Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Человек-айсберг

Актерское счастье – хрупкое счастье. Активная занятость в репертуаре может смениться мучительными годами ожидания новых ролей. Переменчивая  зрительская любовь способна обернуться забвением. Крепкий хороший спектакль и мастерски воплощенный образ рискует утратить былую мощь в силу разных причин. С благодарностью принимать каждое мгновение успеха, расценивая его не как подтверждение собственной исключительности, но как аванс - талант не менее значимый, чем умение добиться триумфа. Молодой артист театра драмы Иван Юрчук обладает им в полной мере. Сидя за новогодним столом, он будет с теплотой вспоминать уходящий год, который принес ему немало поводов для радости. Актер сыграл центральные роли в трех спектаклях: Попова - в «Хламе», Гарднера-младшего - в «Бизнесе миссис Уоррен» и Лешу - в «Дожить до премьеры». А последняя еще и получила высокую оценку столичных критиков и принесла ее исполнителю победу в номинации «Главная мужская роль» на фестивале Томской драмы «Премьеры сезона».

ПОНЯТЬ И ПРИНЯТЬ

То, что служители Мельпомены – люди крайне ранимые, - факт широко и давно известный. Испытывая глубокое внутреннее неудовлетворение жизнью в искусстве, некоторые из них склонны прикрывать свою боль философией «нестяжательства». Иван не терпит высокопарных фраз из серии «артист должен быть голодным», он убежден: актер не только может, но и должен быть счастливым.

- Артисты кривят душой, когда говорят, что для них не важны награды и звания, главное – иметь возможность выходить на сцену и чувствовать, что ты интересен зрителям, - рассказывает Иван. - Мы все стремимся к профессиональному росту и единственное достоверное подтверждение твоей актерской значимости – признание театральных критиков и публики.  

Молодые артисты в силу азарта, горячности и желания как можно быстрее утвердиться в профессии, склонны делать преждевременные выводы о своей творческой состоятельности. Иван не только признает возможность такого развития событий, но и трезво оценивает риски.

- Соблазн действительно велик, - откровенничает Юрчук. – Если ты получил главную роль, да еще и спектакль пользуется спросом у зрителей, да еще и аплодируют на поклоне – конечно, самомнение возрастает в геометрической прогрессии. А уж если цветочки подарили или просят расписаться в программке – совсем голову теряешь.

Сознательно выстраивая свой способ существования в искусстве, Иван возвел в статус творческой заповеди не терять чувство реальности. Единственный способ сохранить себя – узнав законы жизни в театре и осознав «издержки производства», которые неизбежно отражаются на характере и мироощущении артистов, признать и принять их. Он никогда не судит о качестве своей работы, опираясь исключительно на собственные внутренние ощущения – велика вероятность заблуждения. Сколько раз, будучи уверенным, что справился с предложенной постановщиком задачей, получал от него довольно жесткие замечания. И, наоборот, полагая, что на сегодняшнем спектакле был не в лучшей форме, слышал похвалу режиссера: «Молодец! Всегда бы играл на таком уровне!».

Иван хорошо усвоил духовные уроки своих педагогов, которые внушали студентам: «Театр – не ярмарка тщеславия, где каждый стремится затмить другого любыми возможными способами. Хотите доказать что вы состоятельные творческие личности - делайте это на сцене, работайте над ролью так, чтобы вас уважали как профессионалов». Следуя мудрым наставлениям, Юрчук старается аккумулировать внутренние силы, не тратя их на участие в закулисных отношениях.

- Я даже новости о коллегах, не касающиеся работы, узнаю в числе последних», - улыбается артист. Он максимально сосредоточен на творческом процессе. И предельно честен с самим собой. Актерская ревность – явление неизбежное, все хотя бы чуточку, но завидуют коллеге, получившему хорошую роль.

Иван не бежит от себя, открещиваясь, что эта история – не про него. Убежден, что желание не отставать от других - отличный стимул для профессионального роста. Главное, не позволять себе испытывать злобное чувство к более успешным актерам, признавать их талант  и адекватно оценивать собственные возможности. Поэтому, когда его коллега, заслуженный артист России Геннадий Поляков сыграл  главную роль в спектакле «Оскар и Розовая дама», откровенно признался: «Геннадий Палыч, завидую тебе: ты получил такую классную роль и так роскошно ее сделал. Я бы так не смог. Может быть, когда-нибудь я дорасту до такого же уровня мастерства».

СНАЧАЛА БЫЛ СКАНДАЛ

Как причудливо порой тасуется колода карт. С одной стороны, актерская профессия способна провоцировать проявление нелицеприятных личностных качеств, но с другой – именно театр воспитал Ивана и сделал его абсолютно другим человеком. Гораздо более лучшим, чем тот, который пришел учиться на актерском курсе Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ) при Томской драме. Страсть к лицедейству проснулась через участие в школьной команде КВН. Развеселая творческая деятельность так увлекла, что учеба в старших классах была безнадежно запущена. Выбирая между театральными вузами Москвы и Новосибирска, узнал, что в Томске открыли филиал ЕГТИ. Решил, что гораздо удобнее и разумнее остаться в родном городе под крылом родителей и в кругу друзей.

Характер и привычки, сформировавшиеся под влиянием разудалой жизни, создали немало проблем. Когда на занятиях по актерскому мастерству Ивана попросили изобразить гуся, расценил это как оскорбление. Он пришел учиться играть Гамлета, а его унижают, заставляя показывать птиц и животных. Был скандал и серьезный разговор с мастером курса, после чего началось постепенное преображение студента. Под влиянием ведущих артистов театра драмы, которые преподавали  главные актерские дисциплины, случилась переоценка ценностей. Иван осознал, что профессия обязывает быть человеком образованным, думающим и чутким (а как иначе надевать на себя маску героев, не умея видеть полную картину мира и душевно откликаться на разные жизненные ситуации?). Стал много читать, научился слушать и слышать других, воспитал в себе мужскую выдержанность. С появлением в его судьбе театра, признается Юрчук, жизнь стала более осмысленной. Здесь он узнал, что такое настоящая любовь, дружба и простое человеческое счастье.

Иван часто ностальгирует по студенческим годам. Он с теплотой вспоминает свои первые шаги в профессии: как  вместе с ребятами выходил в массовых сценах спектаклей «Трехгрошовая опера» и «Сильвия». Как на пару с однокурсником расстались с шевелюрой, обнаружив в ремарке, что их герои из военной драмы «От равнины до равнины, через три реки» были лысыми. Как радовался, наконец-то получив роль со словами – роль Щенка в сказке «Котенок по имени Гав». Как увлекательно и азартно проходили репетиции спектакля «Билокси блюз», зиждившиеся на абсолютном взаимопонимании с партнерами и режиссером. Неизменный прилив нежности вызывает роль Павлика в дипломном спектакле «Годы странствий» - доброго, благородного и смелого парня, безответно влюбленного в главную героиню и погибающего на войне. А еще навсегда врезались в память слова педагога по актерскому мастерству, заслуженной артистки России и Украины Татьяны Аркушенко, которая, видя, как парень старается сыграть хорошо и оттого переигрывает, говорила: «Ваня, не дави на сцене жабу! Распределись, пойми, что ты хочешь сказать, сделать, и только потом действуй». С тех пор, когда на подмостках захлестывали эмоции, Юрчук вспоминал этот совет. Со временем понял: в жизни тоже важно «не давить жабу».  

ЗАЛОЖНИК ПОНЕВОЛЕ

Сегодня в репертуарном листе Ивана – роли Кристиана в «Сирано де Бержераке», Сенечки в «Счастье мое», Алекса в «Психоаналитике», Шпрехшталмейстера в «Каштанка, или Забытые письма», в копилке творческих достижений – победы на фестивалях за роли Джима О'Коннора в «Стеклянном зверинце» и Алджернона Монкрифа в «Как важно быть серьезным». Артист признался, что мама гордится его дипломами и ей первой он звонит после церемонии награждения, чтобы поделиться радостью.
Иван понимает, что это только начало большого пути и настоящие свершения – впереди. У актера нет заветных образов, которые он мечтает воплотить на сцене. Его страстное желание – играть как можно больше ролей: эпизодических, главных, первого или второго плана – не суть важно, лишь бы был добротный драматургический материал, позволяющий глубже познавать профессию, открывать в себе новые возможности и совершенствовать свое мастерство. Он хорошо усвоил: актер – материал для работы режиссера, поэтому готов следовать за ним и бесконечно учиться. Иван сознательно приходит на первую репетицию с непрочитанной пьесой, чтобы не мешать постановщику создавать спектакль – при самостоятельном знакомстве с текстом у артиста неизбежно возникает собственная трактовка истории, от которой потом очень трудно отказаться. Для Юрчука «каркас»  роли определяется местом и значением персонажа, которые отводит ему режиссер в канве событий спектакля, а дальше начинается самостоятельный творческий поиск для насыщения образа.

Если жизнь – театр, и все мы в ней актеры, то судьба человека – разыгрываемая пьеса. А что за пьеса без конфликта? В силу внешних данных Ивана режиссура использует его как однопланового артиста. «Племенной бычок, тигр, а не жених», - скажет о Якове, герое Юрчука, один из персонажей спектакля «Старик». Ему все чаще достаются роли легкомысленных ловеласов и прожигателей жизни. А так хочется сыграть глубокого, драматического, может быть, даже трагического персонажа.   Иван многим видится веселым и беззаботным парнем, но никто не знает, сколько грустных мыслей, внутренних метаний и душевных порывов скрывается за привлекательной внешностью. Быть заложником одного образа - удел большинства красивых артистов.

Неравнодушный к своему делу актер все время находится в духовном поиске. Может быть, именно поэтому из всех возможных видов развлечения и отдыха Иван любит рыбалку в уединенном месте. Созерцать воду, небо, наслаждаться природой, слушать тишину и вести долгий внутренний диалог с самим собой. Самый лучший материал для работы артиста – его духовный жизненный опыт.  

Елена Штополь ("Московский комсомолец в Томске", 26 декабря 2012 г. - 9 января 2013 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica