Горячий, дерзкий, талантливый («Сибирский полис», 2024 г.)

все новости

У Константина Калашникова, молодого артиста Томского театра драмы, на этой неделе чуть ли не бенефис. Во вторник он играл одну из ключевых ролей в премьере «Двенадцать стульев», в среду — главную роль в «Слуге двух господ». Два очень ярких, заметных и обсуждаемых спектакля, которые очень разнообразили репертуар театра. Но, если «Двенадцать стульев» вызвали у зрителей одобрение и некоторое количество восторгов в соцсетях, то «Слуге двух господ», когда он появился в ноябре прошлого года, досталось по полной. Несколько деятелей культуры Томска, которые позиционируют себя как театральных критиков и претендуют на экспертность, разнесли в пух и прах эту постановку. К их мнению присоединилась часть томской интеллигенции, в том числе люди, которые не смотрели спектакль, поставленный молодым режиссёром Иваном Орловым.

«Не смотрели, но осуждаем»

32-летнего режиссёра Орлова упрекали в том, что он очень уж далеко ушёл от традиционной комедии дель арте, в стиле которой написал свою пьесу Карло Гольдони. Не нравилось то, что художник вместе с режиссёром одели артистов в довольно провокационные костюмы, в том числе в облегающую одежду для занятий аэробикой, в которой в финале выходит мужская часть труппы. Некоторым зрителям не понравился ярко-жёлтый цвет декораций, этим цветом буквально залита вся сцена. А в одном из мнений вообще прозвучало, что постановщик спектакля уронил пьесу Карло Гольдони на самое дно, имея в виду некое «дно» культуры.

Волей неволей на этом «дне» вместе с режиссёром оказался и Константин Калашников, который играл роль Труффальдино. Про него было сказано, что героя в спектакле нет. Константин на сцене есть, а того Труффальдино, какого мы привыкли видеть в этой известной пьесе, нет! Режиссёру пришлось почти оправдываться на пресс-конференции после премьеры, в какой-то момент он даже спросил у нападавших на его творческий продукт людей: «Мы что, сейчас хороним спектакль?» Но постановка могла бы сама ответить за режиссёра фразой из анекдота: «Не дождётесь!»

Обсуждения и осуждения «Слуги двух господ» в интерпретации Ивана Орлова продолжались ещё несколько дней в соцсетях, к хору критиков, увидевших спектакль, присоединились те, кто на нём не был. Осуждали уже заранее, не глядя. Говорили о падении нравов. О замене связного действия каскадом концертных номеров и потере смысла. Много о чём говорили возмущённые зрители, особенно те, кто ещё не успел увидеть этого «Слугу двух господ». Говорят, на спектакль даже приглашали что-то вроде комиссии по нравственности, которая решала, можно ли в театре показывать мужчин в костюмах для аэробики 70-х годов. Но спектакль живёт на сцене Томского театра драмы уже пять месяцев, и билетов на него не достать, все раскуплены. А Константин Калашников продолжает вертеться, как уж на сковороде, в роли хитрого, пронырливого и удачливого Труффальдино.

Он выглядит, конечно, не как персонаж из 18 века, когда была написана пьеса Гольдони. На нём чёрные растянутые штаны — то ли трико, то ли джоггеры, курточка а-ля бомбер, кроссовки а-ля адидас и жёлтый короб курьера всем известной службы доставки. Вроде дурачок, слегка гопник, но способен любить по-серьёзному, быть ловким и мудрым, когда требуется. При чём здесь служба доставки, правда, так и осталось непонятым. Здесь должны были сработать аллюзии на современность, но они не сработали. Жёлтый короб просто мешал актёру, и ничего не добавил к образу.    

«Костя — это всегда праздник»

На один из первых показов «Слуги двух господ» в Томск из Перми приезжала мама Константина Калашникова. Актёр родом из Пермской области, учился в Пермском колледже искусства и культуры, в Томском театре драмы служит с сентября 2022 года. Недолгий срок, но Константин уже успел стать незаменимым. Он занят если не в главных, то в ключевых ролях всех свежих постановок театра и введён во многие старые спектакли. Он и Кудряш в спектакле по пьесе Островского «Гроза», и Константин Волнорезов в возродившейся из пепла 1970-х годов постановке «Из племени Кедра», и Карачун в «Сказе о Лунном цветке», и Буратино в «Бу-ра-ти-но!». И он един в двенадцати лицах (и мордах) в свежей премьере Томской драмы, показанной пока один раз — «Двенадцать стульев». Калашников играет там Александра Яковлевича Альхена, дворника Тихона, монтёра Мечникова, гробовщика Безенчука, слесаря Полесова, одноглазого шахматиста, официанта, аукциониста, инженера Брунса, юношу Колю, верблюда и лошадь.

— Такой он у нас многогранный человек, — улыбается Наталья Калашникова, мама актёра. — Сейчас он занимается музыкой, пластикой, осваивает саксофон. Пока был школьником, танцевал, играл на гитаре, учился в музыкальной школе, увлекался файер-шоу. Когда он приезжал домой из колледжа, часто устраивал концерты, мы с родственниками созванивались: приходите к нам, у нас файер-шоу! Все бегут с соседних улиц, смотрят, им нравится. И сейчас, когда Костя приезжает домой, это всегда праздник.

«Мама, я актёр, не мешай!»

Через несколько дней после премьеры «Слуги двух господ» в ноябре 2023-го, когда в социальных сетях ещё шло бурное обсуждение спектакля, зрители разделились на два лагеря, я случайно встретила Константина Калашникова и его маму на остановке общественного транспорта. И конечно, не могла упустить возможность поговорить с ними о спектакле! Интервью пришлось брать прямо на улице, без подготовки, но зато оно получилось искренним.

— Что вы почувствовали, когда увидели сына на сцене Томского драматического театра?

— Творчество сына я вижу с его трёхлетнего возраста. Первые выступления с песенками перед публикой, состоящей из родственников, примерно в этом возрасте и начались. Потом он начал выступать в садике, в школе. Я всегда его в этом поддерживала. Тогда была популярна «Фабрика звёзд», и наши дети в школе пародировали артистов из этой программы, делали концерты, у нас был полный зал, приличные сборы. Всем нравились выступления Кости. Когда пришло время ему поступать куда-то, я пыталась его отправить в железнодорожный колледж, он сказал: «Даже если ты меня туда затолкаешь, я учиться не буду!» А когда мы пришли подавать документы в театральный колледж, он сказал: «Вот это моё! Мама, я здесь останусь». В Томске я первый раз, и, конечно, шла на спектакль «Слуга двух господ» с чувством гордости. Это же мой ребёнок, мой сын, про которого я иногда, особенно в его подростковом возрасте, думала: «Господи, что из него вырастет?» А вырос человек, которым вся семья гордится…

— Вам понравился «Слуга двух господ»? Что думаете про роль Труффальдино, которую сыграл Константин?

— Кое-какие замечания после премьеры я сделала, посоветовала, как можно лучше сыграть в некоторых сценах. Он кричит: «Мама, я актёр, не мешай, тут сцена совсем другая!» Но я бы эти сцены и срежессировала, и сыграла по-другому. Например, когда два актёра про него говорят, а он никак не реагирует. Может, он в этот момент лицом играл, мне плохо видно было со своего места. Или в другой сцене я бы добавила движение руки, но Костя говорит: «Мама, да, может быть, но я не имею права вмешиваться в диалог других героев». Я ему говорю: «Ну, ты не вмешивайся, но как-то проявляй свои эмоции движением тела…» 

— Константин прислушивается к Вашим советам?

Я снимала видео на премьере, мы его вместе смотрели, обсуждали, какие движения в танце или в некоторых сценах можно сделать по-другому. И сегодня утром, когда он ещё спал, я снова смотрела запись, думала, что можно улучшить в его игре. Я часто пересматриваю записи спектаклей, где он играет. Однажды дома смотрела спектакль, где у него была серьёзная роль, и он её с таким надрывом играл… Я увидела, что у него жилка дрожит на шее от напряжения, и расплакалась. Думаю: да что ж ты так взаправду страдаешь-то, как будто это не театр, а жизнь!

— Не жалеете, что сын стал актёром, а не железнодорожником?

— Я отдала его в самостоятельную жизнь после девятого класса, с 15 лет он вдали от семьи жил, учился в другом городе. Он всё прошёл там, даже голодал, хотя я каждую неделю приезжала к нему с баулами продуктов, готовила, оставляла в контейнерах. Для меня это было, как будто его в реку бросили, и учись плавать сам. Всякое было, но вроде выплыл Костя… Когда он на втором курсе в колледже учился, то как-то позвонил мне и сказал: «Мама, спасибо за воспитание! Я понял, что ты правильно меня воспитывала».

Усидеть на 12-ти стульях

В том разговоре на улице Константин Калашников признался, что ему было трудно на премьерном показе спектакля «Слуга двух господ». Сказалась и моральная, и физическая усталость. В этом спектакле много пластических решений, танцев, интенсивной беготни, прыжков, сцен драки и ползанья по сцене. Даже для такого крепкого и тренированного актёра, как Калашников, это непростое испытание. Ну и цель рассмешить зрителя требует серьёзных усилий от актёрского ансамбля.

— Жанр комедии считается самым сложным, — говорит Константин Калашников. —Чтобы зритель смеялся, артисты должны быть предельно серьёзными. Нужно прожить свою роль так серьёзно, чтобы это было по-настоящему смешно.

Несколько дней назад в Томском театре драмы состоялась премьера спектакля, где прыгать, бегать, драться, петь и танцевать Константину Калашникову приходится в 12 раз больше. В постановке «Двенадцать стульев» он играет сразу 12 ролей. И он великолепен в каждой из них! Брутальный слесарь Полесов с кувалдой в руках, шикарный деятель акционерного дома в алом фраке, скользкий и ядовитый официант в томной тьме ресторана, наивный и нелепый молодожён Коля в общежитии студентов, у которого из под носа уводят юную жену… Калашников за считанные минуты перевоплощается из одного персонажа в другого, да так, что трудно поверить в то, что всех этих настолько разных людей играет один артист.

Театральный критик Жанна Зарецкая из Санкт-Петербурга, которая видела эскиз спектакля «Двенадцать стульев» в рамках театральной лаборатории в Томске, назвала его «праздником актёрского мастерства». Её слова относились не только к работе Константина Калашникова, но надо признать: Костя — актёр от Бога. И он — праздник, который случится и в вашей жизни, стоит только прийти в Томский театр драмы на спектакль с его участием.  

Автор: Ирина Корнева

Источник: https://xn--90anbaaffk0ajhieh.com/news/kultura/goryachij-derzkij-talantlivyj/