Год театра Напишите нам На главную

Афиша   Приобретение билетов   Спектакли   Труппа   Руководство   Новости   Пресса о театре  
Документация   Партнеры   О театре   Услуги   Контакты  
Версия страницы для слабовидящих
Испытанный огнем и временем

Во время проведения первого Арткафе в театре драмы актеры рассказывали о разных интересных случаях, которые происходили на спектаклях. 
Народная артистка России Валентина Бекетова предполагала на этой премьере почитать стихи. Но, попав в водоворот воспоминаний, тоже начала с фантастической истории, приключившейся на спектакле «Тебе – через сто лет». Это ее моноспектакль по Марине Цветаевой, идущий на малой сцене. На премьеру Арткафе пришли театральные люди, которые хорошо знают спектакль, и помнят, что в оформлении его использовано большое количество горящих свечей – они как будто отделяют актрису от публики. 

Так вот на одном из спектаклей Валентина, которая за этой огненной рампой не видит зрителей, ведя свой сложнейший поэтический монолог, вдруг почувствовала некое движение, и прямо на сцену, пригнувшись, легко ступая, взошел человек, прошел перед ней и скрылся за кулисами. Актриса не прервала спектакля и только потом узнала, что одна из свечей накренилась и создала крайне опасную ситуацию. А неизвестный зритель, проявив и сообразительность, и такт, сумел предотвратить беду. 

 По прошествии лет Бекетова рассказывала о происшествии легко и с юмором… Однако сейчас трудно даже представить, что на сцене был ковер живого огня и чем было чревато происшествие. 

И вот тут мы подошли к главному событию. 

 19 мая Валентина Алексеевна в сотый раз сыграет спектакль «Тебе – через сто лет». 

Для поэтического моноспектакля событие весьма редкое. Премьера состоялась в 1997 году. На обновленной малой сцене в Томском театре драмы ею открылся цикл «Поэты Серебряного века». Успех был настоящий. Вот одни из первых записей в книге отзывов - тогда еще не было социальных сетей – «Строки Марины Цветаевой в исполнении Валентины Бекетовой пронзают насквозь душу и сердце…». «Атмосфера с первого момента поглотила меня… Звучала именно та музыка, какая должна быть, был именно тот свет… Исполнение актрисы вдохновляло и наполняло душу эмоцией и энергией». «Поэзия М.И. Цветаевой – живая. «Небытие – условность», - сказала она, и этот спектакль «Тебе – через сто лет» - живейшее подтверждение ее слов». Конечно, живой трепещущий огонь в сочетании со светом театральным создавал особую атмосферу, не случайно его отметила зрительница. (И не скрою, мне жаль, что в последние годы мы видим искусственные безопасные свечи.)

Следом зритель увидел «Давай ронять слова» - по Пастернаку и «Поэму без героя» Анны Ахматовой. 

 За моноспектаклями последовали «многофигурные» постановки – «Встреча» по Саше Чёрному, где в центре азартно и безостановочно менял маски незабвенный Владимир Варенцов. Мотором организации поэтического цикла стал тогдашний директор театра Моисей Мучник. Режиссером и автором их сценариев - тогдашний главный режиссер театра Юрий Ильин. Обоих уже нет в живых. Кстати, еще в том - 1997-м - газета «Культура» отметила в нашем театре «Безупречный литературный вкус и нетривиальное сценическое воплощение мировых шедевров». 

Но сегодня повод у нас иной. Естественная жизнь спектакля, как всякого живого организма, бывает ограничена многими обстоятельствами. Любимые зрителями спектакли через три-пять лет сходят со сцены. Но существуют счастливцы, называемые долгожителями. Творчество Марины Цветаевой — от ее поэзии до драматических произведений и автобиографической прозы — в тех или иных формах появляется на многих театральных подмостках. Постановщики «Тебе – через сто лет» обратились к наиболее сложным произведениям поэта и выбрали крайне аскетичную форму существования. Исполнительница-героиня ни разу не встанет со своего кресла, она «пригвождена» к нему решением режиссера – трудно представить метафору более сложную по актерской задаче. Валентина Бекетова, серьезно занимавшаяся Цветаевой с молодых лет, играет спектакль, передавая мелодику, страстную музыку этой поэзии, драматизм и конфликтность стиха, его резкие внутренние столкновения. Современный зритель, конечно, несколько отвык от возвышенно прекрасного языка, но вот уже почти двадцать лет каждый раз оказывается в плену сильной лирической интонации, необычного, забытого ритма жизни чувств. 

И позволю высказать уверенность: сколько бы ни было сыграно еще спектаклей, он не сгорит в огне, как тот Феникс, о котором чудно писала Марина Цветаева. 

 Мария Смирнова
Красное знамя
11.05.2016




На главную
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4.
Тел.: 906-837, 906-845
e-mail: drama@tomskdrama.ru
Yandex.Metrica