Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
«Ты – моя единственная. Ты – единственный мой» (засл.арт. России Елена и Валерий Козловские)

Мы беседовали между утренней и вечерней репетициями спектакля «Свободная пара», который не просто становился очередной премьерой театра драмы, но представлял Елену и Валерия Козловских на их парном бенефисе. Эксцентрическая итальянская комедия также представляет нам супружескую пару. Причем в тот момент, который принято называть кризисным. Инженер Мамбретти начал напропалую крутить романы с молодыми барышнями, а жену Антонию уверяет, что «супружеская верность не для образованных людей!.. я прекрасно могу иметь связь с другой женщиной и в то же время поддерживать с тобой дружеские отношения… питать к тебе любовь, нежность и, главным образом, уважение!» Но свободный брак не для Антонии – « не могу, чтобы мой муж был одновременно еще чьим-то женихом…»

Вот такая завязка. А потом Антония принимает решение завоевать независимость, изменить в корне стиль поведения, фигуру, прическу, гардероб…
  
События развиваются стремительно, зажигательно, часто непредсказуемо и безумно смешно. Но в основе любого, самого забойного фарса, самой прикольной буффонады – если это настоящие фарс и буффонада – лежит важная мысль о смысле нашей жизни. Вот и здесь с прыжками, кувырками, гримасами и прочими гэгами  говорится о нашей судьбе, которая, как известно, во многом от нас самих и зависит.

Поэтому совершенно естественно, что мне стало интересно, насколько актеры в своей работе используют собственный багаж, насколько важно для них высказывание на столь животрепещущую для многих из нас тему. Оговорюсь сразу, что Елена и Валерий почти идеальная пара. Начиная от внешнего соответствия… я, кстати, не согласна, что любящие супруги со временем становятся похожими. Мне кажется, наоборот,  в них ярче проявляются индивидуальные черты, особость и неповторимость. Графичность, эффектное изящество, некая остраненность во внешности Елены и элегантная неброскость, свобода жеста, ироничность Валерия замечательны в сочетании. Хотя, казалось бы, их даже по времени надо разнести: Елену пристроить в серебряном веке, а Валеру в компании шестидесятников из фильма «Девять дней одного года». Чужая душа, конечно, потемки. Но, во всяком случае, видимая неодинаковость этих двух ярких личностей связывает их так прочно, что даже удивительно.

- Каковы составляющие вашего счастливого брака, - спросила я напрямик.

Первой отвечала Елена, назвав достаточно простые истины:

- Прежде всего, надо любить друг друга, уважать, в какие-то моменты прощать. Иногда направлять. Принимая решения, понимать другого и уступать…  И еще, – улыбнулась – я хорошо научилась молчать за эти годы. Перемалчивать.

- Когда выходила замуж Олеся Казанцева, в гримерке я произнес тост, в котором сформулировал, что с годами приходит нечто большее, чем любовь. Смысл точно выражен персонажем из фильма «Любовь и голуби» - «Какая-такая  любовь? Я дышать не могу без нее». Мы, конечно, влияли друг на друга. Я, как всякий мужик, в котором развито чувство собственника, когда понял, что ЭТО МОЕ, то хотел, чтобы оно было самым лучшим, по самой высшей мерке. Мне казалось, что я влиял на Лену, как-то «улучшал», «развивал»- как Тригорин Нину, она сопротивлялась… Но на самом деле мы с самого начала не то что притерлись, а слились, вот недавно Лена мне сказала: «Ты заметил, какие у нас одинаковые вкусы?» И это не возникло с годами…

- Это не по принципу чеховской Душечки: я думаю так, как мой очередной муж…

- Да, это было изначально.

Мои собеседники подробно и искренне рассказывали о разных ситуациях, по ходу беседы анализируя собственные отношения.

- Важно то, что муж для меня и муж, и ребенок - второй ребенок, и отец, и друг и брат… И еще мы соединились не в самом молодом возрасте, у каждого был некоторый опыт. Я считаю, что хорошие жены приходят с годами.

- Поверьте, что за двадцать с лишним лет совместной жизни у нас не возникло привычки. Лены несколько часов нет дома – и я скучаю. Хотя иногда бываю рад, что ее нет, потому что за это время могу сделать что-то, что ей понравится.

Тут возник вопрос, а как же проходят ваши ссоры, обиды?

На что мудрая Козловская сказала:

- В этом тоже есть и интерес, и смысл. Это же препятствие, которое надо преодолеть..

- А как занятен процесс примирения! Когда злость и обида уже осели…

- Вот вчера мы с Валериком решили дома порепетировать одну сцену, и он сказал, что все «не туда», раскричался, потом пошел, сел за компьютер и начал стучать по клавишам. Я спрашиваю: «Заявление на развод пишешь?», ну и рассмеялись оба.

Мне кажется, что цементирующим средством в этой паре стало еще и то, что так или иначе, влияя друг на друга, пересоздавая друг друга, они получили «продукт», которым можно гордится.

Козловский согласился:

- Во всяком случае, я в восторге от того, какая у меня жена, хотя делаю ей море замечаний и иногда ругаю.  Но опять же из-за того, что МОЕ должно быть самым замечательным. Я считаю Елену более талантливой актрисой. У меня есть потолок, я его чувствую, а она способна на что-то необыкновенное. В общем, во всем, что касается семьи, я абсолютно счастлив, у нас хорошие дети, обожаемая внучка, жаль, что они далеко, но не бывает лета, которое мы не провели бы с родителями и детьми.

О творческих индивидуальностях этих двух актеров в томской прессе писали не раз. В драматическом театре они служат с 1988 года и сыграли сотни  ярких, значительных, запоминающихся ролей. Причем, Елена мечтала об актерской судьбе с детства, точнее вселила в нее эту мечту мама –потомственный педагог. А Валерий сначала окончил Ярославский политехнический институт и даже уже почти написал диссертацию, когда  совершил крутой вираж,  поступив в театральное училище. Напомним только наиболее замечательные роли. У Козловской: Любовница («Все кончено» Эдварда Олби), Девица Перепелицына («Село Степанчиково и его обитатели» по Федору Достоевскому), Вера («Тот этот свет» Алексея Казанцева), Николь Гиз («Публике смотреть воспрещается» Жана Марсана), Илзе («Горные великаны» Луиджи Пиранделло), Нинель Карнаухова («Конкурс» Александра Галина), Сестра Фостер («Он, она, окно, покойник» Рея Куни). У Козловского – Тевье-молочник («Поминальная молитва» Григория Горина), Артем («Тот этот свет» Алексея Казанцева) Юрий Звонарев («…Sorry» Александра Галина), Маг Котроне («Горные великаны»), Неизвестный («Дорога в Дамаск» Августа Стриндберга). Уже сам этот перечень говорит о профессиональной готовности актеров играть в разных жанрах, об их амплитуде. И мне хочется отдельно сказать о том, что оба много, с полной отдачей сил и таланта играют в сказках. И еще в капустниках, которые Валерий мастерски сочиняет. Он вообще хорошо владеет словом и рифмой, что приносит ему успех среди коллег  и зрителей во время всевозможных внутритеатральных праздников и бенефисов, а теперь еще и стало приносить неплохой доход, так как многие солидные фирмы обращаются к нему для проведения презентаций. Всем понятно, что для актеров-бюджетников такая популярность совсем не лишняя.

Естественным итогом работы стало присвоение звания «Заслуженный артист России». С разницей менее, чем в полгода. Тоже символично.

Но вернемся к теме «театр и жизнь». Был у нас очень популярный спектакль «Женское постоянство». Кроме эстетического удовольствия, радости от встречи с интересными драматургией и  ее воплощением, многие зрители, точнее зрительницы, высказывали трогательную благодарность за жизненный урок - как вести себя  обманутой жене. Предполагаю, «Свободная пара» вызовет подобную реакцию.

Каждый актер расскажет вам, что независимо от того, каков он в жизни, для любого героя проявления и мотивировки он ищет в себе самом. Ведь чего только в нас не намешано. Надо только уметь потянуть из своего подсознания нужную ниточку и вырастить неимоверную жадность или сквалыжность, трусость или, наоборот, храбрость, твердость… Козловские счастливая пара, но Валерий говорит о том, что он понимает своего инженера:

- Разве можно не восхищаться женщинами!? Они же все прекрасны! Вопрос только в том, как выражается это восхищение.

А очень мягкая в  семейных делах Елена говорит об острой жизненности ситуации в пьесе:

- Вы посмотрите только. О чем рассказывают нам все эти бесчисленные ток-шоу – как бы к ним не относится. Мы видим массу женщин, которые тратят такую энергию, придумывают такие изощренные приемы, чтобы вернуть своих мужей… Только вот что с ними потом, с этими мужьями делать?

- «Когда вы просите о чем-то Господа Бога, не забывайте, что он может это исполнить»,- весело уточни л  Козловский.

- Мы даже еще не знаем, каким  фактически будет финал, он ведь и авторов не вполне определен, но мы понимаем, что Антония должна возродиться как личность, стать такой, какой была задумана Создателем. И муж это должен увидеть, понять.

Мы снова вернулись к теме семьи. Валерий выдал милый афоризм: «Жена это лицо мужа». Кстати, у Козловских никогда не было ревности, которая нередко возникает в актерской среде, когда на сцене надо играть любовь. Ведь, чтобы сыграть хорошо, надо почувствовать эту влюбленность, это тепло, эту нежность или страсть. Они четко разделяют профессию и жизнь. А в жизни  разделяют обязанности. Елена решительно отказалась учиться водить машину и так и не научилась играть в преферанс. Она неплохо готовит, вяжет, умеет создавать уют в доме. Семейная учительская традиция неожиданно проявилась в преподавании на курсе Екатеринбургского театрального института, открытого при томской драме. Валерий хороший водитель, вообще умеет делать мужскую работу, классный преферансист, правда, вот уже несколько лет поддерживает игроцкую форму только с компьютером, которого в качестве партнера не уважает, уверяет, что тот, проигрывая, откровенно начинает сдавать карты « на одну руку».  Но в детстве Лена присутствовала при картежных бдениях бабушки - та играла  с подругами в «девятку», по мелочи, но страстно и нередко всю ночь. Причем,  действо это обставлялось торжественно, обязательно пеклась кулебяка. И когда в дом приходили приятели мужа на игру, она поддерживала семейную традицию. Даже когда собирались друзья просто на «пьянку», Лена все равно накрывала стол, хотя сама к алкоголю относится очень критично.

Тут, для  разрядки, история, которая вошла в анналы томской драмы. Когда театр постоянно ездил на теплоходе с гастролями по области, в городе Колпашево Валера решил подтихую от жены «освежиться», вышел на спектакль заранее, купил бутылку, но только вошел в Дом культуры, наткнулся на Лену, которую, естественно, привела туда женская интуиция.  Любимую Козловский расстраивать не хотел, поэтому нырнул в туалет и сунул бутылку в бачок. Но весь вечер уйти от внимания ему не удавалось. Пришлось отправиться на теплоход ни с чем. Но ровно через год театр вновь прибыл в Колпашево. И что вы думаете? Из бачка была торжественно извлечена та самая бутылка.

Вот на этой веселой ноте можно было бы и закончить. Но душа просит лирики. И, если в спектаклях Козловские бывают смешными, нелепыми, глупыми, наглыми – какими надо по роли, такими и бывают, то вот в традиционных концертах «Поют драматические артисты» - они всегда лиричны. Причем в последние годы это почти всегда дуэт. И песни они выбирают такие, в которых можно сыграть судьбу. И часто свою. Один из последних исполненных ими романсов щемит до слез:

- Вспыхнула звезда таинственно

- Над твоей головой    

- Ты у меня единственная,

- Ты – единственный мой!

Мария Смирнова («Красное знамя»)


          






На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica