Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Глубина за маской балагура

В разговоре о герое этого материала главный режиссер назовет его Актером с большой буквы. Партнеры по сцене скажут, что с ним легко и надежно. А зрители в очередной раз выразят свою любовь дружными аплодисментами. Но одна претензия  в его адрес все-таки прозвучит. Обижались коллеги из числа любителей порадовать свежим анекдотом: «Ну совершенно невозможный человек. После него же бесполезно байки рассказывать!».

Что верно, то верно: чувство юмора заслуженного артиста России Геннадия Полякова в театре вне конкуренции. На любую ситуацию, на любые слова в арсенале шуток актера найдется остроумное высказывание. Как заметит артистка Ирина Коваленко: с его появлением все вокруг приходит в движение.

ПОЛЯКОВ НА СЦЕНЕ - КОЛЛЕГИ ЗА КУЛИСЫ

Коллеги Полякова по спектаклю «Ричард III» признались: все они привыкли к тому, что Геннадий Павлович  всегда шутит на репетициях, обыгрывает какие-то ситуации, касающиеся его героя. Часто, кстати, снимая излишний зажим, который порой возникает у артистов при подготовке премьеры. Но на «Ричарде» просто побил свой рекорд. Спектакль сложный, а у него настрой совсем не соответствующий. Кое-кто тогда еще подумал: наверное, на этот раз дошутится. А когда прошла генеральная репетиция, оказалось, что роль-то сделана!

И этот случай не единственный. Практика показывает: за маской балагура скрывается чувствующий, рефлексирующий, глубокий артист. Как бы Поляков ни искрил юмором  на репетициях, какой бы сложной ни была роль, к премьере она обязательно будет продумана до мелочей. «Идти от внутреннего содержания, а не от приемов», - творческое кредо Геннадия Павловича. Потому и сценическое существование его героев всегда оправдано. Не случайно, выходя из театра после спектакля «Тустеп на фоне чемоданов», одна зрительница говорила своей спутнице: «Смотрела на Полякова и видела в нем пожилого, потрепанного судьбой  мужчину. И только после спектакля сообразила: самому актеру-то нет и пятидесяти!».  

Роль Германа Льюиса большая удача Геннадия Павловича. Он и заслуженная артистка России Валентина Бекетова разыграли в «Тустепе» историю становления любви двух немолодых, одиноких людей, похоронивших недавно своих супругов, а вместе с ними и надежду на будущее. Без нахлеста и лишних эмоций Поляков  показал драму вдовца, потерявшего опору в жизни, утратившего духовную связь с сыном, но страстно желавшего вновь обрести их на склоне лет.

Отдельный разговор – комедийные роли Геннадия Павловича. Как раз в них проще всего «скатиться» на штампы, эксплуатируя проверенные на других спектаклях приемы, которые уж точно рассмешат зал. Но талант Полякова и проявляется в том, что он умеет быть разным на сцене. Мало того, смех смехом, но в любом, даже самом нелепом герое, мы видим его человеческую сущность. И в Оргоне, доверившемся подлецу Тартюфу, которого считал образцом добродетели. И в Наполеоне, вдруг осознавшем, что доброе отношение к нему людей, которого он лишен, дороже мундира с золотыми пуговицами – остатками былого величия. А когда Поляков-городничий произносит  свой монолог в финале «РевюZERO», занятые в спектакле актеры  приходят за кулисы  его послушать.

НАЧАЛИСЬ РЕПЕТИЦИИ - КНИГУ НА ПОЛКУ

Отношение труппы к Геннадию Павловичу – тоже разговор отдельный. Рассказ о нем почти все начинали с одних и тех же слов: «Про Гену можно говорить много, и только хорошее».

- Когда выходишь с ним на сцену, точно знаешь: никаких проколов не будет. Мы знакомы 30 лет, и за это время не было случая, чтобы он кого-нибудь подвел, - скажет заслуженный артист  России Владимир Тарасов.

Валентина Бекетова назовет его потрясающим партнером:

- Гена – хороший  актер, работать с ним очень приятно и легко. Он умеет слышать режиссера, говорить не мимо партнера, работать с материалом. И я рада, что за время репетиций «Тустепа» мы с ним сблизились душевно, стали больше общаться.

Полякова, впрочем, любят и ценят не только как коллегу.  

- Меня всегда поражала его мудрость. Порой Геннадий Павлович говорит такие глубокие вещи о жизни! Я прислушиваюсь к ним как к советам отца. При этом он прост в общении и абсолютно незлобный человек. Злобы в его словах нет, даже когда сердится, - рассказывает актер Максим Коваленко. – Ну и потом, Геннадий Павлович никогда не позволяет себе раскисать, жаловаться на жизнь. Он и других умеет ненавязчиво поддержать в  трудную минуту. Знаете, когда Геннадий Павлович говорит «все будет хорошо», ему почему-то веришь.

А еще все в театре знают: нужна художественная литература – обращайся к Полякову. Слава невозможного книголюба закрепилась за ним уже давно. Зачитаться до утра, несмотря на грядущий ранний подъем, для него дело привычное. Войнович, Ильф и Петров, Булгаков, творчество современных писателей…

- Не могу сосредоточиться на том, что читаю, зная, что завтра мне выходить на сцену. Все мысли заняты только ролью: в театре, по дороге домой, дома…Приходится откладывать книгу до лучших времен, - признается актер.

Может быть, наблюдая с детства любовь к сцене, Павел, сын Полякова и его бывшей жены, артистки ТЮЗа Жанны Апариной, тоже захотел служить Мельпомене. Сегодня он работает в Новосибирске, в театре Сергея Афанасьева. Кстати, в отличие от Германа Льюиса, у Геннадия Павловича прекрасные отношения с сыном. Скажем больше, отец и сын не могут долго друг без друга. Они читают одни и те же книги, им всегда есть о чем поговорить… Если  Геннадию Павловичу не удается вырваться к Павлу в Новосибирск, они будут слать друг другу веселые ласковые sms-ки…

В ТЕАТР - НЕ С ПУСТЫМИ РУКАМИ

Сегодня можно с уверенностью сказать: Геннадий Поляков и драмтеатр удачно нашли друг друга. Хоть эта встреча и состоялась не сразу. После окончания Новосибирского театрального училища были еще томский ТЮЗ и Северский театр для детей и юношества. Но, если оглядываться далеко назад, судьбоносное решение будущий актер принял как раз под влиянием Драмы. Тогда ученик северской школы вместе с компанией друзей-мальчишек, пропадал вечерами в томском театре. Спектакли с участием Олега Афанасьева, Тамары Павловны Лебедевой, которые Геннадий Павлович вспоминает как достойный образец театрального искусства, сделали свое дело. Поляков пошел в драматический кружок, а после окончания школы решил связать свою жизнь с театром.

…в Томскую драму Геннадий Павлович, тогда еще актер северского театра, пришел не с пустыми руками. Принес пьесу Гришковца «Зима» своему другу, артисту Андрею Сидорову и главрежу Юрию Пахомову (с ним был знаком еще по работе в ТЮЗе). Пьеса им понравилась. И начались репетиции романтической комедии «Почему Колумб открыл Америку?/Зима/», которая по сей день с успехом идет на малой сцене театра. Тот свой поступок актер объясняет просто:

- Я принес пьесу тем людям, с которыми хотел ее сделать. Спектакль, как и ребенок, должен рождаться  в любви.  

За несколько лет он сыграл здесь более десятка значительных ролей, неоднократно становился лауреатом фестиваля «Премьеры сезона». Нынешней весной копилка его творческих достижений пополнилась дипломом областного фестиваля «Маска» - Геннадий Павлович взял номинацию «Лучшая мужская роль второго плана» за проникновенное исполнение лорда Стэнли в «Ричарде III». А в прошлом году победил на конкурсе «Человек года».

Елена Штополь («День добрый», 28 декабря, 2007 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica