Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Мечтать и мучиться привычнее

В театре драмы – очередная премьера. Спектакль по пьесе Надежды Птушкиной «Пизанская башня» поставила заслуженная артистка Украины и России Татьяна Аркушенко.

Честно говоря, к творчеству Надежды Птушкиной  я отношусь с неким предубеждением. Уж очень она напоминает мне небезызвестную  Дарью Донцову. И чрезмерной творческой плодовитостью,  и темами, с различными вариациями повторяющимися из романа в роман (или из пьесы в пьесу). И, чего греха, таить, некой «попсовостью», мало отличной от того, что мы каждый день лицезреем  на экранах телевизоров. Но, что поделаешь, если практически нет у нас сейчас драматургов, подобно Арбузову, Вампилову, Володину, которые посредством бытовой пьесы могли поднимать общечеловеческие проблемы, нащупывать болевые точки своего времени.  И нынешним  режиссерам приходится иметь дело с тем материалом, который есть. Потому как  в репертуаре должны появляться современные авторы, да  и  часть зрителей желает видеть что-нибудь «про нынешнюю жизнь».

И не просто «про нынешнюю жизнь», а что-то душевное, интимное, способное достучаться до души (боевиков и чернухи все уже «накушались» до отвала). Именно это и попытался сделать театр  на своей малой сцене.

Перед зрителями предстает история обычной семейной пары, которых вокруг сотни, а то и тысячи.  Он (заслуженный артист России Владимир Тарасов) и Она (актриса Галина Савранская) женаты не один год. Вырастили сына, который, судя по всему, уже давно живее отдельно. Их жизненный распорядок точен, как хорошие часы: утром – подъем, завтрак, работа; вечером – возвращение с работы, ужин, сон.  Их объединяет только штамп в паспорте, привычка, да общая жилплощадь. Уже давно у каждого из супругов свой мир, свои интересы и …глубочайшая душевная пропасть.

Надо отдать должное постановщику Татьяне Аркушенко и художнику Дмитрию Гребенкину, попытавшимся воспроизвести на сцене знаки, едва уловимые «намеки», которые так любят разгадывать критики и по-настоящему театральные зрители. Сама квартира, где проживают супруги, как бы поделена невидимой границей на две, совершенно автономные, территории. Ее пространство – это портреты сына на стене (совсем  ребенка и уже взрослого молодого человека). Это вечно звучащее радио: женщина воспринимает окружающий мир преимущественно ушами. Это, когда-то общая, широкая супружеская кровать, где, как мы можем догадаться, она уже давно спит одна. Спит по-детски, свернувшись в калачик. И, конечно же, телефон – связующая ниточка с внешним миром и возможным будущим.

Его мир более приземленный, более вещный. На стене – атрибуты любимой футбольной команды, боксерская перчатка и почетный вымпел, какой выдавали когда-то, еще при социализме, за особые успехи  на производстве. А еще любимые предметы обихода большинства мужчин – диван и телевизор, которые уже давно стали роднее, ближе и гораздо интереснее жены, находящейся вроде бы совсем близко и в тоже время необычайно далеко. Отношения героев сродни Пизанской башне (вот оно название-то!): они клонятся, клонятся, но никак не могут упасть окончательно.

Впрочем, критическая масса равнодушия, привычки и неудовлетворенности жизнью все же достигает у Нее своего апогея. Она решается уйти от мужа окончательно и бесповоротно. И в отличие от предыдущих «уходов» героине действительно есть, куда уйти. То ли это заслуга ее любящей и вечно сующей свой нос в семейные дела дочери матери. То ли это заслуга всемогущего Интернета…Но у Нее вдруг появляется заграничный ухажер из Италии, который спит и видит, как бы  жениться на русской. Даже такой неказистой и закомплексованной, как наша героиня. Кстати, Галине Савранской удалось очень органично показать, во что превращается женщина, обделенная любовью и мужским вниманием. Красивая, с прекрасной фигурой  актриса предстает этаким бесформенным, асексуальным существом, одетым в «возрастные» тряпки, скрывающие женственность.  Сравнение, может быть, банальное, но ее героиня напоминает цветок, который давно не поливали, который вроде бы еще живет, но вряд ли способен расцвести.
Да и перед кем, собственно, расцветать?  Не перед этим ли типом, облаченным  в старые, вытянутые на коленях, треники и не первой свежести тельняшку?

В сцене выяснения отношений, когда Он убеждается,  что собранный чемодан жены – не шантаж, не очередная ее блажь, герои не щадят друг друга. Они облекают в слова и чувства все свои претензии, копившиеся годами, все застарелые обиды.  Казалось бы, после всего этого единственный выход – хлопнуть дверью и устремиться навстречу новой судьбе. Но, нет! После бурной сцены супруги вдруг начинают ностальгировать по прошлому и задавать друг другу бесконечные «ты помнишь?». В результате, героиня опаздывает на самолет, и заморский принц остается без русской невесты…

Посмотрев спектакль, иной прагматичный  зритель может усомниться в правдоподобности финала. Как это женщина, живущая  такой безрадостной и однообразной жизнью, способна отказаться от мечты о дальних странах, от богатого заграничного жениха, к тому же, как явствует из реплики, владельца старинного замка? Может, очень даже может. Все дело в менталитете. Ведь, нашим женщинам, зачастую мучиться и одновременно мечтать о лучшей доле легче и привычнее, нежели взять и изменить свою жизнь.

Татьяна Ермолицкая (газета "Красное знамя")




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica