Королевский королёвский театр

все новости

Много раз приходилось слышать: «Откуда в Томске Королевский театр?» «Не королевский, а Королёвский!»

Евграф Иванович Королёв, купец 1-й гильдии, коммерции советник, потомственный почётный гражданин, кавалер ордена Св. Владимира 3-й степени, всегда держал своё слово. После того, как первое театральное здание в Томске пришло в полную ветхость, и было продано на дрова, делались попытки снова строить здание всем миром – по подписке. Но Евграф Иванович принял эту ношу на себя. Природная сметливость, дальновидность, верный коммерческий расчёт и, конечно, стремление послужить родному Томску – всё это стало побудительными причинами для быстрого возведения нового здания театра. Причём не деревянного, а каменного - первого в Сибири. Наблюдая как за полтора года на Московском тракте (позади главного корпуса нынешнего  ТУСУРа) выросло кирпичное, трёхэтажное, подлинно театральное здание, томичи сразу начали каламбурить: «Теперь у нас будет королевский театр».

Газета «Сибирский вестник» постоянно рассказывала  горожанам о  ходе строительства. В мае корреспондент подробно рассказывал: «Теперь в театре идёт внутренняя отделка. Ставятся лестницы, ложи, скамейки для дешёвых мест, настилается пол, готовятся рамы и проч. В пожарном отношении также приняты все меры: шесть лестниц будут каменными, пол в коридорах верхних ярусов уложен плиткой, выходных дверей со всех сторон и со сцены совершенно достаточно. Вообще видно, что строитель не жалеет средств и хочет построит театр на славу…»

Театр был рассчитан на тысячу человек, очень красив, соразмерен, удобен.

Томский театр Е.И. Королёва открылся 19 сентября 1885 года пьесой живого классика Александра Островского «Без вины виноватые». При поднятии занавеса раздались вызовы Королёва и громкие, очень дружные аплодисменты. Он раскланялся из своей ложи. Удостоился овации и строитель театра Петр Наранович. На первом же представлении возникла мысль устроить в Общественном собрании обед в честь Королёва. Взносы в пять рублей от желающих участвовать принимались в книжном магазине Михайлова и Макушина.

Евграф Иванович стал и первым антрепренером своего театра, хозяйственным распорядителем был назначен артист Н.А Корсаков. Первый сезон был очень успешным. Ставились пьесы Гоголя, Островского, А.К. Толстого, Шекспира, Шиллера наряду, конечно, с оставшимися в своём времени водевилями и мелодрамами. Труппа подобралась даровитая. Наиболее талантливым актёрам антрепренёр давал бенефисы. Спектакли иногда чередовались с литературно-музыкальными вечерами.

ДРАМАТУРГ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬ

В 1878 году актёр Кыштымов-Яковлев, бывший приказчик, написал пьесу «Плетью обуха не перешибёшь». Фабула её была бесхитростна: дочь колыванского купца хочет выйти за любимого человека, но отец не даёт согласия на неравный     брак. Жених от отчаянья стреляется. В театре шли репетиции, афиши приглашали на премьеру, но томские купцы усмотрели в пьесе посягательства на семейные устои. Не исключено,  заподозрили, что в основу пьесы положена какая-то реальная история. Но в результате автору пришлось спешно покинуть город.

Чуть позднее произошла ещё более скандальная история. В сезоне 1880-81 годов артист томской труппы А. Горбунов написал пьесу «За правду и честь», осуждавшую дикие нравы некоторых купцов- самодуров. Цензура пьесу разрешила, и театр принял её к постановке. Но когда стало известно её содержание, вокруг готовящегося спектакля началась нешуточная борьба: публика жаждала разоблачений, а купечество просило власти запретить постановку, в которой содержались прозрачные намёки на известных в городе лиц. Сначала побеждали первые: аршинная афиша известила, что 17 февраля пьеса пойдёт в бенефис автора.

Но в день премьеры, когда открылся занавес, на сцену вышел сам Горбунов, и сообщил, что заболела исполнительница главной роли актриса Иконникова. Присутствующие в зале врачи подтвердили это заявление. Публика потребовала, чтобы текст за актрису читал суфлёр. Автор объяснил, что в таком случае спектакль сильно проиграет, а 21 февраля он будет показан в достойном виде.

Но за эти четыре дня противники постановки добились её окончательного запрещения. Более того, разнеслись слухи, что Горбунов продал свою пьесу лицу, в ней изображённому, «сделав выгодную аферу».

Сам Горбунов категорически отметал все эти слухи. Он дал телеграмму на имя министра внутренних дел с просьбой о снятии запрещения, вспоминая в ней Гоголя, который сказал: «Россия такая чудная земля, что если, например, скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры от Риги до Камчатки, непременно примут на свой счёт». « Так после этого ничего и писать нельзя!» - патетически завершал Горбукнов своё письмо в редакцию «Сибирской газеты». Он настаивал, что сам понёс нравственные и моральные убытки от запрещения его пьесы.

Однако все эти письма и разъяснения драматургу не помогли, и ему запретили появляться на томских подмостках.

Мария Смирнова («Красное знамя», 2010 г.)
Использованы материалы из архива театра и рукопись кандидата искусствоведения А. Иванова «История Томского драматического»