Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Спектакль без счастливого конца (Т. Уильямс "Стеклянный зверинец")

В копилку мировой драматургии Теннесси Уильямс внес неоценимый вклад. Вот уже более полувека со сцен театров мира не сходят спектакли по его пьесам. Затруднительно даже привести полный список звезд, игравших его героев и героинь в знаменитейших постановках и кинофильмах. Интерес к пьесам Уильямса не ослабевает, несмотря на меняющиеся времена и нравы, несмотря на то, что его герои живут в конкретное время. Постановщики практически не переносят их в наши дни. Есть особая прелесть в том, что герои, люди чувственные, эмоциональные, с богатым воображением, но, увы, вдоволь наделенные страданиями, остаются в своей эпохе, которая сама играет в спектаклях немалую роль. В постановке весь антураж 40—50-х гг., умело воссозданный на сцене бутафорами и декораторами по идеям и эскизам художника, заслуженного работника культуры РФ Любови Петровой, создает особую ауру. Благодаря ей погружаешься в атмосферу исторического отрезка времени, в сам уклад жизни этой своеобразной семьи. Сергей Куликовский, под занавес сезона поставивший пьесу «Стеклянный зверинец» в Томском областном театре драмы, взялся за непростой материал, но спектакль удался.

В этой работе немало как режиссерских находок, так и несомненных актерских удач. Но ценнее всего то, что пока находишься в зрительном зале два с половиной часа, возникает ощущение личного присутствия рядом с героями пьесы. Будто не только Джим Коннор, но все мы приглашены в дом Уингфилдов. Только мы имели возможность заглянуть туда пораньше, и узнать, что предшествовало эпохальному «званому ужину», ставшему кульминацией спектакля. Его сюжетная канва на первый взгляд проста, но не только сюжет здесь имеет значение. Художественные приемы, зрительные образы, паузы, свет, музыка, звуки «за кадром», стрекотание печатной машинки, современное графическое оформление, отделяющее одну сцену от другой, — все это насыщает спектакль подтекстами. На несколько ярусов разделено сценическое пространство: улица, крыльцо, гостиная, кухня, спальня находятся на разном уровне. Как будто специально, чтобы несчастная Лаура преодолевала все эти ступеньки, раз уж не находит в себе силы преодолевать жизненные трудности.

На протяжении спектакля свет фокусируется то на одном фрагменте декораций, то на другом. И все его герои как будто живут в разных плоскостях, в разных мирах. Не только Лаура и Джим, по которому она давно тайно вздыхает, в которого она по-настоящему влюблена. Члены семьи Уингфилд тоже разделены не только тонкими стенками комнат, а, прежде всего, разными представлениями о счастье и покое. Для матери Аманды (ее роль играет заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко) счастье в том, чтобы удачно устроить детей, и она стремится организовать их судьбу согласно своим представлениям. Сын Том (его роль в разных составах играют Артем Киселев и Антон Антонов), мечтает поскорее расстаться с надоевшим, скучным домом. Отправиться в какое угодно путешествие, лишь бы подальше от всего того, что ему ужасно надоело. А Лаура… Бедняжка Лаура (ее играют Олеся Сомова и Наталья Абрамова) — фигура неоднозначная. Она обладает массой положительных качеств, и могла бы составить счастье человека, который бы ее полюбил. Утонченная и ранимая, серьезная и скромная, она имеет и недостатки, мешающие ей достичь счастья. Она полна комплексов, и страшнее ее хромоты нерешительность, безвольность, неуверенность в себе.

Она не только красивая и хрупкая, но обладает богатым внутренним миром. Эта девочка, сидя в своей комнате, любуется коллекцией стеклянных фигурок зверей, своей единственной отрадой. А еще платонически обожает юношу, который нравился ей в школе. Но когда судьба благосклонно дарит ей невероятную встречу именно с героем ее грез, так теряется, что не может заинтересовать гостя. Джим (актеры Иван Юрчук и Евгений Быков) очень доброжелателен с ней, но Лаура поступает вопреки всякой логике и прячется от того, о встрече с кем так мечтала! Не может сделать ровным счетом ничего, чтобы не упустить потенциального жениха. А мать возлагала на него такие надежды! Она-то нарисовала себе радужные перспективы личного счастья дочки. Для Джима же это внезапное приглашение — не более чем просто возможность провести свободный вечер. Если у кого и были иллюзии, к финалу спектакля они разбиваются. Так могла бы вмиг разлететься вдребезги любая из маленьких стеклянных фигурок, которые Лаура тщательно оберегает. Счастливого конца не будет. Джим уйдет, лишь разбередив рану в душе девушки. Глядя на это, испытываешь настоящую боль, потому что очень уж обидно. Бесспорно, Лаура прелестна, несомненно, она заслуживает счастья, но счастье проходит мимо. Или ей только казалось, что счастье мог подарить Джим?

Эту пьесу в 1987 году ставил в Томском ТЮЗе режиссер Владимир Богатырев, им закрывали VIII сезон молодежного театра. Уильямса во времена перестройки играли немного иначе, осуждая качества, порицаемые в ту эпоху: вялость, инертность, рефлексию главных героев. Сегодняшняя версия затмевает отблески памяти о давней постановке. Театр стал эффектней, и даже довольно заунывные пьесы ставятся динамично. «Стеклянный зверинец» в постановке Куликовского — это вполне современная вариация пьесы, которой уже более шестидесяти лет. Разделение роли Тома Уингфилда между двумя актерами, на два разных персонажа, взрослого и юного, вовсе не кажется спорным. Как бы из будущего Том смотрит на все, что происходит на сцене сейчас. Он будто нереальный герой, и в сегодняшний день семьи сорокалетний Том вписывается органично. Мы понимаем, что при всем его желании бежать от семьи, которая тяготит его, никуда он от нее не денется, даже сбежав хоть на край света. В позиции взрослого Тома (актер Владимир Козлов) во многом чувствуется позиция автора, этот взгляд будто со стороны, с высоты жизненного опыта, помогает нам лучше понять всех этих родных, но таких далеких друг от друга людей. В финале, пусть и неутешительном, мы понимаем, что мир чужой души непостижим. И надо бы всем нам обращаться с другими чутко и осторожно, чтобы не поломать хрупкие стеклянные цветы души, которая, как Лаура, не хочет взрослеть и не хочет черстветь.

Оскана Чайковская (журнал "Персона", 2009 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica