Очередной — 166-й — сезон в Томском драматическом театре открылся 1 октября
Этот сезон театр начинает без главного режиссера. Александр Огарев проработал на этом посту почти три года. Приехав в Томск в декабре 2013- го, он начал свою работу с постановки спектакля «Лариса и купцы» по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». За время работы в Томске поставил такие спектакли как «Мой дом — твой дом!», «Анна в тропиках», «Амели», «Война», «Председатели земного шара». Также в театре проводились читки пьес, разрабатывались новые форматы общения со зрителями, такие как «Арткафе». Коллектив театра тепло попрощался с режиссером, и сегодня рассказывает томичам о творческих планах на текущий сезон.
Открытие с Маяковским и Хлебниковым
Томский областной драматический театр входит в число старейших в Сибири. Сегодня в его репертуаре и классические произведения, и пьесы современных драматургов, и спектакли для мальчишек и девчонок. При томской Драме есть музей, где расположено множество интересных экспонатов и документов, регулярно проводятся экскурсии.
На открытии нового сезона была представлена музыкальная комикс-мистерия «Председатели земного шара» по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой в постановке Александра Огарева. Споры о творчестве Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова продолжаются сто лет. В новой пьесе зрителю предстают поэты в окружении наиболее значимых для их судьбы людей. При этом спектакль очень красив, поэтичен, в нем много ярких актерских работ. Премьера состоялась в конце прошлого сезона, и спектакль уже получил оценку зрителей, с которой желающие могут ознакомиться в сети интернет. Высоко оценили эту работу и столичные критики, посмотревшие спектакль при отборе лучших российских постановок для участия в фестивале «Золотая маска».
Зрителю — с любовью
Перед открытием сезона директор театра Геннадий Сокуров создал художественный совет, в который вошли ведущие мастера томской Драмы, для совместного определения ближайших задач. В новом сезоне театр будет приглашать на постановки режиссеров, с которыми его связывают давние отношения. Это Наталья Корлякова, многолетний главный режиссер Северского театра для детей и юношества, Андрей Черпин, осуществивший на сцене Драмы постановку «Романа с кока- ином», Анатолий Глухов, постановщик спектаклей «Пришел мужчина к женщине» и «Сердце боксера», Сергей Филиппов, поставивший «Женщин на закате в отсутствии мужей».
Рассказывает PR-менеджер театра Татьяна Кривогуз:
— Уже началась работа над моноспектаклем «Господин Ибрагим и цветы Корана» по роману культового автора Эрика-Эмманюэля Шмитта. Постановка с огромным успехом шла в соседнем Северске, и перешедший в томскую Драму заслуженный артист России Евгений Казаков совместно с Натальей Корляковой предложили возродить эту работу.
К новогодним каникулам театр готовит три сказки. На основной сцене зрители увидят героев пьесы Виктора Ольшанского «Как Иван за счастьем ходил». На малой сцене — Львёнка и Черепаху, хорошо известных по мультику. Вот уже второй год специально для глухих и слабослышащих ребят подготовят представление, которое будет сопровождаться сурдопереводом.
Для взрослого зрителя 31 декабря будет представлена новая новогодняя история. Традиционно накануне нового года мы стараемся поднять настроение нашим зрителям.
В планах также возвращение программы для старших школьников и студентов первых курсов «Тайны кулис» на малой сцене, которая знакомит с работой цехов художественно-постановочной части, их зачастую называют просто «волшебники».
В середине ноября будут подведены итоги прошлого сезона на традиционном фестивале «Премьеры сезона». Надеемся, что будет много поводов для радости, аплодисментов и цветов.
Трудности преодолимы
Какие трудности возникают у актеров в начале нынешнего сезона, и как они намерены их преодолевать?
Вот как ответил на этот вопрос Владислав Хрусталев, обладатель Приза зрительских симпатий и главного приза фестиваля «Премьеры сезона» — Золотой кедровой ветви:
— Самое сложное - это вводы новых актеров в уже существующие постановки. Вводы — это всегда психологически сложно для тех людей, которые входят в роль. В таком случае вживаться в ткань спектакля приходится уже в процессе представления его зрителям. Проще тем актерам, кто просто с одной роли в спектакле переходит на другую. По крайней мере, такой актер со всем коллективом присутствовал при рождении спектакля, его становлении".
Иван Лабутин — самый молодой актер труппы томской драмы. Роль артиста в трагикомедии «... За- быть Герострата!» Григория Горина принесла ему победу в номинации «Приз зрительских симпатий» на фестивале «Премьеры 162 театрального сезона». В «Председателях земного шара» Иван играет одну из центральных ролей — поэта Владимира Маяковского.
— В томской Драме сегодня не хватает молодых актеров. Хотя во многих театрах основная проблема с актерским составом возраста 40–50 лет, особенно среди мужчин. Сказывается та эпоха, когда люди уходили из искусства, чтобы элементарно заработать, помочь выжить своим семьям... Что касается роли Маяковского — конечно, когда актер получает какую-то историческую роль, всегда раскапываешь материал о нем, чтобы понять, какая жизнь была у человека, что он чувствовал. Александр Анатольевич (режиссер — прим.ред.) сразу сказал, что эта роль мне подходит. И действительно, Маяковский близок мне по внутренним ощущениям, по ощущению нужности и ненужности. Он хотел отдавать, но не имел выхода своим эмоциям. Это его изнутри и сожгло — человек просто сгорел, несмотря на то, что был окружен восхищенными сторонниками, и эти люди хотя бы слушали его. Но понять его никто не мог, это было публичное одиночество...
Александрина Мерецкая сыграла в «Председателях земного шара» Музу.
— Муза - это выдуманный образ, некий соединительный мост между поэтом и зрителями. Ее роль несколько обличительная: она показывает, какая муза может быть у футуристов, можно так сказать. Поскольку образ Музы был выдуман, то изначально у нее не было ни слов, ни действий. Все это сочинялось и придумывалось на ходу, по ощущениям. Конечно, то, что Муза должна читать стихи — это режиссером было высказано сразу. Но как именно это должно происходить, сначала не было понятно. Вроде бы все привыкли, что поэзия Маяковского — это такие лозунги, декламируемые громко, чуть ли не на надрыве. Поэтому то, что режиссер придумал для образа Музы совершенно контрастное для привычного восприятия чтение стихов Маяковского шепотом — это, на мой взгляд, большая находка. Именно этот ход в итоге возымел такое сильное воздействие на зрителя. Благодаря Музе, собственно, я и сама совершенно по-новому восприняла поэзию Маяковского, и то же самое происходит на спектакле со зрителем.
Кто он, томский зритель?
— Томского зрителя отличает то, что в зале всегда много студен- тов, преподавателей, ученых, — размышляет заведующая литературной частью Мария Марковна Смирнова, работающая в томской Драме с 1977 года. — Один известный театральный деятель на вопрос «Что такое театральный город?» ответил очень просто: «Это город, в котором принято ходить в театр». Томск всегда был таким, и мы стараемся, чтобы любимый город не потерял этого статуса. В репертуаре нашего театра спектакли самых разных жанров. В последние годы преобладают зрители, для которых важно просто расслабиться, посмеяться над простым и узнаваемым сюжетом комедии. Но существует и другая категория — те, кто любит серьезные постановки, требующие работы ума и сердца. Именно такими являются все постановки Александра Огарева. Да, на них зачастую приходит меньше зрителей. Зато после таких спектаклей к нам подходят и говорят, что были поражены тем, что увидели на сцене. Так было и на открытии нынешнего сезона, после спектакля «Председатели земного шара». Поэтому нашему зрителю нужны разноплановые спектакли.
Почему стоит сходить в театр
Люди играют в реальной жизни роли, одновременно в театре играют жизнь людей. Так почему стоит сходить в театр? Посмотреть на себя со стороны? Каждый человек находит ответ на этот вопрос сам. Из бесед с томскими зрителями я узнала, что посещая театр, люди растворяются в таинственной атмосфере, набираются опыта и решают проблемы, и таким образом вносится ценный вклад в их внутренний мир. При- чина, почему стоит сходить в театр, в том, что он представляет собой сложную систему выражений человеческих потребностей. Он имитирует жизнь людей, позволяя увидеть себя, он представляет нам чужой опыт, он предлагает нам синтез искусств — литературу, изобразительное искусство, музыку и собственно актёрское мастерство... перечень можно продолжить. Два часа, про- веденных перед зеркалом сцены, вносят лепту в те условия, которые и делают нас людьми.
Софья Вольская
Томская неделя № 40 (1261) | 07 октября 2016 года