Актриса-ювелир

все новости

На репетиции комедии «Как важно быть серьезным» по пьесе Оскара Уайльда она сильно подвернула ногу. Танцевала на высоченных каблуках-шпильках, и один из них угодил в щелку между половицами. Щиколотка отекла и сильно болела. Но в спектакле появился уморительно смешной эпизод, когда ее героиня, мисс Призм, изящным движением снимает не менее изящные туфельки, с педантичной аккуратностью водружает их на стульчик, и уже потом, взмахнув руками - лебедиными крыльями, начинает выделывать балетные па.


Случай показательный. Заслуженная артистка России Елена Козловская всегда тщательно и скрупулезно работает над ролью, буквально из мелочей создавая на сцене образ. Когда даже казусные ситуации оборачиваются творческими находками. В этом плане она – ювелир. Вчера ведущая актриса Театра драмы отметила юбилей.


МОНАХИНЯ В МИНИ-ЮБКЕ

От подведения каких-либо итогов откажемся сразу. К чему они, если энергии и вдохновения хоть отбавляй. Нынешней весной жюри фестиваля «Премьеры сезона», возглавляемое московским театральным критиком Ольгой Галаховой, отметило Елену Михайловну в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Как раз за работу в спектакле по Оскару Уайльду. И это не первая победа – Козловскую неоднократно награждали за яркие роли. Сегодня актриса активно занята в репертуаре.

Говорить высокие слова о предназначении и актерской доле тоже не станем. Она просто с детства знала, что будет актрисой. Без вариантов. И никогда не ставила жизненно важной задачей сыграть ту или иную героиню.

- Как правило, жизнь и мечты идут несколько параллельно. Какие-то роли, возникающие в судьбе, совпадают с желаниями. Какие-то не совпадают, но начинаешь репетировать и вдруг получается что-то интересное. Надо принимать то, что нам дается и радоваться этому, - убеждена Елена Михайловна.  

Актриса с интересной индивидуальностью, прекрасными вокальными данными и широким диапазоном возможностей, она никогда не сидела без работы. За двадцать лет в Томской драме сыграно огромное количество ролей. Особенно много среди них было комедийных, которые зрители всегда принимали «на ура». Елена Михайловна умеет быть невероятно смешной на сцене. Созданный пять лет назад спектакль «Свободная пара», в котором она играет вместе с мужем Валерием Козловским, всегда проходит с аншлагом. А когда ее сестра Фостер в «Он, она, окно, покойник», монашка, вдруг скидывает строгое платье и оказывается мини-юбке, да еще и крутит косой как девчонка на дискотеке, зал буквально взрывается от хохота.

Но в то же время настоящим триумфом Козловской стала главная роль в спектакле «Горные великаны». Очень выразительными получились и две другие трагические роли - Герцогиня Йоркская в «Ричарде III» и Анна в «На дне».

И так уж сложились звезды, что она создала на сцене несколько разных образов актрис – Николь Гиз в «Публике смотреть воспрещается», Дотти Отли в «Театре», Актриса в «Любовной карусели», Илзе в «Горных великанах». «Любопытный опыт», - признается Елена Михайловна. Каждая ее героиня по-своему была терзаема выбором между жизнью и сценой, любовью и творчеством. Но мы поговорим об артистке Елене Козловской.


...И МУЖ ЗА ПЕЧКОЙ

- Елена – замечательный профессионал, очень хорошая характерная актриса, - рассказывает заслуженная артистка России Ольга Мальцева.  – Не помню, чтобы у нее когда-то был провал, она всегда все делает добротно, работает тщательно и подробно независимо от объема роли, которую исполняет. Это дорого стоит, потому что сейчас привыкли роль создавать «мазками», а Лена умудряется прожить на сцене жизнь, даже если играет эпизод.

   Добросовестное отношение к своему делу, умение сосредоточиться на рождении роли – неоспоримое качество Елены Михайловны. Она не бывает категоричной, даже когда ее видение образа не совпадает с тем, что предлагает режиссер (и такое в актерской судьбе случается). Обязательно прислушивается к постановщику и пытается найти рациональное зерно в том, что он от нее требует. Общий язык удается найти всегда.

   А еще в актерской судьбе случаются вводы в спектакли. Поистине ситуация, в которой артист должен проявить все свое мастерство и выдержку. Елене Михайловне на вводы «везло» всегда. Начиная с дипломного спектакля, когда за две недели до выпуска ей пришлось репетировать роль заболевшей однокурсницы. Увидев ее испуганные глаза, руководитель курса сказал: «Крепись, девочка, у тебя может случиться всякое».

   И она крепилась. В драмтеатре у нее были разные вводы, в том числе  срочные и на главные роли, когда требовалось собраться мгновенно. И каждый раз Елена Михайловна «отбрасывала» панику и отважно бралась за работу. Впрочем, ввод в спектакль «Трудные родители» она запомнила на всю жизнь.

   - Мы были на гастролях, когда неожиданно заболела исполнительница роли Ивонны, - рассказывает Елена Михайловна. – Огромная пачка текста, всего две репетиции. И что самое ужасное, я никогда не видела этот спектакль. Думала, сойду с ума. Помню, как голова разделилась на две половины: здесь – первый акт, здесь – второй акт, третий выпал вообще. Я на всю жизнь благодарна Валентине Бекетовой - она играла мою сестру и буквально водила меня за руку по сцене. Ее выдержка, энергетика очень мне помогли. В тот момент я поняла, как важно такое партнерство, когда ты не брошен на произвол судьбы, когда знаешь, что тебе помогут в любой момент.

   Позже Елена Михайловна вводилась на роль Катерины в деревенскую комедию «Семейный портрет с дензнаками». Но здесь уже ситуация была анекдотическая. Времени, как и в случае с «Трудными родителями», было в обрез. На этот раз выручал муж, который стоял во время спектакля за печкой-декорацией, и подсказывал актрисе текст. Видимо, нервы не выдержали. Существуя в образе и параллельно в прострации, Елена Михайловна подошла к печке и отдернула занавеску, где прятался Валерий Иванович. Благо, реакция у него оказалась быстрая – успел отскочить. Игравшие на сцене артисты затряслись в истерике, пытаясь подавить хохот.

ПЕДАГОГ В РОЛИ БАБУШКИ

А если без смеха, ярким ролям Елены Козловской предшествует самоотверженный труд. Она и студентов своих учила: добиться чего-то хотите – работать надо. Елена Михайловна преподавала сценическую речь на актерском курсе Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ) при Томской драме. Выпускники говорят, что от нее всегда исходил максимум идей, энергии и задора. Артистка так умела зажечь ребят, увлечь их, что даже выжатые как лимон они мгновенно включались в рабочий процесс. А Козловская старалась каждому помочь раскрыть свою индивидуальность.    

Недавно одна из выпускниц ЕГТИ Олеся Сомова встретилась со своим педагогом уже как с партнером, в спектакле «Белые ночи». Сомова сыграла роль Настеньки, Елена Михайловна – ее Бабушку. Молодая актриса долго и с воодушевлением рассказывала об их работе в этом спектакле. О заботе и поддержке, которые проявляла Козловская. «Я для себя другой Бабушки не представляю», - скажет о ней Олеся.

Другие коллеги тоже говорили о том, что работать с Еленой Михайловной –  удовольствие. И, конечно, наблюдать за ее игрой.

- У Лены в «Свободной паре» есть большой монолог, который я всегда смотрю из-за кулис, хотя уже тысячу раз играли этот спектакль, хотя выучил его наизусть и заранее знаю реакцию зала. Но она каждый раз находит какие-то неожиданные повороты, каждый раз играет по-новому, естественно, сохраняя предложенные режиссером задачи и линию, - рассказывает Валерий Козловский.

А еще актерское мастерство Елены Михайловны по заслугам оценила четырнадцатилетняя внучка Аня – она до сих пор очень любит, когда бабушка читает ей вслух. Накануне юбилея сын и внучка, которые живут в другом городе, приезжали к Козловским погостить. И Елена Михайловна каждый вечер по заказу Ани читала рассказы Аверченко. А еще баловала своих любимых разными вкусностями. Актриса обожает экспериментировать на кухне. Специально к приезду детей освоила новое блюдо – мясо с ананасами.

Творческий человек изобретателен везде, будь то сцена или собственная кухня. Только ведь появлению ярких ролей предшествует долгая «готовка» на творческой кухне. Так что пожелаем Елене Михайловне исключительно пикантных блюд.    

Елена Штополь  («День добрый», 21 ноября, 2008 г.)