Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
По обе стороны Урала

Нынешний июнь для томских театралов и служителей Мельпомены выдался на редкость жарким. И дело не только в установившейся всерьез и надолго знойной погоде. Им предстояло преодолеть «Театральный перевал» - масштабный проект, в рамках которого шесть драматических театров Сибирского и Уральского федеральных округов в течение трех недель должны были осуществить творческий обмен. Пока с 1 по 18 июня наш город, Новокузнецк и Кемерово знакомились с лучшими спектаклями Уфимского, Челябинского и Тюменского театров, Томская драма вместе с коллегами-сибиряками покоряли Урал. С поставленной задачей томичи справились так, что в одном из театров контролеры-билетеры едва не выставили артиста из зрительного зала…

МИНИСТЕРСТВО В ПОМОЩЬ

Надо сказать, что для Томской драмы участие в больших обменных гастролях, похоже, становится традицией. Старт был взят прошлым летом, когда после длительного периода «оседлой жизни» творческий коллектив стал участником проекта «Гастрольная карта Сибири» и осуществил «рокировку» с театрами Барнаула, Кемерово и Новокузнецка. В этот раз идейный вдохновитель и руководитель проекта Сергей Медный предложил расширить географию гастролей. А поскольку участникам предстояло перекочевать по ту сторону Уральских гор, название «Театральный перевал» оказалось весьма символичным. О масштабах мероприятия и проделанной организационной работы говорят цифры и факты. За время проекта было сыграно 192 спектакля, которые посмотрели более 120 тысяч зрителей. Переезд осуществили 320 человек. Количество километров, пройденных всеми театрами, превысило 45 тысяч. Объем перевезенных декораций составил более 90 тонн. Воплотить грандиозные планы в жизнь и поднять такую махину организаторы проекта – продюсерский центр «Новые театральные инициативы» - смогли при поддержке Министерства культуры России.

Но все эти подсчеты станут финальной точкой «Театрального перевала», когда «вояж» по далеким городам останется позади. Администрация Томской драмы будет встречать своих артистов объятиями и фуршетом прямо во дворе театра. Теплой и радостной для обеих сторон встречей завершится разлука, начавшаяся 23 дня назад на железнодорожной станции города Топки Кемеровской области. Директор театра Геннадий Сокуров, несмотря на поздний час отправления поезда, лично сопроводи гастролеров на вокзал. В половине четвертого утра вагончик тронется, перрон останется, и коллектив с приподнятым настроением и пирожками, которыми их щедро снабди в дорогу заботливый руководитель, отправятся в столицу республики Башкортостан.

КАК ДОМА

Первое впечатление, как правило, редко бывает обманчивым. В Уфу томичи влюбились авансом, едва выгрузившись из поезда и очутившись на перроне. Как театр начинается с вешалки, так и город начинается с вокзала. Просторный, комфортный и весьма симпатичный на вид, он подогревал интерес: если так радует глаз место приезда-отъезда бесчисленного потока людей, какие же тогда красоты явят улицы и проспекты Уфы?

Ожидания оправдались. Город оказался удивительно хорош собой: чистый, зеленый, ухоженный и очень уютный, несмотря на свои огромные размеры. Покорил не только внешний облик Уфы, но и царящая там атмосфера одухотворенности и созерцательного спокойствия. Нет, жизнь в столице Башкирии отнюдь не замирает, люди, как и везде, стремятся успеть сделать как можно больше дел за день. Но при этом нет суеты и хаоса. Жизнь не бежит, она размеренно течет, даря ощущение гармонии.

Уфу часто наделяют эпитетом «гостеприимная». В справедливости этих слов гастролеры убедились в первый же день, когда, заселившись в гостиницу, пошли познакомиться с русским драматическим театром Республики Башкортостан, на подмостках которого им предстояло сыграть спектакли «Окаянные сны», «Оскар и Розовая дама», «Как важно быть серьезным», «Психоаналитик», «Дожить до премьеры» и сказку «Дядя Федор, Кот и Пес». На служебном входе томичей приветствовал плакат: «Пожалуйста, чувствуйте себя как дома! Не смущайтесь, видя приветливые улыбки незнакомых людей – мы вам искренне рады! Стучитесь в любую дверь любого этажа – каждый из нас постарается Вам помочь! Не забудьте в обеденный час спуститься в наше уютное кафе! Не сетуйте, если пойдет дождик, ведь это уфимский дождик! Не сетуйте, если солнце будет сильно горячо, ведь это солнце Башкортостана!». А сотрудники театра радушно, как давних знакомых, встретили гастролеры и помогли им быстро и безболезненно освоить пространство.
  
Не менее теплый прием оказала артистам уфимская публика. Хотя, как признались некоторые из них, опасения, что произойдет обратный эффект, все же были.

- Из общения с журналистами и художественным руководителем театра во время пресс-конференции у меня возникло ощущение, что местные зрители воспитаны на серьезной драматургии, приучены к классике и не привыкли к новаторству и языку, которые предлагает современная драматургия. Поэтому у меня лично возникли серьезные опасения, как публика отреагирует на спектакли «Психоаналитик» и «Дожить до премьеры», - делится актриса Елена Саликова. – На удивление, эти комедии, опять же по моим ощущениям, прошли не просто на «ура», но даже лучше, чем в Челябинске и Тюмени.

Артистка оказалась близка к истине. Уфимцы действительно представили в Томске добротные классические постановки, а гастрольный репертуар, как известно, формируют из спектаклей, являющихся визитной карточкой театра. Тем не менее, и серьезную историю по повести Федора Достоевского, и легкомысленную комедию Оскара Уайльда, и трогательную мелодраму Эрика-Эммануэля Шмитта, и остросовременные комедии по пьесам Дианы Балыко и Николая Рудковского приняли одинаково тепло.

Из Уфы гастролеры уезжали с багажом позитивных эмоций и башкирского меда. Четверть века назад томский театр уже бывал в столице Башкортостана. Видимо, памятуя о тех временах, кто-то оставит запись в книге отзывов: «Приезжайте к нам еще! Не ждите больше 25 лет!».

ТИШИНА И АПЛОДИСМЕНТЫ

Благополучный исход гастролей повторится в Челябинске и Тюмени. Окажутся разными менталитеты горожан, наполняемость зрительного зала, особенности публики, но неизменными останутся дружные аплодисменты, которыми будут благодарить артистов после каждого спектакля. Безусловно, постановки пройдут с разной степенью успеха. Какие-то из них публика примет безоговорочно, к другим отнесется настороженно и актерам придется преодолевать барьер, возникший между сценой и зрительным залом. Но это явление абсолютно естественное: спектакль – живой организм, и перед артистами всякий раз встает задача завладеть вниманием зала. Провалов не случится – томичи сумеют расположить к себе даже самую несговорчивую публику.

Возникнут и некоторые трудности, но без них, как известно, не обходится ни одно большое дело. Пребывание в Челябинске несколько омрачит «квартирный вопрос»: после роскошной уфимской гостиницы, расположенной в трех минутах ходьбы от театра, предоставленные апартаменты окажутся куда как не такими удобными и комфортными. Впрочем, профессия приучила актеров принимать предлагаемые обстоятельства и органично в них существовать. Так что возникшее поначалу недовольство было недолгим, и бытовые условия превратились в повод для шуток. Расстроило еще небольшое количество зрителей на спектаклях, но и к этому обстоятельству томичи отнеслись с пониманием: их гастроли пришлись на три выходных по случаю Дня России. Логично, что в жаркую погоду люди предпочли театру отдых на природе.

В Тюмени, пожалуй, артистам пришлось сложнее всего. Из зрительного зала все время веяло прохладой: публика на протяжении практически всего спектакля (и это повторялось каждый день) не выдавала ответной реакции на происходящее на сцене. Причин тому было две. Во-первых, тюменцы оказались сдержанными на эмоции: это не хорошо и не плохо – просто особенность зрительского восприятия. Во-вторых, подкачала акустика здания, из-за которой артисты не слышали, что происходит в зале, и оттого не покидало ощущение, что зрители остаются безучастными. Впрочем, выход на поклон доказывал его ошибочность. Мастерство перевоплощения томичей было оценено по заслугам и даже ввело в заблуждение контролеров-билетеров. Спектакль «Как важно быть серьезным»  стал завершением праздничного вечера по случаю Дня медицинского работника с предшествовавшим вручением наград и фуршетом для врачей. По замыслу режиссера комедии некоторые персонажи появлялись на сцене, вы ходя из зрительного зала. Что и делал заслуженный артист России Геннадий Поляков, герой которого возникает в спектакле мучимый сильнейшим похмельным синдромом. Увидев нетрезвого мужчину, контролер, подстрекаемая шепотом коллеги: «Ему сейчас станет плохо прямо здесь!», бросилась через весь зал за артистом. Она уже почти схватила за руку нарушителя спокойствия, когда со сцены раздалась реплика: «А вот и каноник Чезюбл!». Поняв, что это был не засидевшийся на фуршете зритель, а актер, зал взорвался хохотом. Блестящий выход Геннадия Полякова наградили продолжительными аплодисментами.

Из поездки томский театр вернулся еще с дюжиной подобных историй. Осилив «Театральный перевал» и отрефлексировав случившееся, артисты отмечают: в общем и целом опыт оказался положительным, но кое-какие моменты можно было бы подкорректировать.

- Гастроли важны, необходимы и полезны для любой труппы: они становятся хорошей встряской для актеров и позволяют адекватно оценивать свои силы, - считает народная артистка России Валентина Бекетова. – Местная публика любит свой театр, привыкает к нему и зачастую становится снисходительной. На «чужих» зрителях мы имеем возможность проверить, действительно ли наши спектакли актуальны и интересны. Конечно, возникали неудобства, связанные с организацией гастролей, как, например, утомительные переезды между городами, условия проживания, отдаленность гостиниц от театра, но радостных эмоций все равно оказалось больше. Хотелось бы, чтобы будущем отведенные на гастроли две недели мы работали не на трех площадках, а на одной. Пять дней в одном городе – это очень мало. Зрители только-только познакомились с театром, сходив на один спектакль, возможно, захотели посмотреть другие, а мы уже уезжаем. Замечательно, когда артисты гостят друг у друга не одновременно, а по очереди, чтобы гастролеры могли не только показать себя, но и посмотреть спектакли коллег.  

Елена Штополь («Московский комсомолец в Томске», 4-11 июля, 2012 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica