Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
В сиянии белых ночей (Ф. Достоевский "Белые ночи")

В майские дни, когда «одна заря сменить другую» спешит и в нашем городе, невозможно не вспомнить петербургские белые ночи. Он, конечно, другие. По цвету, по силуэту города, по настроению горожан. Тем более, если в памяти возникают «Белые ночи» Достоевского. Именно такое воспоминание пробуждается в молодом парне, заглянувшем через окно не то в музей, не то в библиотеку. Туда, где на столе лежат книги, и одна из них – знаменитый сентиментальный роман, у которого есть подзаголовок «Записки мечтателя». Наш герой, похоже, тоже мечтатель, хотя слушает он группу «Пятница», которая поет о Неве и о «мираже вчерашнем». Вот и вчерашний мираж: юная барышня, пришпиленная булавкой к подолу Бабушки, молодой человек, бродящий все ночи по набережным и мостикам, еще один человек, постарше, растерявший свое состояние и пытающийся поправить дела… Все эти персонажи и все, что произошло с ними, давно тревожило известную актрису томской драмы Татьяну Аркушенко. Уже несколько лет заносила она в тетрадку их портреты, диалоги, выстраивала сцены. Но все это было ее личным достоянием. Когда Татьяна Владимировна преподавала актерское мастерство на курсе ЕГТИ при нашем театре, то Олеся Сомова показалась ей и по внешности, и по внутренним данным очень совпадающей с героиней повести – Настенькой. Театралы, конечно, помнят Олесю в роли Людмилки в спектакле «Васса и другие» - глупенькое, неразвитое, но единственно сердечное существо в этом паноптикуме. За годы учебы Олеся сыграла роли в «Амазонии», «Годах странствий», в нескольких сказках, много участвовала в массовках. «Белые ночи» любимы ею с детства, это была первая поразившая ее встреча с Достоевским.

Когда Сомова стала актрисой труппы томского театра, возникла возможность внеплановой работы. Еще осенью Олеся распечатала текст из заветной тетрадочки Татьяны Владимировны. В компанию с охотой вошел актер Александр Шрейтер, хотя как раз в это время он работал над одной из самых ярких ролей мирового репертуара  - Сирано де Бержераком… Втроем они прорабатывали четыре встречи Настеньки и Мечтателя. Потом показали работу главному режиссеру. Юрий Алексеевич Пахомов благословил начинание, предложил пригласить еще нескольких актеров и создавать спектакль для малой сцены. Роль Бабушки взяла на себя заслуженная артистка России Елена Козловская, Жилец, в которого влюбилась Настенька, - Вячеслав Радионов, Олесе Латыповой достались сразу несколько небольших ролей – двух служанок, дирижера в опере, да еще она исполняет алябьевского «Соловья». Мы начали с того, как герой Саши Шрейтера, вполне современный молодой человек, встречается с героями «Белых ночей». Спектакль – игра его воображения, навеянная романом. И сам он становится его главным героем, от имени которого и ведет повествование Федор Михайлович. Таков прием режиссера – Аркушенко перекидывает мостик от наших дней в XIX век, дает возможность некоторого актерского отстранения, хотя в самой постановке нет популярных ныне попытка осовременивания. Волшебство и таинственность белых ночей еще пока в эскизах художника Дмитрия Гребенкина, они будут созданы цветом и светом. Пока же репетиционный вариант особенно приближает к нам актерское проживание коллизий классического любовного треугольника. И насколько нежны, прозрачны чувства Настеньки и Мечтателя, настолько понятен перелом, происходящий  в герое Радионова, когда он останавливается перед силой подлинного чувства, что хочется бесконечно слкдить за всеми нюансами сюжета. Мне кажется замечательным, что сезон в томской драме завершится на столь лирической и чистой ноте. Молодой человек, скромный чиновник и юная девушка, оба чистые и ясные душой, озаренные сиянием белых ночей. Маленькая постановочная группа создает атмосферу, которую мы знаем и по ранней повести Достоевского, и по пушкинским «Домике в Коломне», «Медному всаднику».

Мария Смирнова («Красное знамя», 2 мая, 2007 г.)  




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica