Вот и дожила очаровательная Люсечка до того времени, когда стала старейшей актрисой томской драмы. А кажется - совсем недавно порхала по сцене прелестной Белоснежкой. «Белоснежка Л. Попывановой так чиста, так непосредственна, так искренне действует в «предлагаемых обстоятельства», что, право же, можно понять гномов, поголовно в нее влюбившихся»- писала тогда газета «Красное знамя». Немало таких обьяснений в любви – письменных и устных – услышала актриса за сорок лет работы. Одной из первых заметила и оценила ее народная артистка РСФСР, умница и профессионал высшей пробы Тамара Павловна Лебедева. А теперь уже от Людмилы Степановна ждёт доброго слова молодая поросль театра.
СПЕКТАКЛИ И РОЛИ
Выпускница Кировского театрального училища, Люся Попыванова всегда была «репертуарной» актрисой – что означает: всегда была плотно занята в репертуаре. Но многие годы в большей мере ей доставались не главные, а роли второго плана. Даже -навсегда запавшие в память завзятых театралов - Люба в «Фантазиях Фарятьева», Надежда Петровна в «Мандате», Наталья в «Последних», Коринкина в «Без вины виноватых» - тоже отнюдь не главные, но тем замечательнее, что именно актерская выразительность сделала их знаковыми.
Расправив крылья цветастой шали, птицей носилась сваха от Подколесина к Агафье в гоголевской «Женитьбе», поворачиваясь к зрителю то загримированной половиной лица с иссиня черным подведенным глазом и кровавой губой, то половиной блеклой, ничего не выражающей. Повадки так и напоминали «несравненную Солоху» того же Николая Васильевича. А дочь мечтателя о буржуазной жизни Гурьяна Мочалкина в «Золотом слоне» наоборот была малоподвижна, впрочем, там всё семейство склонно было впадать в прострацию. Но зато, ухватывая появлявшихся в хате мужиков, она демонстрировала страсть в роскошно исполняемой частушке:
Видела во сне –
Кто-то спал на мне,
Сарафан вот так,
А в руке пятак!
Эти две небольшие картинки из спектаклей, поставленных Феликсом Григорьяном, который немало значил в становлении актрисы.
Но как мне кажется, именно в последнее десятилетие Людмила Попыванова заняла в репертуаре театра наиболее значительное место. Сегодня ее можно увидеть в яркой и очень любимой зрителями роли заполошной Бабки в «Семейном портрете с посторонним». Инна Рассадина в «…Sorry» из всех жизненных перипетий, наложенных на несчастливую судьбу, выходит если не победительницей, то человеком, сохранившим достоинство и верность себе. Оба спектакля – долгожители, первый на сцене девятый год, второй – двенадцатый. Значит, на них есть спрос, который в первую очередь зависит из ярких актерских работ.
Безусловной удачей представляется мне образ, созданный Людмилой Степановной в последней премьере театра – «Русском варенье». В списке действующих лиц рядом с её героиней автором Людмилой Улицкой уточнено: «домоправительница и приживалка». Странное сочетание, взаимоуничтожающее. Но в том и сложность существования бедной родственницы Марии Яковлевны, а также и актрисы, играющей эту роль. Маканя появляется строгая, хозяйственная, так ответственно относящаяся к дому, семье, традициям, порядку. Она следит за всем: за Андреем Ивановичем, любящим пропустить лишнюю рюмочку, за Лизиком, которой противопоказан шоколад, за сантехникой, которая постоянно выходит из строя на разваливающейся даче… Правда, Андрей Иванович продолжает выпивать, Лизик - есть шоколад, сантехник только вытягивает «авансы». «Вы думаете, легко общаться с простыми людьми? Каждый раз – десять долларов» - когда Попыванова с искренней убежденностью произносит эту фразу, в зале всегда возникает смех. Но из-под образа ангела-хранителя то и дело проступает совсем другой - недоброй и бестолковой тетки. И тесто для пасхальных куличей, которое она готовит, оказывается испорченным, и варенье прокисает.. В какие-то моменты она со своим вечно поучающим тоном и восторженными воспоминаниями о том, как когда-то работала в «профсоюзах», вызывает раздражение и у окружающих персонажей и у зрителей. Но в другие - мы понимаем ее одиночество и отчаянные попытки доказать свое право существовать в чужой семье.
Пьеса «Квартет» написана для четырех актеров-звезд, лучших из тех, что есть в театре, где бы он ни находился. Эта пьеса – о старости, о ее горьких уроках и мужестве, необходимом, чтобы встретить ее достойно.
Полубезумная Сисси отчасти существует в сегодняшнем дне среди обитателей дома престарелых оперных актеров, отчасти в своем детстве, в семье полковника колониальных войск. Очень рано увезли ее от родителей из Индии, жизнь прожита одиноко и теперь она своих нынешних коллег то и дело приветствует: «Как хорошо, что ты вернулся из Карачи». Она добрая душа, трогательная и инфантильная, ей легко простить излишнее любопытство. Cозданный ею мир, полон музыки. Она звучит в ней и иногда вырывается наружу. И тогда актриса кроме драматического дарования демонстрирует неплохую вокальную подготовку.
Оба спектакля поставлены главным режиссером театра Юрием Пахомовым. И сейчас он снова репетирует с Попывановой пьесу «Черное молоко». Роль небольшая, но он уверен, что Людмила Степановна сумеет сделать ее ярко и выразительно.
МОНЕТКИ, НАЙДЕННЫЕ В ПЕСКЕ
Людмила Попыванова о личном распространятся не любит. Но известно, что выросла она в очень дружной, теплой семье, где забота друг о друге была естественна и радостна. Ее однокурсница по училищу, ныне помощник режиссера в томской драме Татьяна Лиленко рассказывала, что задолго до личного знакомства слышала от девочек во Дворце пионеров, что есть такая «звездочка» Люся Тараканова, которая замечательно поет и всегда чудесно со вкусом одета. Впрочем, когда «звездочка» с первого захода не поступила в театральное, то спокойно отправилась работать приемщицей посылок на почту, где вместе с почтальоншами лихо распевала частушки.
Замуж вышла еще в училище за своего одноклассника Женю Попыванова, также имевшего популярность среди друзей, гитариста, хорошего и доброго человека. Вместе они живут жизнь, вырастили дочку Веру, которая с малых лет страстно любила животных, таскала их в дом в немеряном количестве. Но мама понимала, что это не баловство. Кстати, когда она по-настоящему сердилась на дочку, то начинала с ней разговаривать на «вы» - это впечатляло. Вера окончила техникум, стала ветеринаром, но жизнь повернулась не совсем удачно. Теперь заботиться только о собственных собаках и всяческой живности знакомых, а работать пришла в театр – бутафором. О, это притягательная сила искусства! Внуки Людмилы Степановны - Леся и Максим - переиграли разных детей во множестве спектаклей, правда, пока окончательно связывать жизнь с театром не собираются.
Жили всегда трудно. Но никогда не унывали. Помогали врожденная жизнестойкость и чувство юмора. Люся потрясающе умеет разряжать обстановку – и дома и на работе – забавной фразой, парадоксальной шуткой, человеческой теплотой. Коллег иногда пугает строгой фразой: «Я это всё запишу». Все знают, что у нее существует масса тетрадей и блокнотов, куда заносятся чужие и свои мудрые мысли и истории. Я спросила у Веры, засовывала ли она нос в мамины заветные тетрадочки, та хохотнула: «Там больше всего таких записей – «Вале – 20 руб; Оле – 50 руб…» Но неожиданно Люся сама рассказала интересный сюжет, на который наткнулась в старой тетрадке. На гастролях в Саратове она в свободные дни ходила на Волгу купаться, надо было переправляться на другой берег на пароме. Кормила обедами она только Веру, сама перебивалась как придется, а тут, возвращаясь с пляжа, обнаружила, что не хватает копеек на паром. В растерянности стояла на берегу около шашлычного киоска и вдруг в куче песка около мангала заметила блеснувшую монетку. И тогда потихоньку стала рыться в песке. Монет набралось столько, что ей хватило не только на паром, но и на порцию минтая в столовой и еще Вере на гостинцы. С каким весельем пересказывала она этот сюжет! А другой человек мог бы превратить его в драму.
ЛЮБЛЮ ЛЮСЮ!
- У Люси чудный характер, она моментально откликается, если у кого-то что-то случилось, - рассказывает Дмитрий Киржеманов, - хлопочет обо всех заболевших, ходит в больницы с чем-то домашненьким. Истоки, конечно, в ее семье. Она живет в гармонии, которую унаследовала от родителей. Люся - любимый мой партнер по сцене - её мысли и предложения никогда не бывают с твердым знаком, она всегда оставляет зазор, чтобы пересмотреть свою точку зрения. Помню, что она мне сразу очень понравилась – у актеров ведь хорошая интуиция Она замечательно поёт, и продемонстрировала это на своем бенефисе пять лет назад, исполнив старинный романс. Но этого таланта ее как-то никто не использует, может быть из-за ее скромности, неумения подать себя… А еще она была очаровательной и очень заводной Снегурочкой, мы много вместе работали. И очень вовремя и твердо отказалась от этой роли, хотя, мне казалось, еще очень неплохо выглядела. И еще Люся относится к редкостному сорту женщин - страстно болеет за хоккей, футбол, может ночь просидеть у телевизора. Несмотря на свою милую женственность, имеет самостоятельные и резкие мнения по поводу политических событий.
Еще одна черта характерна для Попывановой: она как и в ранней молодости, от всей души восторгается чужой блестящей работой и мучительно переживает любой собственной промах.
В Томской драме, утверждают многие, есть особая аура: уезжавшие отсюда часто возвращаются, их притягивает старейшая сибирская сцена.
А Попыванова никогда и не пыталась поменять дом. Она выбрала одно: вот уже сорок лет подряд приходить в свой театр. К своему зрителю.
Мария Смирнова ("Красное знамя")