Юбилеи подкрадываются незаметно. Не так давно, был у Александра Васильевича Лангового бенефис, а вот и очередная круглая дата подоспела: первого января ему будет 65. Для актера — самый благодатный возраст: есть опыт, фактура, запас бодрости. Вся творческая биография Лангового, без малого сорок лет, состоялась в Томске, он в театре драмы сыграл десятки самых разных ролей. Но настоящим подарком публике стал его моноспектакль «На дальней станции сойду», и такое название как нельзя лучше выражает суть спектакля. Это не просто попытка рассказать театральным языком о биографии человека, это своеобразное путешествие от отчего дома до актерской гримерки.
Камерный спектакль, что с неизменным успехом идет на малой сцене драмтеатра, находит отклик в душах зрителей разных поколений. На традиционном фестивале «Премьеры сезона» он в свое время получил спецприз жюри. Каждый находит в нем что-то дорогое, близкое лично себе…
Полотно спектакля похоже на лоскутное одеяло, состоящее из пестрых кусочков-заплат, от дерюжного до атласного. Такие одеяла когда-то покрывали железные кровати в деревнях, и не только в алтайской деревушке Лифляндка, в которой и родился Саша Ланговой в самый первый день победного сорок пятого, и в которой прошло его детство.
Люди, которые когда-то окружали его, шагнут на сцену, будто вынырнув из глубин памяти автора спектакля, высветятся и запомнятся. Персонажи представлены актером Ланговым живо, выпукло. Он обладает несомненным даром рассказчика. Спектакль идет более часа, Ланговой на сцене один, внимание зала к действу не ослабевает. После спектакля чаще всего проходят беседы со зрителями. Интересными получаются встречи с молодежью, ведь на этот спектакль часто приходят студенты. А поклонники у Лангового есть в самых разных возрастных категориях. Он фонтанирует эмоциями, новыми образами, перевоплощается, переходя из эпохи в эпоху, примеряя лишь небольшие штрихи к костюму.
Органично вкраплены в спектакль и его авторские зарисовки, миниатюры о людях. Те самые, которые публиковались в томской прессе и обрели популярность. Даже с листа читать их интересно, а уж в исполнении самого Лангового они звучат особенно, искренне и проникновенно. Не знаешь — то ли это просто его размышления вслух, то ли снова он в роли. Речь, приправленная особой эмоциональной окраской, звучит завораживающе. Под его обаяние трудно не попасть. Образ надежного, крепкого мужика, столь дефицитный нынче на подмостках, он успешно воплощает на театральной сцене.
А ведь когда-то он и не помышлял об актерской стезе. Рано познал вкус физической работы, с девяти лет начал работать в колхозе, в пятнадцать ему доверили управлять конной косилкой. Потом уехал в большой город Свердловск, работал на «Уралмаше». Однажды зашел посмотреть спектакль заводской самодеятельности, в котором принимал участие его приятель, и был поражен, как обычный человек может перевоплощаться на сцене, жить чьей-то чужой жизнью. В деревне часто говорят: «Ну ты и артист!». А тут вдруг ему открылось прямое значение этого слова. Захотелось самому попробовать, и Александр поступил в Свердловское театральное училище.
Он успешно учился, был занят в спектаклях Свердловского академического драматического театра. Жизнь вошла в свою колею и даже стала казаться рутинной. И тут в город приехал Павлодарский драмтеатр, Саша посмотрел несколько спектаклей, познакомился с Олегом Алексеевичем Афанасьевым, а по окончании вуза отправился работать в Павлодар. Потом еще была непродолжительная работа в Перми, а вскоре, когда Афанасьев перебрался в Томск, Ланговой поступил в труппу томского театра. Было это в 1972 году, и с тех пор он верен томскому театру драмы.
Про таких людей принято говорить «служит в театре». Театр — главное составляющая его жизни, ему отдается время, энергия, здоровье. Все подчиняется театру. Даже литературное творчество — в виде актерских записок. В его новеллах сквозит, прежде всего, актерская сущность. Образы зримы, мизансцены выразительны. Есть актеры, которые вносят особый дух, живинку в любой материал, что попадает в их руки. Ланговой как раз из этой категории. Читать его творения интересно, но куда эффектнее они, если есть возможность познакомится с ними в авторском исполнении.
Неутомимая творческая натура Лангового все время ищет применения своих сил: много лет был бессменным руководителем профсоюзной организации, лишь недавно передав этот пост другому актеру. А многометровые стенгазеты по разным случаям, на создание которых Александр Васильевич не жалел времени, поражают воображение.
Театр — дело всей его жизни — можно смело назвать и семейным делом. Жена Лангового — заслуженный работник культуры России, заведующий художественно-постановочной частью театра драмы Галина Михайловская. Она выпускница знаменитой школы-студии МХАТ, признанный мастер своего дела. Осенью 1982 года она приехала в Томск, а в декабре уже вышла замуж. Так что в актерской семье в предновогодние дни одним праздником больше.
Что касается самого дня рождения, что приходится на главный праздник года, люди, которых это касается лично, восторгов по этому поводу не разделяют. И дело даже не в том, что требуется неизменно быть на рабочем месте, а в том, что про твой личный праздник одновременно и забывают, и помнят абсолютно все. Новогодние именинники от этого не в восторге. Говоря накануне юбилея с Александром Васильевичем в основном о творческой судьбе, мы не могли обойти эту благодатную тему.
— Чем дольше живу, тем все меньше нравится, что родился в Новый год, — сокрушается Александр Васильевич. — С одной стороны, поздравлять лично начинают гораздо раньше чем других, начиная от новогоднего стола, поздравляют уже заодно. А придя собственно на день рождения, начинают с новогодних тостов. В молодости, помню, и вовсе приходили поздравить часа в 2-3 ночи… А после обеда — по второму кругу. Пришлось пресекать такую традицию.
Конечно, коллеги и друзья рады такому стечению обстоятельств, это лишний повод устроить «праздник жизни». Возможно, такая особая дата рождения и предопределила будущее. Он признанный специалист по праздникам: юбилеи, бенефисы, корпоративные мероприятия, в таких постановках Александр Ланговой принимал самое действенное участие, и они сами по себе становились подарком. Когда Ланговой со своей эффектной сединой в шевелюре, в строгом костюме, импозантный появляется на сцене — от него не оторвать глаз. Он мастерски взаимодействует с партнерами, остроумно ведет концерт, у него красивый голос. За два часа публика не успевает заскучать… На юбилеях предприятий, отраслевых праздниках, обаяние ведущего играет самую важную роль.
Складывается у Александра Васильевича и режиссерский опыт. Когда-то на заре перестройки экспериментов было предостаточно. Спектакль по пьесе А. Гельмана «Скамейка» стал, по сути, первым, который открыл «малую сцену». Спектакль стал новым веяньем, запомнился, в чем есть несомненная заслуга Лангового. Выступил он в качестве режиссера. Позднее были спектакли по пьесам Н. Саймона, П. Шеффера. «Темная история» на областном театральном конкурсе «Маска—94» была признана самым кассовым спектаклем.
Среди ролей, сыгранных за многие годы на сцене томской драмы, сам он выделяет несколько. Запомнилась самая первая томская работа в спектакле «Клоп», роль Федора Шаргая в «Пороге» Дударева, Залешин в спектакле «Светит, да не греет» по Островскому. Из того, что идет на сцене сегодня, выделяется, прежде всего, Лейзер в знаменитой «Поминальной молитве». Ключевой монолог в исполнении Александра Васильевича не может оставить зрителя равнодушным, доказывает, что в хорошем спектакле не бывает второстепенных ролей.
Вот и в новом спектакле «Черное молоко» Ланговой участвует вроде бы в массовой сцене. Но спектакль не будет цельным без любой фигуры из сцены «группы в белом». Его герой — один из носителей понимания и добра. Он такой же, как его соседи. Плечом к плечу стоят они, не находя силы противостоять напору наглости. Стараясь не увеличивать число зла, безропотно уходят. И есть в этих людях какая-то искренность и глубинная правда. В актерской манере Лангового одной из отличительных черт остается как раз эта глубинная, ощутимая правда характера.
Оксана Чайковская (журнал "Персона", №12 - 2009 г.)