Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Сержант Туми взялся за немецкий

Официально: Владимир Иванович Тарасов – заслуженный артист России. Родился 7 декабря 1956 года в Прокопьевске Кемеровской области. Отец – шахтер. Мама – железнодорожник.
Окончил Новосибирское театральное училище. С 1981 года в Томске. На сцене Томского ТЮЗа отыграл 22 сезона. С 2003 года работает в Томской драме. Удачами актера стали образы Малахова («Остановите Малахова» В. Аграновского), Сильвы («Свидание в предместье» А. Вампилова»), дона Руматы («Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких), Фирса («Вишневый сад» А. Чехова), Медведенко и Сорина («Чайка» А. Чехова), Грумио («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Тела («Он, она, окно, покойник» Р. Куни).

Цитатник «БС»:

Заза Асланидзе, драматург из Тбилиси, о спектакле «Божьи коровки возвращаются на землю»:
«На этом балу несчастий мира Кулек – самый несчастный человек, потому что вместе со смертью жены умерла  его мечта. Он смело посмотрел правде в глаза и понял, что вместе с женой умерло всё, у него хватило отваги, чтобы спиться. Владимир Тарасов точно играет роль того человека, которому давно все безразлично и которого ничем не удивишь».



До репетиции оставался час, и Владимир Иванович украдкой посматривал на часы. Не опоздать бы. Говорит, что перед каждым режиссером робеет. В свое время до ужаса боялся Феликса Григорьяна. Потом мандражировал перед Александром Бурдонским. Впрочем, «робел», «боялся», «мандражировал» - все это пока не начинались репетиции. А потом трудно объяснимый страх уступал место сотрудничеству, а то и полному взаимопониманию.

Верить или не верить заслуженному артисту России Тарасову – это личное дело собеседника, то есть мое. Он говорит просто, спокойно, ни на чем не настаивает и не «рисуется».


НА СТИХИ ПОТЯНУЛО

Правда, Сергея Стеблюка, который ставит сейчас в Томской драме «Сирано де Бержерака», боится меньше, чем стихотворный текст Ростана.

- Со стихотворным материалом сталкиваюсь впервые,- признается Владимир Иванович и тут же себя поправляет, - Хотя в «Укрощении строптивой» тоже стихами говорил. Но здесь как-то не так. Тут важно почувствовать музыку стиха. А ведь помимо текста нужно еще что-то играть, чтобы за тобой было интересно наблюдать.

Тарасов репетирует роль кондитера Рагно. «Роль небольшая, но не проходная». И это правда: о Сирано де Бержераке зритель впервые слышит из уст кондитера-поэта. Словом, есть над, чем работать, чего искать, чего играть. Единственное чего нет, говорит артист, это времени: на 3 марта назначена премьера.

- Мой Рагно - поэт по призванию, сочинять стихи – это его основная «профессия», - рассказывает о своей будущей роли Владимир Тарасов. - Он пишет замечательные стихи о сдобном тесте. Такой веселый, добрый малый. Кормит нищих поэтов. Отчего они все потом помирают. Его жена  убегает с мушкетером. Благодаря месье де Бержераку сначала он оказывается управляющим у Роксаны. Потом опять же благодаря Сирано – служащим в театре Мольера. А ближе к финалу пьесы собирается и оттуда уходить.


ВМЕСТО ПЕРЕВОДЧИКА – В НЕСЧАСТЛИВЦЕВЫ

Когда ростановский Кристиан спрашивает у Рагно: «Вы любите театр?», тот отвечает: «Для счастья моего не надо больше ничего». Билеты в театр оплачивает пирожками и марципанами. На почве любви к театру и разоряется…

Маленький Володя Тарасов тоже чуть было не пострадал из-за любви к искусству. Случилось это по зиме.  Должны были показывать фильм «Трактористы», а  телевизор был один на три дома. Родители собрались к друзьям, сыну же велели ложиться спать. Но вместо этого он впрыгнул в валенки и через поле, по сугробам, по короткой дороге побежал к соседям. «Вы только меня не выдавайте, - умолял он изумленных соседей, - я тихонечно под столом посижу. Очень хочу кино посмотреть».

- Конечно, потом меня обнаружили, - с улыбкой вспоминает Владимир Иванович. - Когда шли домой, я думал, что сейчас начнутся репрессии. Папа не гнушался простыми методами воспитания. Но, видимо, его так удивило мой порыв к искусству, что никакого наказания не последовало.

Театром Володя Тарасов заболел, когда увидел спектакль Кемеровской оперетты «Свадьба в Малиновке» с артистом Бобровым в роли Папондопулы. И тоже по телевизору. Слова из этой оперетты он выучил наизусть. Перед зеркалом, одетый в «сценический» костюм, он так и эдак произносил любимые фразы из спектакля…

- Помню еще одно детское впечатление. В Прокопьевском театре драмы шел спектакль «Р.В.С.» по Гайдару. Содержание повести знал, поэтому меня меньше  интересовало то, что происходит на сцене, но я не мог отвести взгляд от черной тряпки. Она завораживала. Потом узнал, что «тряпка» называется кулиса. Как мне тогда хотелось знать, что же происходить за черным занавесом!

Детское любопытство сыграло не последнюю роль в выборе профессии. Когда он объявил, что хочет стать актером, больше всех огорчилась любимая учительница по немецкому языку. Даже разговаривать перестала. Знал ли тогда выпускник Прокопьевской школы, что в чем-то повторяет судьбу своего будущего героя Несчастливцева? Один ради театра отказался от дворянской фамилии, другой – от профессии переводчика, которую ему пророчила «немка».

Учительницу немецкого заслуженный артист России Владимир Тарасов вспомнил осенью 2005 года, когда вместе с труппой, занятой в спектакле «Билокси блюз», впервые пересек границу с Германией. Разговаривая с таможенником, Владимир Иванович (а в контексте гастрольного спектакля – сержант Туми) пользовался школьным лексическим запасом. И тут ему стало стыдно перед Альбиной Владимировной - все забыл. А когда в турецком кафе его надули на 8 евро (благодаря его «безупречному» немецкому), то решил научиться прилично разговаривать на немецком. И вернувшись в Томск, записался на курсы в Российско-немецкий дом.

… Уроки немецкого в Ганновере, шумный успех на гастролях - все это случилось 30 лет спустя после того, как сын шахтера пробовал удивить своими актерскими данными преподавателей Новосибирского, а затем и Свердловского театральных училищ. Однако удивили они его. И он от такого удивления поехал служить в погранвойска в Находку. На целых три года. Правда, перед этим Владимир Тарасов успел-таки вдохнуть таинственную пыль кулис – у себя в Прокопьевске он поработал рабочим сцены, осветителем, и даже несколько раз выходил в массовке на сцену.

И только после армии Тарасов смог осуществить свою мечту. В 1977 году его приняли в Новосибирское театральное училище. А летом 1981 года вместе с однокашниками Жанной Апариной, Геннадием Поляковым, Андреем Колемасовым приехал в Томск добывать актерскую славу. Молодых артистов взяли в штат самого молодого театра – ТЮЗа. И 21 год и 4 месяца Владимир Тарасов выходил на сцену ТЮЗа в детских и взрослых спектаклях.


РИМЕЙКЕР

Недавно коллега назвал Тарасов римейкером, намекая на то удивительное обстоятельство, что Владимиру Ивановичу не раз приходилось дважды входить в одну и ту же пьесу. В григорьяновской «Чайке» он играл
Медведенко, у Александра Бурдонского - Сорина.

- Может, Александр Васильевич что-то такое знает, что мне никогда не понять, но Бурдонский нажал во мне на какую-то «кнопочку», и я по-другому заработал, - говорит актер о работе, которую считает одной из лучших. - К этому спектаклю я готовился не за час-полтора, как это положено, а начинал думать о роли, о том, что я буду играть еще накануне, внутренне собирался. И очень жаль, что сейчас «Чайка» не идет.

Медведенко, Сорин – не единственные чеховские персонажи в репертуарном листе Тарасова. Задолго до них в этом списке появился Фирс из «Вишневого сада». Актеру было32 года, когда он сыграл 80-летнего слугу.

- Феликс Григорьевич придумал великолепную вещь, - вспоминает Тарасов. - В первом акте Фирс – старый, немощный. Во втором акте – чуть моложе. В третьем – лицо еще моложе, хотя движения по-прежнему старческие. А в финале – абсолютно молодое лицо, никакого старческого грима, но пластика полуживой развалины. Мой Фирс тянул за собой деревянную клумбу, в которой торчала вишневая ветка, и произносил последний монолог...

Доводилось Владимиру Тарасову работать со многими хорошими режиссерами. Но «своим» режиссером Владимир Иванович считает Юрия Пахомова. В его спектаклях он сыграл свои любимые роли. И, прежде всего, эта роль сержанта Туми в «Билокси блюз», которого он впервые сыграл 15 лет назад.

- Когда вспоминаю ту постановку, Иисус Христос босыми ногами начинает ходить по душе, - признается Тарасов.

Может быть, из-за ностальгии и попросился в новую версию «Билокси блюз», что хотел вернуть ощущение радости.

… В год своего 50-летия Владимир Иванович получил от своей любимой женщины еще один повод для радости.

- Моя жена решила удочерить полугодовалую кроху. Знаете, в Кемеровской области 2900 брошенных детей. В 45 лет мне казалось, жизнь закончилась, а в 50 – все только начинается.

Татьяна Веснина («Буфф-сад», 9 февраля, 2007 г.)






На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica