История

Основанный в 1604 г. Томск первые два с половиной столетия прожил без театра. О строительстве собственного театрального здания заговорили только в 1848 г., после того как город посетила странствующая труппа уфимского антрепрёнера И. Маркевича. Первой сценической площадкой в Томске стал перестроенный Манеж гарнизонных казарм. Специальное здание театра появилось в самом центре города два года спустя, в 1850-м. Это было третье по счету театральное здание в Сибири, после Барнаула и Тобольска. Для сбора средств на его строительство был пущен подписной лист. Недостающую сумму вложил купец 1-ой гильдии, владелец золотых приисков, городской голова А. Е. Филимонов. С 1850 г. года и начинается отсчёт театральных сезонов в Томске.

Первое здание томского театра знало годы простоя и годы бурного подъема. Вторая половина XIX века в России – период расцвета частных театров, которые стали альтернативой государственным репертуарным театрам: императорскому Мариинскому, Александринскому, Малому. Свободные актёры, как правило, объединялись в товарищества, и показывали спектакли, переезжая из одного города в другой. Руководивший таким предприятием антрепренёр арендовал здание, собирал труппу, подбирал репертуар, распределял доход.

Деревянное театральное здание просуществовало тридцать два года. К лету 1882 года оно обветшало настолько, что играть спектакли и принимать публику там стало опасно. И 18 июля 1882 г. в «Сибирской газете» появилось объявление:

!! Продается театр!!

От совета старшин Томского общественного собрания сим объявляется, что 27 числа, сего июля месяца, в 12 часов дня в здании собрания будет продаваться с торгов старое, предположенное на слом, здание театра. Желающие предварительно осмотреть его будут допускаться каждый день, от 11 ч. утра до 5 ч. пополудни, исключая праздников и воскресений.

Просят спрашивать сторожа Иннокентия.

Окончательные торги состоялись 17 августа. Здание театра было продано за 200 руб. на дрова.

Восьмидесятые годы в Томске отмечены значительными преобразованиями и ростом городского населения. Идею губернатора И.И Красовского, камергера двора Его Императорского Величества, о строительстве достойного здания театра поддержал купец 1-й гильдии, коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е.И. Королев.

Губернатор Красовский, оказавшийся большим театралом, сумел сыграть на честолюбии купца. Проект нового театра был доверен архитектору П.П. Нарановичу. Ранее он был приглашен в Томск для строительства первого в Сибири университета. По его авторскому проекту уже был построен в Томске дом губернатора, бесплатная библиотека, горное управление, несколько магазинов и церквей.

Новый театр открылся 19 сентября 1885 года спектаклем «Без вины виноватые» А. Островского и «Затейница» Д. Мансфельда. Перед спектаклем состоялся торжественный молебен. «Королёвский» театр, был красив, удобен, соразмерен, вмещал до тысячи зрителей. Открытие Университета (1888 г.) и Технологического института (1900 г.) обусловили приток студенческой молодежи, любителей театрального искусства, со вкусами которых вынуждены были считаться антрепренеры. Университетский город восторженно принимал пьесы А. Островского, А. Сухово-Кобылина, А. Грибоедова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, а позднее А. Чехова, М. Горького.

События первой русской революции 1905 года коснулись и нашего города. Местом проведения митингов и собраний стал королевский театр. В один из октябрьских дней в здании театра шел митинг. На улице были слышны революционные песни, которые подтолкнули черносотенцев к погрому. Они окружили его, перекрыли все входы-выходы и подожгли.

Прослужив городу двадцать лет, Королёвский театр навсегда прекратил свою деятельность 20 октября 1905 г. В следующие годы главным прибежищем артистов стало здание Общественного собрания, оно превратилось в своего рода городской театр. Также спектакли игрались в небольшом театральном зале при Бесплатной народной библиотеке.

Со временем появились новые театральные площадки. В 1908 г. предприниматель В. Л. Морозов в своём саду «Буфф» построил летний театр. В 1913 г. владелец лучших бань А. Ф. Громов по проекту А. И. Лангера воздвиг на Конной площади электротеатр «Новый» (сейчас там располагается Томский ТЮЗ). Уже во время первой мировой войны, в 1915 г., всё тот же Морозов соорудил каменный театрик «Интимный» (через несколько десятилетий он после ряда преобразований превратился в кинотеатр им. М. Горького).

В конце ХIХ – начале ХХ века на томской сцене выступали многие театральные знаменитости: Гликерия Федотова, Григорий Ге, Мамонт Дальский, Василий Далматов, Александра Яблочкина, Павел Орленев, братья Адельгейм и др. Особенно запомнились гастроли актрисы Веры Комиссаржевской в 1909 году. Спектакль «Бой бабочек», где она играла одну из своих любимых ролей, имел оглушительный успех.

Среди зрителей была известная в Томске семья профессора Технологического института Н.И. Карташова, которая много лет спустя подарила музею свою семейную реликвию. Ею оказалась фотографическая карточка самой актрисы с дарственной надписью: «Милой Белле на память от искренне ее любящей Комиссаржевской». Жена Карташова – Изабелла – была родной сестрой первого артиста театра и постоянного партнёра Веры Фёдоровны Казимира Бравича. По распоряжению Комиссаржевской весь сбор от спектакля был передан в пользу нуждающихся студентов Университета и Технологического института.

Время революционных потрясений и гражданской войны активизировало театральную жизнь Томска и вывело её на новый этап. В городе появился Народный театр Совета рабочих и солдатских депутатов, а его руководителем был назначен недавно прибывший из Москвы молодой режиссер выпускник МХАТовской школы И. Г. Калабухов. В спектаклях этого коллектива играли профессионалы высочайшего класса – Э.Л. Шиловская, ранее игравшая во МХТ, в возглавляемом В.Ф. Комиссаржевской Театре на Офицерской и в спектаклях В. Э. Мейерхольда; В.П. Редлих, выпускница школы-студии МХТ, которая в 1943 г. стала главным режиссером, а в 1946-м – художественным руководителем Новосибирского «Красного факела», участвовала в формировании областного драматического театра Новосибирска (теперь – театр «Старый дом»).

В октябре 1920 г. в сценической истории Томска произошло событие, внешне не очень заметное, но во многом определившее всю дальнейшую театральную жизнь города: сюда приехал Театр студийных постановок. под руководством А.Д. Попова. Имя Попова спустя несколько лет станет известно всей стране – он многие годы будет возглавлять Театр Советской армии, получит звание народного артиста, будет преподавать в ГИТИСе.

1930-е годы в истории Томского театра драмы связаны с деятельностью Лины Семёновны Самборской. В марте 1934 г. эта блистательная актриса и опытный незаурядный художественный руководитель прибыла в Томск с труппой Западно-Сибирского краевого театра драмы – коллектива специально созданного для обслуживания сибирских городов.

Лина Семёновна приняла на работу заведующим литературной частью ссыльного Николая Эрдмана. Крупнейший драматург ХХ века, автор пьес «Мандат» и «Самоубийца», один из авторов сценариев фильмов “Веселые ребята”, «Волга-Волга», он был арестован во время съёмок первого, сослан сначала в Енисейск, потом переведён в Томск. Эрдман специально для Самборской, по просьбе режиссера В.Н. Шевелева, написал инсценировку к роману «Мать» М. Горького, но его фамилия по понятным причинам, в афише театра не упоминалась.

Осенью 1940 года Художественным руководителем театра стал режиссер В.В. Гарденин. Бывший студент Московского университета, бывший актер театра В.Ф. Комиссаржевской, бывший студиец МХТ под руководством К.С. Станиславского, известный провинциальный режиссер, пользовался заслуженным авторитетом в сибирских театральных кругах. Его спектакли «Канцлер и слесарь» А. Луначарского, «Маскарад» М. Лермонтова, «Старик» М. Горького, «Касатка» Л. Толстого вывели театр на новый творческий уровень.

В августе 1941 года коллектив томского театра был вынужденно переведен, в связи с военным положением, в город Кемерово. Вместе с эвакуированными с запада заводами, в Томск приехал коллектив Первого Белорусского государственного драматического театра (ныне – Белорусский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр им. Янки Купалы). С 1941 по 1944 год театр восстановил 11 спектаклей прежнего репертуара, создал 14 новых постановок, показал 870 спектаклей, которые посмотрели 747 тысяч зрителей. Спектакли шли на русском и белорусском языках. В 1944 году в Томске, режиссером Л.М. Литвиновым, была поставлена знаменитая «Павлинка» Я. Купалы, которая стала визитной карточкой театра. В музее бережно хранятся афиши, фотографии и программки военного времени.

Накануне дня Победы, в Томск прибыл бывший фронтовой театр им В. Чкалова. Он был создан на базе театра рабочей молодёжи, который незадолго до войны получил статус профессионального колхозно-совхозного театра Горьковской области. Его художественным руководителем в первый год существования в Томске был режиссер Московского театра имени Евг. Вахтангова, известный поэт П.Г. Антокольский.

Новый театр открылся 30 апреля 1945 года спектаклем «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. В спектакле играли не только актеры фронтового театра, но и актеры, вернувшиеся из Кемерово, актеры Нарымского окружного театра, который в 1944 году был переведен в Томск.

Репертуарная афиша театра в 1950-60-е гг. была достаточно традиционна. Но были в ней и свои особенности – это наличие спектаклей на сибирскую тему. По произведениям писателей-сибиряков, таких как «Угрюм-река» В. Шишкова, «Соль земли» Г. Маркова, «Из племени Кедра» А. Шелудякова, были сделаны интересные инсценировки. Пьеса в стихах преподавателя Университета Д. Лившица «Университетская роща» (1962 год) о студенческой молодежи, в постановке М.А. Юфа, в течение многих лет была визитной карточкой театра на гастролях. Мелодия песни «Роща моя золотая», написанная к спектаклю заведующим музыкальной частью театра С.А. Королевым, стала позывными театра, которые звучат перед началом каждого спектакля.

Калейдоскоп режиссёрских фамилий 50-60-х годов, типичен для провинциального театра. Но были интересные, запоминающиеся спектакли. Такие постановки были у режиссеров Н.А. Смирнова в 1946-1949 гг., Л.А. Лукацкого в 1950-1951, А.А. Резинина 1951-1952, Г.И. Иванова 1952-1959, И.Б. Колтынюка 1959-1961, Н.И. Курганского 1961-1962, М.А. Юфа 1962-1966, Б.Ф. Дубенского 1966-1972, И.А. Южакова 1973-1975. Все эти годы в томской драме работал очень талантливый главный художник, начинавший во фронтовом театре Сергей Сергеевич Постников.

В августе 1964 года томский драматический театр показал три спектакля на сцене Кремлевского театра в Москве. «...Самое хорошее, интересное, что есть в Томской драме – это его актеры» писала газета «Советская культура». В разное время в Томске работали известные по Сибири актеры: А.М. Затонский, Д.А. Лядов, М.П. Кузнецов, Б.М. Молотов, В.А. Афонина, Л.А. Баум, В.А. Калинченко, Н.Н. Юргенс, Н.И. Надеждина, Т.П. Лебедева, А.В. Ратомский, Л.И. Долматова, А.А. Аркин, М.А. Исаев и др.

Приехавший из Казани, режиссер Ф.Г. Григорьян проработал художественным руководителем Томского театра драмы девять лет, с 1975 года по 1984 год. В эти годы театр успешно гастролировал по стране – в Ленинграде (1979 г.), в Москве (1980 г.), в Харькове (1985г.), в Саратове и других культурных центрах страны. Спектакли достойно оценивались местной критикой. Театр получил дипломы Всесоюзных и Всероссийских фестивалей, был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984г.). Ведущие актёры получили почётные звания «Заслуженный артист РСФСР», «народный артист РСФСР».

Каждый новый спектакль режиссера Феликса Григорьяна на томской сцене, будь то «Женитьба» Н. Гоголя, «Золотой слон» А. Копкова, «Гроза» А. Островского, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, был своеобразным художественным открытием не только для нашего города. Значимым спектаклем, в котором участвовала вся труппа, стал спектакль «Солёная падь» по роману С. Залыгина, инсценировка которого была сделана самим режиссером. Творческий коллектив театра, под руководством Ф.Г. Григорьяна, сумел осветить по-новому, не традиционно, трудные революционные события страны. Григорьян вместе с исполнителем главной роли, артистом В.В. Варенцовым были удостоены в 1980 году за эту постановку Государственной премии им. К.С. Станиславского.

В 1978 году по проекту архитектора Г.И. Аранжереевой, в центре города появилось новое здание театра. Его открытие стало настоящим праздником для всех томичей. Просторный зрительный зал, удобные помещения для работы цехов, современное световое и звуковое оборудование, уникальная комплектация сценической площадки – всё это позволяло вывести технические возможности спектаклей на новый уровень.

После девяти плодотворных лет (1975-1984) работы в нашем театре режиссера Ф.Г. Григорьяна, наступило время режиссёров, ненадолго задерживающихся в нашем городе. Среди них М.Б. Борисов (1984-1986), А.В. Лапиков (1987-1988), Н.А. Воложанин (1988-1989), О.Р. Пермяков (1992-1996), Ю.А. Ильин (1996-1999), Б.И. Цейтлин (2000-2001), Ю.А. Пахомов (2002- 2011), О. А. Огарёв (2013-2016). У каждого из них были удачные спектакли. Некоторые из них, такие как «Поминальная молитва» Г. Горина, в постановке О.Р. Пермякова, 1991 года не сходила со сцены двадцать лет. А моноспектакль народной артистки России Валентины Бекетовой в постановке Юрия Ильина «Тебе – через сто лет» по произведениям Марины Цветаевой» с постоянным успехом идёт с 1997 года.

Режиссёр Б.И. Цейтлин уже по итогам первого сезона, в 2000 году вывел спектакль «Ангел приходит в Вавилон» по пьесе Ф. Дюрренматта в номинанты крупнейшего национального фестиваля «Золотая маска». При нём театр принял участие в Международном проекте «Истории школьного двора» на фестивале в Берлине (Германия) и Лионе (Франция).

Эпоха 2000-х для Томской драмы во многом связана с именем Геннадия Сокурова, который занимал пост директора театра с 2001 по 2021 гг. Он открылся на базе театра филиал Екатеринбургского театрального института, возродил фестиваль «Парад премьер», немало сил и времени потратил на сохранение и развитие театрального музея.

С 2013 по 2016 год главным режиссёром в театре был А.А. Огарёв, осуществивший ряд очень интересных постановок, получивших отклик театральной общественности и прессы: «Лариса и купцы», «Амели», «Анна в тропиках», «Война», «Мой дом – твой дом!» и «Председатели земного шара».

В январе 2019 года главным режиссером театра стал Олег Молитвин. В томской драме он осуществил постановки спектаклей «Паразиты» по пьесе М. фон Майенбурга, «Безымянная звезда» по М. Себастиану, «Недоросль» по Д. Фонвизину, «Репетиция полярного сияния» по А. Сальниковой, «Визит старой дамы» по Ф. Дюрренматту, «Из племени Кедра» по А. Шелудякову, «Гроза» по А. Островскому. В марте 2021 года директором театра назначен Виталий Волочинков. Театр возобновил гастроли по районам Томской области, в т.ч. отдаленным, отметил свое 170-летие и готовится к празднованию 175-летнего юбилея.

В 2021 году была выпущена книга «Томский областной ордена Трудового Красного Знамени Театр драмы. 170 лет. Творческое становление и развитие».

В театре регулярно реализуются крупные творческие проекты. Среди них – Лаборатории режиссуры «DramUlёt», «Двое», ComedyUlёt и др.

В 2024 г. состоялась Лаборатория «Драматургия 50–70 годов, традиции и новации», в которой приняли участие молодые режиссёры, магистранты Школы-студии МХАТ мастерской Виктора Рыжакова.

Томский театр драмы ведет активную гастрольную деятельность, регулярно участвует в региональном и федеральном направлениях проекта «Большие гастроли».

О художественном уровне спектаклей говорит участие театра в целом ряде престижных фестивалей.

2016:

- Победа в номинации «Надежда сцены» на фестивале «Ново-Сибирский транзит» («Война»)

2017:

- Участие в международном фестивале моноспектаклей Solo («Pine bar»),

- Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» со спектаклем «Председатели земного шара» (сезон 2016-2017)

2018:

- Премия «За лучшую женскую роль» во всероссийском фестивале «Зрительский успех» (актриса Олеся Казанцева, спектакль «Пришёл мужчина к женщине»)

- Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» со спектаклем «Имажинарiй м-ра О. Генри» (сезон 2017-2018)

2019:

- Участие во всероссийском фестивале молодой режиссуры «Артмиграция» («Паразиты»)

2022:

- Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» со спектаклем «Король-олень» (сезон 2021-2022)

2023:

- Победа в номинации «Приз зрительских симпатий» фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» (спектакль «Матрёнин двор»)

- Участие во всероссийском фестивале молодой режиссуры «Артмиграция» («Преступление и наказание»)

- Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» со спектаклями «Преступление и наказание» и «Из племени Кедра» (сезон 2022-2023)