Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Если сердце еще поет (Р. Харвуд "Квартет")

Стихи прекрасного романса, который почти четверть века назад написали Э. Колмановский и З. Вольшонок, как нельзя лучше подходят к материалу о премьерном спектакле Томского областного театра драмы. Когда-то этот романс тронул душу, сейчас вспомнился прямо на спектакле и, сплетясь с ним, особенно всколыхнул чувства.

... Дом для артистов-ветеранов
Предстал театром предо мной,
Театром сказочным и странным
В тиши задумчивой, лесной,
Где время режиссером жестким
Свело актеров и актрис
На эти праздные подмостки,
Как на прощальный бенефис.
Здесь Дон-Кихот в пальтишке мятом,
Худой и гибкий, словно мим,
Припомнит гордо, что когда-то
Он пел с Шаляпиным самим.
Здесь шарма отблески былого
Хранит, печальна и горда,
Кинематографа немого
Полузабытая звезда.
А время кистью неизбежной
Мазками краски роковой
Кладет на лица их небрежно
Грим несмывающийся свой.
И грустным таинством владея,
Неслышно бродит среди трав
Снегурочек и Берендеев
Судьбою общей обвенчав.
Но есть высокий дух, который
Не угасает в стариках.
Понятья «бывшие актеры»
Я не могу принять никак.
Есть мера славы и признанья
С непостоянством их пути,
Но есть пожизненность призванья,
и от него нельзя уйти.
Вся жизнь – тревожная премьера…
Не может и на склоне лет
Актер стать бывшим, как, к примеру,
Не может бывшим стать поэт.
А дом в обыденных заботах,
И Дездемона не спеша
Шагает в теплых зимних ботах,
По листьям палочкой шурша…

Спектакль, действительно, получился очень трогательный. Режиссера Юрий Пахомов сумел языком театрального искусства рассказать нам незамысловатую историю, которая происходит в пансионате (читай  - доме престарелых), где сейчас обитают бывшие звезды оперной сцены. Люди это неординарные, как и полагается тем, кто когда-то блистал, познал прелести славы, объездил мир… Но такова оказалась ирония судьбы, что в этой, пусть комфортной, но все же богадельне оказались четверо стариков, чья личная жизнь сложилась по-разному. Уилфред (Геннадий Поляков) много лет прожил счастливо с любимой женой и, только овдовев, оказался там. Сесилия (Людмила Попыванова) всю жизнь провела одна, Реджинальд (Дмитрий Киржеманов) после неудачной женитьбы разочаровался в браке и был одинок. Он стремился накопить денег, чтобы жить в таком вот пансионате не из милости. Все предсказуемо – старые, одинокие, бездетные люди. Что-то предчувствовали они, когда думали в молодости о том, как будут доживать свои годы. Однако настоящей неожиданностью для всех – и ее самой в том числе – становится приезд в эту тихую обитель Джин Хортон (Ольга Мальцева), имеющая семью, детей и внуков.

Джин когда-то, пусть и очень недолго, была женой Реджинальда, это усиливает интригу спектакля. И, похоже, он любит ее до сих пор, поэтому так сильно нервничает, узнав об ее прибытии. Вторая грань в том, что Джин когда-то в расцвете лет, на пике оперной славы, вышла замуж за состоятельного человека, родила двоих детей и больше в искусство не вернулась. И вот теперь она будет коротать последние годы жизни среди бывших коллег, тех, с кем на одной сцене когда-то исполняла блистательные арии.  

Нюансы отношений старых приятелей, соединенных вместе и ежедневно общающихся на уютной веранде, интересно наблюдать собственными глазами. Скажу еще и то, что пройдя через споры, выяснения отношений, исповедальные разговоры, они найдут общий язык. И даже решат исполнить квартетом свой звездный номер – фрагмент из оперы «Риголетто». Какие тайны откроет нам репетиционный период, какими принаряженными, во всем блеске ярких оперных костюмов предстанут наши герои в финале – это все я искренне советую лично увидеть зрителям разных поколений. Спектакль стоит того!

Хочется немного остановиться на его явных художественных достоинствах. Смотришь его на одном дыхании, хотя такого драматурга, как Рональд Харвуд, нельзя отнести к авторам пьес, легких для восприятия. Они скорее предназначены интеллектуалам. На сценах нашей страны с успехом шли спектакли по его пьесе «Костюмер» (томичам его представил  в одни из своих приездов Зиновий Гердт). Но недавняя премьера «Квартета» убедила меня в том, что Харвуда можно поставить зрелищно, ярко, с фантазией. Кстати, эта пьеса в 2001 году номинировалась в Великобритании как лучшая комедия года.

Кого-то, возможно, смутит то, что играется спектакль не на малой сцене, а в сценической коробке большого зала, да еще так, что места зрителей располагаются по обе стороны от сценической площадки, и они, кроме действия спектакля, невольно видят друг друга. Такой вариант хоть и непривычен, мне показался обоснованным, ведь это «театр в квадрате» - актеры играют актеров. Особенно эффектно было использование настоящего занавеса в финале спектакля и поднимающихся вешалок с многочисленными театральными костюмами. Это очень сильный изобразительный прием, делающий декорации полноправным участниками действия. Хочется особо отметить сценографию и вообще работу художника этой постановки, заслуженного работника культуры России Любови Петровой.

Блистателен и актерский состав. Все четыре участника квартета органичны в своих ролях, хотя некоторые играют героев несколько старше их самих. Это позволило им раскрыть свой талант в возрастных ролях, играть не скрадывая  годы, не кокетничая. Впрочем, трое заслуженных артистов России и один народный – вполне достойный ансамбль. Такое общественное признание исполнителей главных ролей (а не главных в этом спектакле просто нет!) говорит само за себя. Актеры прекрасно смогли передать душевные переживания людей, у которых, казалось бы, все уже позади. Но подготовка к выступлению на традиционном внутреннем концерте пансионата, где каждый постоялец показывает свои способности, демонстрирует нам, что и эти ушедшие на покой звезды еще что-то могут. И что голос, он уже угасающий, не главное, если еще поет сердце. К зрителям приходит понимание, что происходящее за кулисами не менее важно, возможно, даже более интересно.

Спектакль получился интересный. В нем непостижимым образом смешаны и новаторство, и классика, а в сочетании с неожиданным музыкальным оформлением (в спектакле звучат фонограммы оперных арий) возникает эффект присутствия в опере. Интереснейшим было использование экрана видеоматериалов хроники – мы могли увидеть уникальные кадры, фрагменты игры сегодняшних исполнителей в спектаклях их молодости, их звездные роли. Так что эта постановка не только о сценической судьбе Реджи, Джин, Сисси и Уилфа. Разговор о том, что бывает после славы, чем заняты мысли и души немолодых людей. Спасибо за это создателям теплого и душевного покоя!

Оксана Чайковская (журнал «Персона», №12 – 2008 г.)  
                                    
    




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica