождался их любимый спектакль, как рассказы О. Генри трансформировались в сценические новеллы, какие смыслы режиссер закладывал в постановку.
- Своебразная метафора спектакля - фильм, который показывается в начале и в финале, - объясняет Андрей Черпин, - Там на трамвайную линию попадают случайные прохожие, конные экипажи, велосипедисты, автомобили. Для меня произведения О. Генри - это переплетения судеб, столкновения случайностей. А еще эти кинокадры вызывают ассоциацию с нотным листом. А я строил спектакль по законам фуги - музыкального произведения, в котором четыре скрипки по-разному разыгрывают одну и ту же тему. И рассказы О. Генри, и мой спектакль это разработка нескольких тем - любовь, смерть и верность своему пути. В спектакле я все время меняю жанр. Это то фарс, то психологический театр, то мюзикл, то кино. Для меня это принципиально важно, потому что так я стремился передать в «Имажинарии» ощущение неуловимости, ускользания жизни. Ты хочешь схватить жизнь, любовь, но все это неуловимо и постоянно от тебя ускользает.

Возврат к списку новостей




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica