Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Александр Горбань: «Если бы Гоголь воскрес и увидел, что происходит в России, он попросил бы закопать его снова» (Н. Гоголь "РевюZERO")

В среду, аккурат в День космонавтики, в Томском театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Гоголя «Ревизор» под  названием «РевюZero».  Спектакль поставил московский режиссер Александр Горбань. Этой премьеры томские театралы ждали с нетерпением с самого октября, когда главный режиссер театра Юрий Пахомов на традиционной встрече со зрителями сообщил о возможном приезде в Томск нашумевшего московского режиссера.

После одной из репетиций накануне премьеры Александр Горбань, несмотря на жуткую усталость, любезно согласился ответить на  вопросы  надоедливых журналистов.

- Александр Николаевич, у Гоголя жанр пьесы определен как комедия. А у Вас?
  
- Наш спектакль решен в жанре гротеска. Это нечто приближенное к клоунаде, но с очень мощным внутренним проживанием ситуации. Вообще, этот жанр очень болезненный для драматического театра. Он невероятно чистый, точный, напоминающий балет. Ведь, в балете нельзя делать лишних движений, нельзя танцевать вне музыки. Свет, музыка, текст, внутреннее проживание здесь превращается в шоу.
  
- Скажите, а название спектакля вы придумали для завлекаловки?
  
- Нет, это вовсе не выпендривание с моей стороны. В этом названии глубокий смысл. Ревю – это шоу, которое устраивает Хлестаков в этом уездном городишке.  Zero – ноль, то есть он сам и есть, пустейший  человек, пройдоха. Он ставит на ноль, на самое себя – и выигрывает, обведя всех вокруг пальца. Хлестаков приехал в город, про который сам городничий говорит: «Три года скачи - ни до какого государства не доедешь» и, выражаясь современным языком, «порвал» его на куски. Причем, не только механизмы, устои этого города, но и человеческие судьбы. Только представьте, что ждет героев после финальной сцены, когда они узнают о приезде настоящего ревизора. Дочке впору в омут с головой, на ее маменьку все пальцем будут показывать, а уж бедном городничему придется навсегда распрощаться с должностью и уважением окружающих. А самое главное, Хлестаков ведь не остановится: азарт, тщеславие у него в крови.
  
- То есть, корень зла – в Хлестакове?
  
- Я бы сказал, в соединении Хлестаковых, которых наша Русь видела-перевидела во время и после Гоголя и чиновничества. Гоголь даже не предполагал, что такое соединение может произойти.
  
- Как не предполагал, наверное, что  его персонажи – дети неразумные по сравнению с будущими российскими чиновниками…
  
- Это уж точно. У Николая Васильевича Гоголя в пьесе нет злых людей. Они лукавы, хитры и в то же время очень наивны. Они не воровали столько из казны, сколько воруют сегодняшние чиновники. Ведь,  воровство и взяточничество в сегодняшней России нарастает год от года. Знаете, мне иногда кажется, если бы Гоголь воскрес и увидел все то, что происходит в России, он бы попросил, чтобы его опять зарыли в землю – ей богу!

- Ваш спектакль решен далеко не в традиционной манере. И, наверняка, строгие приверженцы классики его не примут.

- А этот спектакль не для  гоголеведов. Я хочу, чтобы на него приходило как можно больше молодежи. Пусть молодые люди приходят в театр и наслаждаются Гоголем, нескучным, понятным им. Не случайно, в постановке звучит современная музыка, используется современная пластика.  И будет замечательно, если кто-то из молодых зрителей после просмотра спектакля возьмет в руки томик Гоголя и поинтересуется, а что же он еще такое написал?

- Как Вам работалось в нашем театре?

- Замечательно! У вас в Томске еще сохранилось такое понятие, как театральный дом.
В Москве, к сожалению, атмосфера дома в театрах разваливается, театры все больше и больше напоминают проходные дворы. Театральные актеры зарабатывают деньги: в сериалах, в рекламе, на телевидении. От этого уходит профессия, уходит любовь к театру. У вас же люди не разучились служить театру (это касается всех цехов без исключения). За те деньги, которые они получают, работать нельзя – можно только служить. Низкий поклон им за это!

Татьяна Ермолицкая ("Вечерний Томск")
Фото Сергея АРСЕНЬЕВА




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica