Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
«Старик» для томичей

Порадовал спектакль «Старик» в томской драме. Такое мнение высказывают знатоки театра и те, кто особо не ходок на зов Мельпомены.

Некоторое время назад частенько можно было слышать о том, что зритель «хавает» (именно это слово употреблялось), то он и получает. Но это вовсе не так. Всегда есть зритель любопытный, ищущий, жаждущий познания нового. Артистический мир хочет признания как можно более широкой аудитории, и зритель хочет быть достойным того театра, которому он отдает предпочтение, не стоит опускать его ниже плинтуса, навязывать ему вкусовщину. Понятно, зритель — это неоднородная масса. Кто-то идет в театр, как в храм, готовится к мероприятию. Это целое событие для него, может, потому он не так часто и посещает его. А кого-то надо подтолкнуть к театру. Томский зритель (в том числе и молодой) уважителен к театральному миру. Он внимателен к слову, действу, к атмосфере, царящей на сцене, к музыке, сценическим эффектам. Он умеет отличить форму, в которой нет содержания, от истинного искусства.

Хорошо, что наш театр обращается к классике. Это то, что объединяет все времена. Пьесе «Старик» М. Горького почти сто лет. Автор многократно ее дорабатывал, при этом вносил существенные правки. В последней редакции она была напечатана в нью-йоркском издательстве в 1924 году под названием «Судья». Но все-таки хочется думать, что на родине она более известна как «Старик», хотя это не так важно.

В последнее двадцатилетие к Горькому несколько снизился интерес. Но это не трагично. Горький — классик. Отдельные люди, вступающие в борьбу с русской культурой, с русским языком, не способны навязать свои вкусы. Горький будет всегда. Известный актер, кинорежиссер Сергей Урсуляк как-то сказал: «Очень люблю Горького. Его пьесы считаю замечательными, поэтому вполне естественно, что я поставил “Дачников”». Рассказывая о дачниках, он говорит о сегодняшней интеллигенции.

О грехе и греховности

Пьесу «Старик» на Томской сцене поставил молодой режиссер Александр Загораев. Он как-то мягко, негромко, но уверенно вошел в театральную жизнь Томска («Персона» писала о нем, о его работе в ТЮЗе). Как режиссер, он еще и деликатный (если так можно сказать). Бывает, когда постановщик шашку наголо и пошел крошить первоисточник. Слава богу, у нас не случилось этого. Загораев увидел актуальность, злободневность пьесы, то, что многих заботит, беспокоит. Поэтому спектакль смотрится как органичная, целостная работа. Русской драме характерно освещение греха и прощения. Чего-то больше, чего-то меньше, не столь важно. Можно ли простить грех, или пусть человек страдает всю свою жизнь, тем самым искупая грех?

После спектакля слышались вопросы: «Так чего же хотел Старик?» Кто-то определенно говорил — денег. Но он же не принял предложение взять их. Старик первоначально умело маскирует свои притязания. Он странник, бесприютный, с посохом, во всем сером, вначале даже убогий. Все высматривает, вынюхивает. Потом будто распрямился, почувствовал силу, понял, что достойное сопротивление ему никто не окажет. И пошел в атаку. Мастаков (заслуженный артист России Г. Поляков) пытается сопротивляться напору Старика, но не способен. Он сам с собой не может разобраться, принять разумное решение. Не спасает его и то, что он делает добрые дела для людей, и мог бы этим гордиться, если надо защититься. Этот надлом Мастакова и заметил Старик, стал дожимать его. Хотя изначально его обличительство не было сформулировано. Потом, убеждая себя, стремился убедить других в грехе своего соплеменника по каторге. Хорош Д. Киржеманов, народный артист России, в роли Старика. Хорош! Он вызывает к своему персонажу чувство гадливости. Такие и сегодня встречаются, им, как правило, хорошо, когда другим плохо. Они не способны улучшать человеческую породу. Их можно бояться.

Сегодня театр не хочет быть воспитателем душ человеческих. А зря. После киржемановского Старика, наверное, многим захотелось быть лучше, чище, правильнее. А уж если захотелось прочитать пьесу, то совсем — честь и хвала режиссеру и актерам.

Органична в спектакле заслуженная артистка России М. Попыванова. Старушка хитрая, умеет держать нос по ветру, и при внешней простоте еще и умная. Во имя справедливости готовая пойти на «подвиг».

Яркая, уверенная в себе, как в женщине, Софья (Е. Саликова) желает помочь обожаемому ею мужчине. И хотя готовность ее вроде бы искренняя, при их прощании понятно, что на ее помощь рассчитывать не стоит. А. Постников, С. Соболь, Т. Темная, И. Ярчук, А. Антонов — каждый удачно внес свою лепту в ансамбль игры. Особое зрительское благодарное слово хочется сказать об актере Г. Зубареве (ниже).

Старик и зритель

Режиссер А. Загораев совместно с актерским составом подвигнул зрителя задуматься над вопросом: так что же хотел Старик? Зритель найдет ответ — каждый в своем сердце. Не найдет только тот, кто безразличен к себе, к жизни, к чужому горю. Вообще в человеке от рождения заложено больше, чем он способен увидеть. В его сердце, душе, голове. Но не каждый стремится этим воспользоваться.

Старик, можно предположить, и сам не знает, до какой степени будет нагнетать страсти, нагибать Мастакова. Он наслаждается своей властью над людьми, чтобы они страдали. И от этих страданий, ему, возможно, будет легче. Он наделил себя властью вершить, обличать, прощать или осуждать. Он судья, но только в своем сознании. После самоубийства Мастакова обличитель даже растерялся — перегнул, перестарался. Но такие люди, как он, не способны оценить свой собственный грех, покаяться. Он давно внутри саморазрушен. Это пример того, когда в человеке нет нравственных начал, он просто чудовище, маньяк.

Так вот зрители, выходя из зрительного зала, продолжали обмениваться суждениями по поводу того, какие цели преследовал Старик. Его точили злоба, сидящий в нем змей, месть, человеконенавистничество. Чего больше? Это уже неважно.

Овации Григорию Зубареву

Да простят меня актеры, занятые в спектакле «Старик», особое слово хочется сказать в отношении Григория Зубарева. Этой работой театр отметил его возрастной юбилей, но главное событие — 40 лет служения томской драме. В 1960 году он закончил студию при Ставропольском драматическом театре. 13 лет проработал на сцене того театра, а с 1973 года — на томской сцене. В 1981 году получил второе театральное образование, окончив престижный Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Актер внешне фактурный, запоминающийся, самобытный. В каждом спектакле он именно та фигура, которая способствует завершению сценического рисунка. Ну как представить «Поминальную молитву» без крепкого служивого урядника? На нем ладно сидит белый китель, подтверждающий силу представителя власти. Или Алексей в «Игроках» (жаль, что этого спектакля сегодня нет), или Тимофей в «Семейном портрете»… Им сыграно на томской сцене более 100 ролей. Вдуматься только — сколько затрачено артистом эмоций, сколько вложено здоровья в эту цифру 100. Григорий Иванович играет как-то незаметно, не прибегая к пафосности, вычурности, он просто живет на сцене. Вот он каменщик в «Старике». Его суждения — сама мудрость, на сцене он легок, свеж, со своей сценической харизмой. Ему еще играть не переиграть, жаль, что его роли — редкость.

По окончании спектакля зал устроил артисту овации. Это было очень благодарно. Сам Григорий Иванович смущенно заметил, что одно дело — работать на сцене, и другое — чувствовать проявленную к тебе признательность. Актеры, руководство театра в тот вечер выказали свое уважение к актеру, благодарили его за совместное творчество.

Такая плеяда актеров, как Григорий Иванович, умеют честно относиться к делу. В своих ролях не лукавит, потому что он профессионален. Никогда не старался казаться, он просто всегда нужен томскому театру. И никогда не разочаровывал зрителя. Здоровья вам, Артист! И до встреч на томской сцене.

Любовь БАБИЧ (журнал "Персона", №3, 2013 г.)




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica