По законам фуги: зрители обсудили спектакль «Имажинарiй м-ра О. Генри» («Томская неделя», 2018 г.)

все новости

19 сентября в Томском театра драмы состоялось открытое обсуждение спектакля «Имажинарий мистера О. Генри».

Эта масштабная и яркая постановка в необычном для театрального Томска жанре появилась меньше года назад - театр открыл этим спектаклем прошлый, 167-й сезон.

Именно с обсуждения жанровых особенностей «Имажинария» и началась беседа со зрителями. Режиссер Андрей Черпин объяснил, что работая над постановкой он стремился сознательно размывать, как жанровые, так и сюжетные границы.

- Я не пытался рассказывать истории, для меня важнее было создать ощущение неуловимости, ускользания,  - пояснил Андрей Владимирович, - Я стремился передать ощущение ускользания жизни, ее непредсказуемость, невозможность уложить ее в жесткие рамки. Поэтому для меня и было важно уходить из жанра в жанр. Некоторые новелы О. Генри в спектакле  «разрешаются» совсем в другом жанре, чем заданы изначально. Рассказ начинается, как психологическая драма, а заканчивается мюзиклом или кино.

Зрителей интересовали подробности работы над сложной и необычной постановкой: как возникла идея, как подбирались актеры, как первоначальный замысел воплощался спектакль, как рождались те или иные эпизоды.

- Все фрагменты этого спектакля неслучайны, - рассказал режиссер, - Я стремился разыгрывать в постановке не сюжет, а тему. Тему любви, мечты, надежды, смерти... Именно поэтому спектакль начинается и заканчивается фугой Баха. Эта музыкальное произведение, в котором четыре скрипки разыгрывают одну и ту же тему, отвечает структурному принципу построения спектакля. В «Имажинарии» темы повторяются, нахлестываются друг на друга, играются наоборот, но только на языке драмы и танца.

И поэтому в начале спектакля на сцене четыре писателя. На самом деле писатель один. Но подобно четырем скрипкам, по-разному разыгрывающим музыкальную тему, этот писатель в своем творчестве по-разному воплощает какой-либо сюжет. Так, например, новеллы «Меблированная комната» и «Весна порционно» - это два варианта развития одних и тех же событий. Юноша ищет в Нью-Йорке свою возлюбленную. В первом случае он опоздал, девушка покончила с собой, и молодой человек тоже совершает самоубийство. Во втором случае счастливый финал. Увидев в ресторанном меню блюдо со странным названием «Милый Уолтер с лимонным соком», молодой человек понимает, что это ошибка его возлюбленной, которая печатая это меню думала о нем. И влюбленные встречаются.

В спектакле «Имажинарий мистера О. Генри» очень много танцевальных номеров, замечательно придуманных и поставленных художником по пластике Эдуардом Соболем.  Как отметил Андрей Черпин, каждый танец в этой постановке - это тоже какая-то история. Так, танцевальная композиция, предшествующая новелле  «Погребок и роза» о том, что из огромного количества людей только один становится звездой.

И, конечно же, на встрече говорили о судьбе американского классика О. Генри, новеллы которого стали основой «Имажинарий». Биография этого писателя тоже повлияла на концепцию спектакля.

- В финале спектакля звучит стихотворения Дилана Томаса. Оно о том, что нельзя давать смерти властвовать над собой. Бунтуй, дерись, разрывай эту тьму, не давай смерти тебя уничтожить! И надо бороться со смертью в любых  формах ее проявления, в том числе и в форме отказа борьбы за любовь, за мечту, за надежду. Я делал спектакль в конечном счете о том, что любовь побеждает смерть. Как это воплотилось и в творчестве О. Генри. У этого писателя была очень тяжелая жизнь: у него умерла от чахотки жена, ему пришлось отсидеть в тюрьме за несовершенное преступление, он страдал от многих очень тяжелых заболеваний. И тем не менее он писал рассказы, которые можно назвать рождественскими. Рассказы, в которых есть свобода, есть радость от жизни, есть ощущение того, что надежда небесполезна.

Наталья Загурская
«Томская неделя»
Сентябрь, 2018 г.