Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Такая короткая длинная жизнь (спектакль Э.-Э. Шмитт "Оскар и Розовая дама")

Никита, Лиза, Тимур… Обычные детские лица. Вот только глаза… Глаза тех, кто много пережил и словно узнал некую, недоступную другим, истину. Как и все дети, они мечтают поскорее стать взрослыми, чтобы быть врачами, учителями, строителями… Чтобы ПРОСТО БЫТЬ.

«Просто быть» - так называется фотовыставка, разместившаяся в фойе областного театра драмы. На ней представлены не просто детские портреты, но портреты ребят, страдающих лейкемией. Эта выставка, благотворительная лотерея, а также премьера спектакля «Оскар и Розовая Дама» по пьесе французского драматурга Эрика Эммануила Шмитта стали совместной акцией театра и благотворительного фонда имени Алены Петровой, направленной на помощь детям, нуждающимся в хосписном лечении.

Мы часто слышим, что люди в наше время стали жестокосердными, равнодушными, что их не трогает чужая боль. Неправда! Не кривя душой, можно сказать, что в эти два премьерных вечера равнодушных в зале не было. Люди охотно покупали лотерейные билеты, делали взносы в фонд, и каждый в глубине души молился за то, чтобы у ребятишек, чьи фотографии висели в фойе, было будущее, чтобы они все же стали взрослыми. Не в пример главному герою спектакля - Оскару, десятилетнему мальчику, спасти которого врачи оказались бессильны. Впрочем, последние дни героя, несмотря на то, что он проводит их в больнице, оказываются чрезвычайно насыщенными и… счастливыми. Постановщик спектакля Сергей Куликовский умышленно не акцентирует на трагическом. Да, Оскар знает, что у него рак крови, и он скоро умрет. Но он – ребенок. А ребенку свойственно жить сегодняшним днем. Потому и мир вокруг него (даже ограниченный пределами больницы) полон красок и впечатлений. Не случайно и декорации, и костюмы, и сами персонажи гротесковы, решены в стиле буфф. К тому же у Оскара есть Розовая Мама, которая для него и лучший друг, и советчик, и вообще, самый дорогой на свете человек. Ведь это благодаря ей Оскар начинает писать свои письма к Богу. Благодаря ее выдумке он включается в увлекательную игру и за 12 дней проживает огромную жизнь. Ведь, по условиям этой игры, каждый день приравнивается примерно к 10 годам. Так что Оскар успевает «познать» все прелести и недостатки каждого возраста и даже «жениться» на прелестной девочке Пэгги Блю. Он проживает короткую, но одновременно очень длинную жизнь.

Сопереживая герою, совсем забываешь, что роль его исполняет актер вовсе не юный. Настолько органично заслуженный артист России Геннадий Поляков сумел войти в образ Оскара, настолько точно передать мальчишескую психологию и пластику! Как ему это удалось? Впрочем, послушаем самого актера.

- Геннадий, в прошлом сезоне в спектакле «Квартет» вам пришлось сыграть роль старика. Этот сезон вы начали с роли десятилетнего мальчика. Какая роль далась труднее?

- Каждая по-своему для меня интересна, по-своему трудна. Но в «Оскаре и Розовой Даме» не стояла задача сыграть именно мальчика. Важнее было передать ощущение, состояние, в котором он пребывает. Передать эти 12 дней, которые были ему отпущены. В принципе эта тема мне понятна. Шесть лет назад моя мама умерла от рака. Как вести себя в такой ситуации, как общаться с людьми, если знаешь, что они обречены? Какие слова говорить? Вообще, в этой пьесе Шмитта столько слоев! Тут и взаимоотношения мальчика с Богом, и само понятие Веры. Маленький человек ведь не из-за того поверил, что он умирает. А во многом из-за того, что на пути его встретилась Розовая Дама, которую он называет Мамой. Это она помогла ему на многие вещи взглянуть иначе. Вообще, репетируя пьесу, очень трудно было абстрагироваться. У меня то и дело появлялись на глазах слезы. Особенно в финале, когда Розовая Дама уже после смерти мальчика читает его последнее письмо.

- Одно дело узнать о болезни кого-то из близких, другое – о своей собственной. Не встреться на пути мальчика Розовая Дама, как бы он себя повел?

- Это отдельная тема. Тем более мы видим, как меняется его отношение к родителям, которые боятся с ним говорить о болезни. Как страусы, прячут головы в песок. Не случайно он называет их «жалкими трусами», даже презирает их. А ведь поворот в его отношении к родителям происходит после того, как Розовая Дама очень просто, очень обыденно говорит ему, что родители тоже смертны, они тоже умрут в свое время.

- Вы говорите, что не ставили задачи играть именно ребенка. И тем не менее ребячья пластика, ребячьи нотки в голосе у вашего персонажа все же присутствуют. Выходит, все-таки работали над этим?

- Пришлось, потому что мы не просто читали письма мальчика (часто из этой пьесы делают моноспектакль), а играли сцены. Воссоздать внешний рисунок роли мне было, в общем-то, нетрудно, потому что у меня есть пятилетний сын. Я просто наблюдал за Федором, «воровал» у него какие-то детали в поведении. Дети уникальны в том плане, что лишены какой-то хитрости. У них довольно резкие переходы из одного состояния в другое. Они совершенно по-другому строят свою речь. Более безапелляционно разговаривают, без каких-то экивоков. Это отложило отпечаток и на жанр нашего спектакля. Постоянные перепады от игры, условности в серьезную тему. - Были ли у вас в работе над ролью какие-то собственные находки?

- Да, и я ими очень горжусь. Например, в сцене Рождества Оскар говорит родителям: «Простите меня. Я забыл, что вы тоже умрете». Потом они подходят к нему, звучат слова: «Не знаю, может, эта фраза раскрепостила их, но они снова стали прежними». Родители тянутся ко мне целоваться, а я как бы подныриваю под них – и получается такая милая озорная шутка. Отец и мать, таким образом, прямо на глазах зрителей становятся «другими». В сцене с Пэгги мы одновременно задаем друг другу один и тот же вопрос. Это тоже моя находка. Вообще, все актеры что-то придумывали, предлагали. Другое дело, что не все зрители восприняли наш спектакль. Кто-то плакал, а кто-то откровенно возмущался: «Что за клоунаду тут развели!» Просто, когда смотришь этот спектакль, надо постараться открыться, взять на себя часть боли другого. Мы же при виде чужого горя стараемся закрыться, отстраниться. Да еще многие наши распространители, предлагая билеты на этот спектакль, на вопрос, о чем он, отвечали, что спектакль «про мальчика, который лежит в б ольнице и умирает от рака». Но ведь «Розовая Дама» вовсе не об этом!

- А о чем? Как бы вы ответили, окажись на месте распространителей? - О том, что в любых ситуациях надо оставаться человеком. В начале спектакля зрителям показывают коротенький документальный сюжет о девочке из гематологического отделения. Она прекрасно осознает, что больна. Она мужественно переносит лечение и продолжает жить, радоваться жизни и строить планы на будущее. Это дорогого стоит!

Татьяна Ермолицкая ("Красное знамя", 2009 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica