Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Владимир в Октябре (интервью с нар.арт. России Владимиром Варенцовым)

Октябрь и Варенцов – близнецы-братья? Все может быть. Он сказал: «Поехали!» и махнул рукой?  И такое возможно. Но если увидите на программке бенефицианта  90-60-90 – верьте только цифре 60. Впрочем, размер – дело десятое. Хотите правду? Мысль породниться с 90-летним юбилеем Октябрьской революции ему пришла на рыбалке. Есть два железных аргумента в пользу этой идеи – Варенцов родился в октябре, и зовут его так же, как вождя мирового пролетариата.

РОЖДЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Да и в творческой биографии Владимира Варенцова тема революции была если не ведущей, то точно судьбоносной. Довелось ему сыграть и Владимира Ильича. Правда, в маленьком эпизоде. В прологе спектакля «Мандат» он выходил на авансцену, протягивал руку в зал, как на томском памятнике. Народ ждал заветных слов.

- А я ничего не говорил. Просто засмеялся. Вот так: «Ха-ха-ха». Кепку в кулак – и ушел за кулисы.

- Зритель должен был понять, что...

- Все революции – полное г... и народ задолбали.

- Не уверена, что все зале именно так прочли ваше послание. Однако ж приступим к делу, то есть к допросу. Что делал ваш персонаж под именем В.И.Ленин в октябре 1917, мать-история знает. А чем занимался в октябре 17-го другой ваш персонаж - Ефрем Николаевич Мещеряков из «Соленой пади»?

- В октябре 17 года он идеологически готовил себя к свершению большевистского правосудия, к военным операциям. А может, и не готовил, хотя нет, 17-й год задел каждого. Просто Ефрем был очень дерзкий парень, чуть что – и в морду. Таким ребятам, как большевики, экстремалы нужны. Экстрим, как и алкоголь, пьянит.

- Что для крестьянского сына Ефрема Мещерякова была революция?

- Нечто жутко справедливое. Другое дело, когда Мещеряков стал сталкиваться с разного рода бюрократами, чиновниками, тогда он начал понимать, что не так что-то в датском королевстве. Но до конца он так и не осознал.

- И даже когда ему пришлось принимать тяжелейшее решение – выстраивать стенку «плача» из стариков и детей, которые безоружные на вооруженных белогвардейцев шли?

- У него не было другого выхода. Те дети и старики могли погибнуть от рук разъяренных белогвардейцев. Но решиться на такое... Вот я сейчас ставлю себя на его место. Неизвестно, как бы я повел себя. Клянусь, вряд ли бы духу хватило отдать такой приказ.

- Со своим Мещеряковым вы вошли в историю отечественного театра, как и сам спектакль, поставленный Феликсом Григорьяном. «Соленая падь» стала театральным мифом: спектакль, поставленный к годовщине Октября, по сути, получился антисоветским. А вы получили звание «заслуженного».

- Кто-то рассказывал, что Олег Ефремов подошел к Феликсу Григорьяну, с которым был хорошо знаком, и спросил: «Феликс, говорят, ты антисоветский спектакль поставил?», а он ответил: «Я за него еще и Государственную премию получил». Как так получилось так – не знаю. Хотя метания моего героя в спектакле были выведены четко.

ВОЗМОЖНАЯ ВСТРЕЧА

- Как вы думаете, если бы в реальной жизни встретились Ефрем Мещеряков с Гурьяном Мочалкиным, вашим героем из «Золотого слона», они нашли бы общий язык? Ведь в отличие от партизанского командира Гурьян Гурьяныч мечтал о собственном счастье...

- Ха! Мещеряков тоже был из зажиточной крестьянской семьи. Молчалкин, конечно, другой, Гурьян сразу захотел «срубить капусты», воспользоваться моментом. Испытание деньгами не менее трудное, чем испытание властью. Сегодня, когда на деньги все меряется, этот спектакль попал бы «в яблочко». Ведь «Золотой слон» - не о коллективизации, а о людях, которые вдруг столкнулись перед нравственными проблемами, о зависти.

- Представьте такую ситуацию: 1937 год. Тройка допрашивает Мещерякова, Молчалкина и Сатина. На ваш взгляд, как бы вели себя персонажи, чью жизнь вы прожили и проживаете на сцене?

- За других трудно отвечать. Но думаю, Мещеряков не сломался бы. Он не смог бы кого-то оклеветать, подписать какие-то бумаги. Если бы его арестовали, то расстреляли тут же. Что касается, Молчалкина, тот бы не устоял. А Сатина тоже репрессировали бы. Кто он такой? Да, аферист, шулер,  но он человек, который ничего и никого не боится. Пессимистический философ, с одной стороны, а с другой - настолько целен, емок, он перед свиньями метать бисер не станет.

- Хрестоматийную фразу «Человек – это звучит гордо!» артист Варенцов на премьере «На дне» произнес как-то стерто, абсолютно непафосно, как будто в проброс, не делает акцент на «гордо».

- Потому что мой Сатин размышляет на эту тему, все время думает о человеческих достоинствах и недостатках. Когда Лука пришел, у Сатина что-то внутри сдвинулось с мертвой точки, и он что-то начинает прозревать. И мысль о человеке у него рождается прямо на глазах у зрителя. Но ни один из героев Горького не совершает поступка. Они только говорят, говорят, говорят...

ПОСТУПОК – ЭТО ВСЕ!

- Как поняла, в своих героях вы цените то, что они способны на поступок. А какие поступки совершал Владимир Варенцов. Начнем с ноября 1947 года. Что делал Владимир Варенцов в ноябре, когда страна отмечала 30-летие Октябрьской Революции?

- Писал в пеленки, сосал мамкину титьку и верещал ночами. Происходило это под городом Горьким, где ясные зорьки.

- Когда все-таки совершили первый осознанный поступок?

-  Мне было года два-три. У нас была коза Ночка, очень бодливая. Она любила всех, кроме меня. Ночка бодала меня под зад рогами. Но однажды она меня достала, я нашел палку и отлупил козу. После этого Ночка меня не трогала. А я усвоил: добро должно быть с кулаками. Конечно, этой заповеди следую не всегда. Но нельзя позволять себя унижать.

- Выбор актерской профессии – поступок или «так случилось»?

- Так случилось. Совершенно случайно, понесло по течению. Я совершил поступок, когда ушел со второго курса Горьковского театрального училища. Мне почему-то разонравилась актерство. Но потом преподаватели меня зазвали назад. Хотя диплом дали не сразу, в воспитательных целях.
Поступок – это ответственность. Когда совершаешь что-либо, не знаешь, к чему это приведет. И надо думать не только о себе. Поступок – это все. А говорить можно все...

- Ваш поход во власть, когда вы баллотировались в депутаты, вы расцениваете как поступок или как продолжение актерства?

- Наступают моменты, когда нужно поменять течение той реки, по которой плывешь. А тут появилось возможность, почему бы не попробовать?

- Какой опыт приобрели за время предвыборной кампании?

- И негативный, и позитивный. Встречаясь с избирателями, вдруг понял, народ-то у нас неравнодушен. Он нерешителен, но не равнодушен. Мы просто привыкли к кухонному политиканству.

90-60-90

- Вашего Ричарда III, тирана с гармошкой, природа обделила красивой внешностью. Но чувством красоты герой, который принес вам победу на «Маске» за лучшую мужскую роль, не обделен.

- Конечно, нет. Иначе и комплекса такого бы не было. Он завидует красоте до животной ненависти, до безумия. И красоту он видит, чувствует и понимает. А потому и унижает так леди Анну, превращает ее в чмо.
А в жизни, не так что ли? Если женщина красива, то она ищет себе олигарха. И тот клюнет на ее 90-60-90.

- Любопытно, идеал красоты Владимира Васильевича – это тот же размер 90-60-90? Вы Элеонору Дмитриевну под этот стандарт выбирали?

- Моя жена и сейчас в этот размер вписывается. А когда мы с ней познакомились, она занималась гимнастикой. Как происходит соприкосновение физических тел в обыденной жизни? Куда мужчина сначала смотрит?

- На ножки.

- Правильно. А потом его взгляд поднимается выше и выше. И только в последнюю очередь – глаза в глаза. Если то, что внизу и то, что вверху совпадает – это и есть идеал для молодого жеребца. И только потом начинается душевная, духовная притирка.

- И что никакой романтики не было в вашем знакомстве?

- Ну, почему же. Дело было в Брянске, на майские праздники. Мы встретились у общих знакомых. Я был со своей девушкой. Она пришла с парнем, этаким «шкафом». Но уходили уже вместе. А ровно через три недели, я украл у нее из сумочки паспорт, заранее договорился с работниками ЗАГСа, со свидетелями, после репетиции взял такси, и в ее обеденный перерыв мы поехали регистрировать брак. Она сначала и не поняла. А когда автограф поставила, заявила: «Ну, все парень, теперь ты мой муж»...    

- На выставке «Мужи и музы» висит ваш портрет. Музы там как раз по размеру – 90-60-90. Но не очень чувствуется, что такие музы вас вдохновляют, не они приносят счастье.

- Моя муза – внучка Линочка. Хочу, чтобы на бенефисе, 12 ноября, она вышла на сцену. Она сказала мне: «Я подумаю».

Татьяна Веснина («День добрый», 9 ноября, 2007 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica