Карта сайта Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Двадцать лет спустя...

Ссылка на статью

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ…

По-прежнему ярок и интересен спектакль-долгожитель


Да, именно двадцать лет тому назад Томский театр драмы циклом «Поэты Серебряного века» торжественно открыл малую сцену. Мотором создания именно этого поэтического цикла стал тогдашний директор театра Моисей Мучник. Режиссером и автором сценариев спектаклей - тогдашний главный режиссер театра Юрий Ильин. Обоих уже нет в живых. Кстати, еще в том - 1997-м - газета «Культура» отметила в нашем театре «Безупречный литературный вкус и нетривиальное сценическое воплощение мировых шедевров».



Первым спектаклем, который увидел зритель, был «Тебе – через сто лет» по произведениям Марины Цветаевой в исполнении Валентины Бекетовой, тогда еще не народной, а заслуженной артистки Российской Федерации. Следом были: «Давай ронять слова» - по Пастернаку и «Поэма без героя» Анны Ахматовой. За моноспектаклями последовала «многофигурная» постановка – «Встреча» по Саше Чёрному, где в центре азартно и безостановочно менял маски незабвенный Владимир Варенцов.

И вот сегодня один из этой плеяды спектаклей до сих пор в репертуаре, до сих пор собирает зрителя и восторженные отклики, только теперь они появляются не в театральной «Книге отзывов», а в сетях интернета. А малая сцена имеет богатый и разнообразный репертуар, ценимый и любимый, как зрителями, так и актерами.

Стремление к созданию малых сцен особенно явственно проявилось в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Во многих крупных городах были построены огромные театры, но они в основном предоставляли возможность ставить спектакли в расчете на тысячные залы. А всем понятно, что есть пьесы, которые предполагают негромкое, доверительное общение со зрителями. Есть экспериментальные спектакли, которые нуждаются в «проверке» на небольшой аудитории… В огромном здании томской драмы такая возможность не была заложена. Тем не менее спектакли малой формы стали появляться. Для этого, как могли, приспосабливали большой репетиционный зал. Многим старым театралам памятны «Игроки», о которых недавно очень тепло вспоминали на «Facebook». С большой радостью стал сотрудничать с театром выдающийся режиссер Роман Виндерман, которого привлекала возможность поработать с актерами драмы. «Два путешествия Лемюэля Гулливера» Ежи Брошкевича представили одну из очень ярких и неординарных работ Дмитрия Киржеманова, а «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского вызвал обсуждения не только эстетические…

Можно назвать и другие спектакли. Но все же их появление в репертуаре было не системным. Наверное, не было должной инициативы у театрального руководства, а может, просто необходимость в малой сцене должна была «вызреть».

И вот теперь двойной праздник театр отмечал и два дня. В сто третий раз с успехом сыгран моноспектакль «Тебе - через сто лет». Позволю напомнить, что жизнь спектакля часто сравнивают с жизнью любого живого существа – оно рождается, взрослеет и умирает. Но срок всем отведен разный. Причины - тоже разные. Иногда уходят проблемы, бывшие столь актуальными в определенное время, иногда - уходят артисты, которых невозможно заменить… Но не будем сейчас приводить примеры – театралы их знают, а остальным вряд ли интересно. В томской драме есть и всегда были спектакли-долгожители. Один из них «Тебе – через сто лет». Кто главный виновник того, что это название столько лет украшает афишу? Марина Цветаева? Валентина Бекетова? Режиссер Юрий Ильин? Расположение звезд? Томская публика, откликающаяся на высокую поэзию? Полагаю, что - все это и еще другие неведомые линии судьбы.

Творчество Марины Цветаевой — от ее поэзии до драматических произведений и автобиографической прозы — в тех или иных формах появляется на многих театральных подмостках. Постановщики «Тебе – через сто лет» обратились к наиболее сложным произведениям поэта и выбрали крайне аскетичную форму существования актрисы. Исполнительница-героиня ни разу не встанет со своего кресла, она «пригвождена» к нему решением режиссера – трудно представить метафору более сложную по актерской задаче. Валентина Бекетова, серьезно занимавшаяся Цветаевой с молодых лет, играет спектакль, передавая мелодику, страстную музыку этой поэзии, драматизм и конфликтность стиха, его резкие внутренние столкновения. Современный зритель, конечно, несколько отвык от возвышенно-прекрасного языка, но вот уже двадцать лет каждый раз оказывается в плену сильной лирической интонации, необычного, забытого ритма жизни чувств.

Не могу не отметить также, что много раз бывая на спектакле за все эти годы, я каждый раз втягиваюсь в эту интонацию и этот ритм. Более того, мне кажется, что с годами они становятся все более мощными, точными, зрелыми… Наверное, это не совсем точные определения. И говорить надо о метаморфозах, происходящих не столько со спектаклем, сколько с актрисой за все эти годы.

Валю Бекетову, молодую лирическую героиню, театралы полюбили сразу. Но со временем она стала расширять свое амплуа, а главное, все более обогащать своих героинь, потому бесконечно училась, развивалась сама. Мне кажутся очень точными слова одного из театральных столичных обозревателей о работе Валентины Алексеевны в «Поминальной молитве» (кстати, тоже долгожителе томской сцены): «Центром спектакля становится не Тевье-молочник, а его жена Голда (актриса Валентина Бекетова). С Голдой на сцене воцаряется забытое и необходимое именно сегодня – твердость моральных устоев, достоинство человека, исполнившего свой долг на земле без надрыва и пафоса, но с любовью».

Среди друзей Бекетовой много филологов – и крупных ученых, и университетской молодежи. Последние, на мой взгляд, очень многое получают от общения с нею, от совместной работы над спектаклями ЛХТ ТГУ. Хотя сама Валентина Алексеевна, говоря о своем литературно-художественном театре, настаивает на взаимном влиянии, и с нынешними и бывшими студийцами ее действительно связывают крепкая и нежная дружба и «строгая любовь».

Но вернемся к театральному празднику. В разные годы театр опробовал многие способы неформального общения со зрителями. Но поэтических встреч не было давно. Во второй день Валентина Бекетова, ее коллеги, а также представители томских поэтов и любителей поэзии встретились на малой сцене, чтобы просто почитать любимые стихи, поговорить о них. И это было прекрасно. Собственно, и сомнений в том, что это будет так, не было. Ведь за проведение встречи взялась сама Валентина Бекетова.

Мария СТРОКОВА.




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica