Бенефис среди звезд

все новости

Стояла морозная ночь, хотя вообще-то было утро. Об этом говорили черные бесформеннные фигуры людей, толпившихся на трамвайной остановке. Тротуара на Пионерском переулке не было, и Юра рысил прямо по путям, иногда, казалось, засыпая на ходу, но рукою крепко сжимал веревочку санок, которые тащил за собой. На них надежно упакованная лежала Анечка. Вдруг Юра почувствовал, что саночки подозрительно легко бегут за ним. Рванулся назад. Анечка лежала на трамвайных путях молча, спокойно глядя в звездное небо. Она никогда не сомневалась в надежности папы.


ОКСЮМОРОН ВО ПЛОТИ
    
Кисурин –  его образец. Если попроще: Юрий Борисович натура сложная, с многими гранями,  с разнообразными, исключающими друг друга  проявлениями, верный отец и муж, прожженный авантюрист, задумчивый комик… Поэтому раскрыть его характер в газетной публикации довольно сложно. Но именно человеческая сложность и глубина делает его интересным на сцене, за большинством персонажей мерцают какие-то дополнительные пласты личности. Это тем более уникально, что лучшие его роли не просто комические, но эксцентрические, буффонные, что само по себе признак высокого мастерства. Но сколь бы ни был гротесков персонаж, у него непременно наступит «момент истины», когда сквозь карикатуру, приплясывания и гримасы проступит человеческое лицо.

Впрочем, вернемся к эпизоду, с которого начали рассказ. Когда жена Маргарита уезжала в Новосибирск на очередную сессию в консерваторию, молодой отец по утрам доставлял дочку в садик. В выходные дни садик не работал, а театр наоборот существовал в напряженном режиме, тогда Кисурин привязывал к саночкам горшок, брал какой-нибудь детской провизии и тащил дочку в свою гримерку, где она и проводила время - иногда  до глубокого вечера. Коллеги старались развлечь девочку, но она тоже была отдельным, самодостаточным человеком, хотя и совсем маленьким.

Маргарита и Юрий поженились, когда оба учились в Дальневосточном институте искусств, только он – на театральном отделении, а она – на музыкальном. В Томск Рита приехала к родителям рожать, потому что Кисурина сразу по окончанию пригласили во владивостокскую драму и отправили на гастроли. Когда он приехал за женой и дочкой, случай привел его  на спектакль Феликса Григорьяна «Золотой слон». Юрий всегда тяготел к театру острому, яркому, не бытовому. Плутовская комедия – балаган – современная сатира сплетались в фантастическое зрелище, вокруг сюжета роились сотни театральных выдумок. И судьба молодого специалиста была решена. А театр радовался приобретению красивого, выразительного молодого артиста с прекрасным чувством юмора, как сценического, так и житейского.

Они долго обитали в общежитии на уже упомянутом переулке Пионерском в деревянном двухэтажном доме, который помнил актерские семьи с довоенных лет. Здесь жили ведущие актеры эвакуированного белорусского театра, здесь высаживали цветники и сиживали за общим столом на большой кухне  звезды томской драмы разных лет. С Кисуриным здесь сиживал Владимир Варенцов, который больше, правда, любил сиживать на мотоциклах, которых у него в комнате в зимнее время было три. Юра всегда любил велосипед. А еще они все очень любили повеселиться. Легенда рассказывает о трамвае, вставшем на дыбы, когда вагоновожатый увидел на коньке крыши общежития Кисурина с гармошкой в костюме Деда Мороза. Есть версия: это был Леня Меломуд в гриме Ленина. Лучше всего верить во все, что рассказывают актеры. Если приврут, будет еще интереснее.

Но вот история, в подлинности которой меня клятвенно заверил Дмитрий Киржеманов. Во время гастролей в Харькове молодожены Люся Павлова и Саша Афанасьев, свободные от вечернего спектакля, куда-то отлучились. Юра Кисурин и Сережа Морозов тоже были свободны и жаждали общения, поэтому очень обиделись, не достучавшись друзьям в гостиничный номер. Гостиница была солидная, с большим количеством ковров и пальм. Недолго думая, наши герои под носом у дежурной свернули в трубочку  ковер, унесли его и прибили, закрыв дверь номера Афанасьевых. Вернувшиеся Люся с Сашей в недоумении, а потом уже в беспокойстве метались  по коридору, вызванная дежурная тоже довольно долго не могла сообразить, что к чему. Шутники сидели под пальмой и очень веселились.

В студенчестве Юрины авантюры были просто фантастическими. Он зайцем проник на сухогруз и дошел на нем до Японии, которой, впрочем, практически не увидел, так как судно тут же отправилось в обратный рейс. Зайцем же летал в закрытый город Магадан, откуда привез друзьям пива.

В томской драме он немного «сократился», все же отец семейства, причем, Кисурины никогда не перекладывали свои заботы на родителей, со всем справлялись сами. У музыканта и искусствоведа Кисуриной зарплата ничтожная.(В последние годы она работает в известном томском коллективе «Камерата», где  тоже заработки  не постоянные). Юрий Борисович был и остается кормильцем семьи во всех смыслах - он отлично готовит и просто не доверяет работу на кухне своим девочкам. Когда у них собираются гости, то всегда предвкушают кулинарные изыски, музицирование и просто веселье.

Иногда его все же заносило. Рита стоически повторяла: «Я жена артиста!» в этом была и гордость, и готовность идти на жертвы. Юра мог пойти выносить мусорное ведро и исчезнуть. Только на третий день жена звонила кому-нибудь из друзей и без гнева и надрыва спрашивала: «Как там Юрик?» И еще она архивариус семьи, прежде всего творческой жизни мужа. Именно у Маргариты можно познакомиться с альбомами, где собраны фотографии из спектаклей, рецензии, узнать, какая роль и в каком году была сыграна, отмечена ли она прессой, получила ли награды.


МЕНЯ ДОЛЖНО БЫТЬ МАЛО

Когда в 1982 году Кисурин стал актером томской драмы, то более всего радовался, что его ввели в массовые сцены «Золотого слона».

С первого дня он плотно вошел в репертуар, им сыграно около сотни ролей. Кроме комедийных, надо отметить его работы в интеллектуальных пьесах, где необходим «темперамент мысли», понимание общей концепции спектакля. Таковыми были его работы в западных современных пьесах - Мрожека, Ионеско, Пинтера. Кисурин с удовольствием и блеском играет небольшие роли, где требуется особо острый рисунок, особая концентрация. В результате его Менахем в «Поминальной молитве» оказывается в ряду главных действующих лиц, хотя обьем текста не так уж велик. За роль Варравина в спектакле «Веселые Тарелкина деньки» он получил «Маску». Доктор странной лечебницы, уходящий в никуда со своими больными в «Полковнике Птице», дотошный инспектор Портерхауз и корыстолюбивый Официант в комедиях «Слишком женатый таксист» и «Он, она окно покойник» отмечены премиями фестиваля «Премьеры сезона».

Сам актер неоднократно и настойчиво повторяет:

- Меня не должно быть много на сцене.

И совсем не радуется, когда получает роли героев. А такое случалось нередко, ведь внешность говорит сама за себя. Но вот внешность внешностью, а в сценические любовники он так и не вышел. Зато с любовью и умением отделывает небольшие острохарактерные роли.

   Главных героев играл он в спектаклях «Ателье иллюзий», «Моя парижанка», «Игроки» и других памятных томским театралам.  Актерским подвигом можно назвать ввод актера на заглавную роль в спектакль «Тартюф, или Обманщик». Поверьте, это беспрецедентный случай, но результат продемонстрировал подлинное мастерство актера, его творческую зрелость, умение самостоятельно работать со сложнейшим драматургическим материалом. А герой Мольера дал прекрасную возможность проявиться любви Кисурина к эксцентрике.
    

ЛИЦО И МАСКА

Полагаю, что такая редкая для актера нелюбовь к главным романтическим и героическим ролям связана с определенной закрытостью Кисурина. В жизни Юрий Борисович – человек сдержанный, всегда держит дистанцию. Не случайно с молодых лет коллеги зовут его по имени-отчеству. И это загадочно соседствует со всеми розыгрышами и приключениями, о которых уже шла речь. Приходится принять две ипостаси нашего героя. И на сцене он явно предпочитает скрыться за маской персонажа. Придав ему комические черты, придумав необычные пластику, речевую характеристику он может быть бесконечно искренен и трогателен. А собственное лицо предпочитает не демонстрировать со сцены. Режиссер Алла Кигель, которая ставила спектакль «Рождество в доме синьора Купьелло», где Кисурин получил свою первую роль в томской драме, репетировать предпочитала с другим актером. Но когда дошло до премьеры, Кисурин играл ярче, интереснее. «Да, он играет лучше, - сказала Алла Григорьевна, - Но Саша лучше репетировал». Опытный психолог, она сразу распознала это свойство молодого актера прикрываться маской, а в репетиционном периоде партнерам было легче строить свои роли с  более распахнутым актером.

Именно невозмутимость, элегантная сдержанность, а также умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях закрепили за Юрием Борисовичем пост «штатного» ведущего многих бенефисов, презентаций, юбилейных и прочих вечеров.  Образованность и юмор сделали его постоянным сочинителем капустников.  «Капусту» обычно придумывают командой, случаются расхождения, все шумят, спорят, но, как уверяет Андрей Сидоров – один из заводил всех этих развлечений – «Я всегда прислушиваюсь к тому, что говорит Кисурин, если он усомнился в качестве номера, репризы -значит есть причины»  

Юрий Борисович до сих пор слегка ностальгирует по необыкновенному городу Владивостоку, по институтским друзьям. До последнего времени  ежегодно проводил отпуск частично у родителей в небольшом городке Зея, частично – во Владике и на берегу океана, где солнце, бесконечность и совершенно особенная рыбалка. Хотя на рыбалке  он бывает и в Томске.

Всегда много читал, следил за периодикой, но в последнее время увлекся компьютером. При полном пренебрежении к собственной творческой биографии он создал диск «История Томского театра драмы в фотографиях».


РАЙОН ПОСАДКИ ИЗВЕСТЕН

Бенефис Юрия Кисурина называется «25-й ВИТОК». Он состоится 11 апреля – в канун Дня космонавтики.
25-й сезон он в томской драме. В начале этого пути вышел на орбиту.

На пару с Владимиром Варенцовым они понеслись над томской сценой в хромированном аппарате среди звезд. Весь антураж был создан томскими умельцами из самых разных НИИ и предприятий. Спектакль «Район посадки неизвестен» рассказывал о драматическом полете нашего земляка Николай Рукавишникова с болгарским космонавтом. Николая играл Варенцов, болгарина = Кисурин. Увлекательным был весь период подготовки спектакля. Вместе с постановщиком Михаилом Борисовым они побывали в Звездном городке, общались с космонавтами, узнали несколько государственных секретов, привезли подлинную фурнитуру для космических скафандров.

В спектакле эффектно использовались лазеры и другие научные приборы, даже сегодня, когда освоены куда более высокие технологии, не просто добиться того эмоционального эффекта, который достигался в космическом спектакле.
А еще имя Юрий он получил в честь первого космонавта.

Не правда ли достаточно аргументов для космического бенефиса. Или лучше назвать его звездным. Но Кисурина такое название просто озадачит, вот уж звездность – это не про него. Но так как он будет на сцене в окружении своих друзей и коллег, то, надеюсь, согласится, если мы назовем его – бенефис среди звезд.

Мария Смирнова («Выходной», 7 апреля, 2007 г.)