Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Рискнули не напрасно (Д. Балыко "Психоаналитик")

Новый спектакль поставлен по пьесе совсем молодого драматурга Дианы Балыко «Психоаналитик». Как утверждает руководство театра, этот шаг был определенным риском. Современная драматургия – вещь на любителя, а на открытии, как правило, собирается публика театральная, искушенная и в какой-то мере традиционная. Спектакль поставил уже знакомый томичам по своим прежним работам на сцене томской драмы режиссер Сергей Куликовский, который в этом сезоне назначен на должность очередного.

Признаюсь, шла на этот спектакль с некой опаской. Так надоели за последнее время все эти «лирико-эротические» либо просто «эротические» развлекаловки на уровне Регины Дубовицкой и Евгения Петросяна, это непременное желание многих актеров (и не только томских) угодить, подстроиться под невзыскательную публику. На 95 процентов была уверена, что и в этот раз буду разочарована. Однако… Неожиданно подкупила сама пьеса. Обычная история про нашу нескладную жизнь, когда мечты расходятся с реальностью, когда счастье воздается не по заслугам, когда, вопреки логике обстоятельств, все заканчивается не так, как хотелось бы.

Бывшая владелица рекламного агентства Вера Андреевна (актриса Елена Саликова), женщина в возрасте за… (в общем, когда «замуж поздно, сдохнуть рано»), пережила тяжелейшую депрессию – такую, что была вынуждена обратиться за помощью к психотерапевту (Вячеслав Радионов). Пройдя курс психотерапии, она вдруг решила сменить профессию и стать… психоаналитиком, чтобы самой помогать людям решать их многочисленные проблемы.

Авантюра Веры Андреевны неожиданно оказывается и довольно прибыльным делом. И самозванку уже не смущают ни отсутствие специального образования, ни та ответственность, которую она берет на себя, вмешиваясь в людские судьбы. Изящно, играючи новоиспеченный «психоаналитик» пытается «развести беду» своих молодых пациентов: стриптизера и мальчика по вызову Алекса (актер Максим Коваленко), который в последнее время начинает испытывать психологические и физические проблемы от любви за деньги. А также юной Светочки (актриса Екатерина Мельдер), отбившей своего шефа у законной жены и вкусившей все «радости» неравного брака.

И вот подопечные Веры Андреевны от обоюдной неприязни и даже враждебности на первом групповом занятии приходят впоследствии сначала к взаимопониманию, а потом и вообще влюбляются друг в друга. «Психоаналитик» должен торжествовать: терапия проведена успешно! Алекс  собирается «порвать» со своей работой и заняться чем-то, более достойным мужчины. А Светочка – уйти от мужа и даже отказаться «от свежих фруктов на завтрак»!  Но жизнь – не сказка! Особенно жизнь современная, где удобства и комфорт часто предпочтительнее любви…

Отсутствие happy end придает пьесе особую прелесть, делает ее более щемящей и правдивой. Ее даже не портит (или почти не портит) обилие попсовых фразочек  и анекдотов «с бородой», потому что самое главное в пьесе то, что стоит за текстом, за действием – доброе, сочувственное отношение автора к своим персонажам.

Как правило, спектакль «наигрывается» к пятому-шестому показу, но здесь удовольствие получаешь уже во время премьеры. И во многом благодаря тому, что сами актеры играют с радостью, буквально «купаются» в своих персонажах. Хотя мне показалось, что женские роли в этом спектакле наголову выше мужских. Может, оттого, что сама пьеса по своей тематике более женская?  

Очень интересен проходной персонаж – Кот ученый – в исполнении молодой актрисы Натальи Абрамовой. Кот ученый – это и хор, связывающий акты спектакля, и простой обыкновенный кот в доме Веры Андреевны, и alter ego главной героини, и официант в баре, и парикмахер… Он удивительным образом «цементирует» каркас спектакля, придает ему завершенность. Кроме того, потрясающая «кошачья» пластика актрисы, ее грация заставляет просто любоваться этим персонажем.

Заслуживает внимания и сценография спектакля (художник Светлана Макаренко). Она лаконична, выразительна. Единственное, что портит общее впечатление, - это использование дыма в одной из сцен. Прием затасканный и порядком надоевший. Оставляет желать лучшего музыкальное оформление (к сожалению, непонятно, кто же его автор). Микс из популярных мелодий несколько рассеивает целостность восприятия. А, впрочем, может так и задумано? Но это детали. Главное, что премьера получилась очень даже неплохой, несмотря на кажущуюся «легкость жанра». Так что театр рискнул открыться современной пьесой не напрасно. И потому хочется пожелать томским зрителям очередной встречи с Сергеем Куликовским, так оживившим в последнее время жизнь томской драмы!


Татьяна Ермолицкая («Пятница», 30 октября, 2008 г.)

                                                




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica