Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
По волнам его памяти (А. Ланговой "На дальней станции сойду...")

В Томском театре драмы состоялась премьера моноспектакля «На дальней станции сойду...». Автор и режиссер-постановщик спектакля актер Александр Ланговой. Он же – единственный исполнитель. А вот действующих лиц в  автобиографической постановке множество. Это те люди, поныне живущие и уже ушедшие из жизни, которые прошли сквозь судьбу Александра Лангового, оставив в ней заметный след.  Детство,  юность, зрелые годы – судьба человеческая и судьба актерская. Не случайно, автор определил жанр  спектакля, как собственное путешествие «от отчего дома до актерской гримерки».

Строгие судьи и ревнители чистоты театральных жанров могут углядеть в постановке некое уклонение от  театральных канонов. Да,  происходящее на сцене не совсем напоминает традиционный спектакль. Это скорее доверительный рассказ автора о пережитом, наболевшем, о самом дорогом, что осталось лишь в памяти. Зритель здесь воспринимается как близкий друг или случайный дорожный попутчик, которому вдруг открываешься полностью, не боясь, что тебя осудят или не так поймут.  Не случайно, спектакль играется на малой сцене и  ориентирован на  камерность. Жизненные воспоминания  перемежаются с отрывками из Пушкина, Есенина, Шукшина и других  поэтов и писателей. Ведь, страницы их книг сыграли не меньшую роль в жизни героя, чем реальные люди. Биография героя лишена каких-то экстраординарных событий или поступков. Это обычная история деревенского мальчишки,  благодаря нравственным истокам,  хорошим книгам и неравнодушным, творческим людям, встретившимся на его пути, ставшим тем, кем он является сегодня.  Невыдуманные, «жизненные» факты из жизни актера оказываются подчас куда интереснее и значительнее художественного вымысла.
  
Светлые воспоминания о детстве и родителях, стихи о любви, перевернувшие мировосприятие подростка, школьные учителя, приобщившие  к искусству, начало «неизлечимой болезни» под названием театр, любимые  режиссеры и театральные будни – все это как бы оживает  на глазах у зрителей благодаря удивительному свойству человеческой памяти, заставляя зал то смеяться, то замирать со слезами на глазах.

Вот герой вспоминает о поступлении в Свердловское театральное училище:
- После того, как я прочел Есенина, профессор, возглавлявший приемную комиссию, обратился ко мне: «Ну, деточка, что же вы нам приготовили из дедушки Крылова?». Я тогда очень удивился,  как это  профессор догадался, что я буду читать именно Крылова?  Оказалось все очень просто. Каждый из абитуриентов, готовивший басню, выбирал именно Ивана Андреевича, очевидно не догадываясь, что есть  еще и другие баснописцы.
Следующей была проза. Честно говоря,  я не успел  до конца все выучить,  о чем честно признался  экзаменаторам.  «А что вы готовили?» - спросил меня профессор. «Тихий Дон», - ответил я. «Что, неужели весь?» - выдохнул профессор.

А вот одна из реальных сцен, которую пришлось наблюдать автору, уже будучи актером Томского театра драмы.  Это были далекие славные времена, когда  летние гастроли театра на теплоходе по отдаленным районам области были обычной практикой. В одном из северных поселков театр давал комедию Островского. Зал был полон, зрители удивительно правильно реагировали на каждую реплику. Там, где и было задумано режиссером, звучал смех. И вдруг в разгар действия встает человек, просит извинения у артистов и обращается к залу с требованием  немедленно прекратить смешки, аргументируя это тем, что на сцене работает ДРАМАТИЧЕСКИЙ (!) театр, а потому, смех неуместен. Лица зрителей тут же каменеют, а у актеров начинается самая настоящая истерика.  Просмеявшись, актеры попросили строгого человека ( а им оказался председатель,  военный в отставке) разрешить все же зрителям не сдерживать свои эмоции.  Тогда председатель, вновь повернувшись к залу, скомандовал: «Смейсь!», и зал тут же разразился хохотом.

Частная жизнь человека, актера включает в себя и историю Томска, связанную с такими знаковыми для города  именами,  как Олег Афанасьев, Феликс Григорьян, Владимир Суздальский.  Это вдвойне интересно тем зрителям, кто был лично знаком с этими людьми, с их деятельностью.

Не совсем совершенный в режиссерском плане спектакль Александра Лангового привлекает, тем не менее,  удивительной искренностью и добротой, которую мы (увы!) все реже и реже встречаем в современном театре. А еще пробуждает воспоминания4 о собственном детстве и тех людях, которые  повстречались тебе когда-то в жизни.

Татьяна Ермолицкая ("Вечерний Томск", 6 мая, 2006 г.)





На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica