История разрушительной страсти («Красное Знамя», 2025 г.)

все новости

Премьера «Анна Каренина» — новое прочтение романа Толстого 

Спектакль рассчитан на тех, кто так или иначе знаком с сюжетом бессмертного романа Льва Толстого, а в том, что печальная судьба Анны Карениной известна даже школьникам, сомневаться не приходится. (16+)

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — с этой фразы начинается роман Толстого, а первая его сцена — это переполох в доме Облонских, когда Долли узнала об измене Стивы с гувернанткой.

В спектакле же перед нами — красная стена с дверью, и вся эта конструкция темнеет на глазах, словно наливается кровью. За дверью — Анна, которая родила девочку — плод ее трагической страсти к Вронскому. К этой двери и стене, отделяющей Анну от остальных, мы будем возвращаться не раз, в том числе и в финальной сцене, когда станет известно о гибели Анны под колесами поезда. Благоразумный Каренин (Антон Антонов) не рискнет перешагнуть за порог, а Вронский (Константин Калашников) ринется в темноту, в самую пасть открывшейся черной пропасти. У Толстого, как мы помним, он отправится на войну, чтобы найти там смерть.

Постановочная команда спектакля во главе с главным режиссером театра Олегом Молитвиным решила поменять привычную оптику и взглянуть на историю отношений Анны Карениной и Алексея Вронского глазами окружающего их общества — так анонсировано театром в пресс-релизе. Сценическую версию романа создала драматург Ксения Никитина.
Анна Каренина (Аделина Бухвалова) — это, скорее, трагический символ. Ей почти не оставили реплик, и внутреннее состояние своей героини актриса передает через пластику, движение, хореографию. Углубляет образ и внешняя схожесть Аделины Бухваловой (совпадение или чудеса грима?) с тем образом, который создала в одноименном фильме Татьяна Самойлова. Порой казалось, что даже в своих немногочисленных репликах актриса копирует самойловские интонации. Но потом уходит в свое — в пластику.

И Анна, увидевшая во Вронском принца на ослепительно белом коне, и сломленная Анна, тянущая детскую игрушечную лошадку на поводке, словно свои разбитые мечты, и Анна, мучимая ревностью, и Анна, страдающая от своего положения и разлуки с сыном, и наконец доведенная до отчаяния Анна, искаженно воспринимающая реальность, — все ее состояния отзываются в сердце.

Спектакль удивителен тем, что в нем непривычно мало говорят «словами через рот», — и при этом в нем говорящая сценография и костюмы (художник — Дарья Здитовецкая), выразительная хореография (режиссер по пластике — Наталья Шурганова), да и музыка Степана Пономарева порой рассказывает историю разрушительной страсти красноречивее слов.   
Хотелось бы отметить костюмы — то, что называется «от кутюр», такое чувство, что им место на модном дефиле. Впрочем, высший свет — это и есть жизнь напоказ, гламур и глянец, в котором нет места искренней в своей страсти Анне. Дамы света красуются, сплетничают и даже заключают пари — как поведет себя Анна с Вронским дальше. С черно-белыми костюмами всех участников истории резко контрастирует черно-красный наряд Анны — цвет тревоги и опасности, цвет крови и огня.

Параллельно истории Анны развивается другой сюжет — неудачное сватовство Левина к Кити Щербацкой. Дмитрий Янин в гриме Левина напоминает фотопортрет самого Льва Толстого накануне свадьбы, и это не случайно — в образе Левина писатель заложил собственную философию о необходимости труда на земле и собственные представления о семейной жизни. Юная Кити (эту роль играют в очередь актрисы Екатерина Максимова и Анастасия Золотарева) сначала отказывает Левину, увлекшись красавцем Вронским, но тот разбивает ей сердце. Но здоровое начало побеждает в ней, и они создают гармоничную пару.

Еще один вариант семейных взаимоотношений — Облонские, вальяжный сибарит Стива (Константин Зуев) и хлопотунья Долли (ее роль играют Олеся Казанцева и Татьяна Тёмная). В Стиве пробуждаются совесть и эмпатия, и желание спасти Анну, а в Долли — мудрость. В семейной жизни бывают неурядицы, но если есть главное — любовь, дети и желание быть вместе, то на мелкие проступки можно закрыть глаза.

И особенно хорош финал с маленькой Анной Карениной. Трагедия позади, жизнь продолжается, и в ней растет чудесная девочка с таким же именем, как и у главной героини. И у этой Анны Карениной есть шанс прожить свою жизнь иначе.

Уверена, Толстой одобрил бы такой финал.

Юлия КЛИМЫЧЕВА

Спектакль «Анна Каренина» поставлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Источник: http://www.krasnoeznamya.tomsk.ru/index.html?news-name=39220