История, рассказанная лично мне

все новости
«Любовь - моя суть. Рыба не знает, что такое вода. Она в ней живёт. Я жила любовью. И всё-таки не узнала, что это такое…». 
Это признание принадлежит красивой и яркой женщине, но посмотрев спектакль, ты не сомневаешься, что так оно и есть, как она говорит. Главная героиня постановки «Pine bar» не только красавица, её душа переполнена страстями, а судьба к ней немилосердна.

Последнее время мне везёт на постановки, пронизанные страстью. (Предыдущим был спектакль «Ромео и Джульетта» из Северска.) Однако кипение страстей не мешает сказать, что малый зал театра Драмы как нельзя лучше подходит для моноспектакля «Pine bar» по пьесе драматурга, поэта и психоаналитика Дианы Балыко. Мгновенно создаётся ощущение, что ты сидишь с героиней в баре, и она с открытым сердцем поверяет свою историю именно тебе, а не кому-то другому. Актриса Олеся Латыпова уверенно начинает (её героиня Мария Харитонова делает это с притворной бравадой), а затем мастерски ведёт беседу синхронно со всем залом и тет-а-тет с каждым зрителем. Это в твои глаза она смотрит сейчас. Это для тебя она танцует сальсу и танго. Это перед тобой она пылко изливает душу, как нередко бывает при долгой поездке в купе поезда.

«Pine bar» представлен нам режиссёром и художественным оформителем спектакля Сергеем Куликовским и актрисой Олесей Латыповой как подлинное откровение. Как берущая за душу история одной жизни, далеко не идеальной, но отнюдь не пустой и не серой. Творя обстановку откровенности, режиссёр предпринял решительные действия. Первородный текст пьесы Дианы Балыко состоит из монолога героини, голоса диктора радио и авторских ремарок. Что не исключает присутствия в монопьесе безмолвных персонажей, и они у драматурга есть. В числе постоянных посетителей бара детектив по имени Эдвард Стоун (не путайте с Эдуардом Сноуденом!). Сергей Куликовский посчитал всех безмолвных персонажей лишними и для пущей чистоты жанра вымарал их твёрдой рукой, а обстановку бара сильно затемнил и свёл к минимуму. Чтобы ничто не мешало и никто не отвлекал от чистосердечного рассказа героини. (Фонари, однако, светят!) Актриса Латыпова легко обходится без собеседников на сцене, зато прекрасно общается с теми, кто пришёл смотреть и слушать Марию Харитонову (ну а, может, «пришёл на Олесю Латыпову»).

 

 Любовь настигает врасплох

 

 Жизнь Машеньки сорвалась и полетела вниз по ухабам с детства. Родителей осудили как спекулянтов. Бабушка уделяет больше внимания Богу, чем внучке. Тётка, которая переняла Машу, как эстафетную палочку, от бабки, тяготится «чужим» нервным ребёнком. Двоюродная сестра Ирка ненавидит Машу так же, как Иркина мать ненавидит Машину за кажущиеся успехи. И маленькая девочка, привыкшая к маминым любви и ласке, вдруг резко их лишается. И вскоре выходит так, что её отвергают почти все. Ничего странного в том, что пай-девочки из неё не вышло. 

 

От нехватки любви, как искренне рассказывает нам Маша, и пошло всё, поехало. А её любовь, «щенячья преданность», раскрывается теперь «красным цветком лишь там, где её поливали обиды и не взаимность...» Для любви нет расписания, она частенько настигает врасплох.

 

 Актриса томской Драмы тонко чувствует свою героиню: любое движение её плеча или поворот колена и каждая перемена в лице точно отвечают тому, что происходит на сцене и тому, что у неё на сердце. И в этом не механическая заученность, а сама жизнь. Латыпова не боится, когда надо, показать Машу Харитонову в неприглядном свете – образ выходит живым и объёмным. Интонации актрисы разнообразны, пластика и чувственность восхитительны – чего ещё желать зрителю? 

 

С технической точки зрения спектакль выстроен изысканно: искусная игра света и музыка по действию и настроению. Чёрная одежда сцены, чёрное «в пол» платье героини с длинным красным шарфом, красные туфельки. Мы поинтересовались у режиссёра, почему на сцене доминируют чёрный и красный цвета. Сергей Михайлович пробурчал в ответ лишь что-то вроде того, что такое ему вдруг «стукнуло» в голову. Но этого же мало! Красное и чёрное Вспоминается название знаменитого романа Стендаля. Писатель тоже не дал пояснений, почему он выбрал


«Красное и чёрное»

Критики издавна ломают и вечно будут ломать голову над этим вопросом, выдвигая массу гипотез. А мы нашли простое решение: красное и чёрное выбраны в противовес серому и серой жизни. Немало тусклых периодов выпало на долю Марии Харитоновой, но всю её жизнь одним серым цветом не изобразишь! Да и любовь Марии, по её же словам, раскрывалась «красным цветком». Рефреном звучащий Машин вопрос - не надоел ли нам её искренний рассказ, категорическое требование не жалеть её, кольцевая экспозиция моноспектакля и сам сценический образ героини ставят двойственные вопросы. Кто изливает перед нами душу в ночном баре мрачноватого стиля? 18-летняя девушка с 20 – 22-летним стажем или 40-летняя дура (по Машинам же словам)? Привидение женщины или новоиспечённая Мата Хари? Владелица танцевального шоу "Butterfly" или русская танцовщица Мария Харитонова?

Что мы слушаем: исповедь перед Богом, разговор с самим собой, сказки Шахерезады Степановны, или поучительную историю для любящих мам и для влюблённых? Как ни трудно в это поверить, во всех этих вопросах содержится некая доля правильных ответов. Но остаётся главный – удалась ли «нашей Маше», которая всех краше, жизнь?

Мы встретили Олесю Латыпову в фойе после спектакля. Её не просто было узнать в джинсах и простенькой кофте. Было видно, что актриса ещё не совсем отошла от того, чем жила в моноспектакле. «Как я сыграла?» Мы сказали: «Прекрасно!» Нам не терпелось задать несколько жгучих вопросов, но Олеся очень спешила: «Извините, дома ждут дети». Да, собственно, всё, что могла, она уже сказала нам в спектакле. Но вот что интересно. Олеся Латыпова по жизни дарит и получает любовь каждый день, а для нас она прекрасно сыграла женщину, которая посвятила себя безответной любви. Впрочем, оттого, наверное, Олесе Латыповой и удалась роль мало знакомой ей необычной героини в спектакле «Pine bar». До этого мы встречались с героинями Олеси в спектаклях «...Забыть Герострата!», «Деревья умираю стоя» и разглядели хорошее будущее талантливой актрисы. Если, конечно, она счастливо преодолеет медные трубы. Ну а искать ответы на рождённые моноспектаклем вопросы – наша собственная задача.

Анастасия Назарова