Удивительный мир театра! В нем работают люди, с которыми мы не знакомы и вряд ли когда-то пересечемся, и которые вдруг становятся для нас притягательными. Это актеры. Мы снова и снова идем на встречу с ними, частенько смотрим спектакль не один раз. Они воздействуют на наши умы, входят в наши сердца и уже кажется, что мы их знаем очень хорошо, так же, как их героев. Верные зрители, зачарованные талантами, — это истинно поклонники драматического искусства. Поэтому каждый театральный бенефис, актерский юбилей воспринимается ими как семейный праздник.
В 2009 году исполнилось шестьдесят лет заслуженному артисту России Валерию Ивановичу Козловскому. В том случае, если актеру довелось родиться вне театрального сезона — бенефис переносится на глубокую осень. Вот и у Козловского он состоялся лишь три месяца спустя после юбилея. Чествование актера состоялось после спектакля по пьесе «На дне», его герой в этом спектакле — Медведев. Довольно неожиданно было видеть в этой роли Козловского. При всей его интеллигентной наружности, внешней субтильности «его» Медведев не стал менее жестким. В этой постановке, где горьковские персонажи одеты в современные костюмы и помещены в какие-то вневременные трущобы, герой Козловского органичен и неоднозначен. К отрицательным героям его с сомнением можно причислить, а в этом спектакле его роль занимает значительное место.
В этом парадокс дара и внешних данных Валерия Ивановича, он может играть героев разной полярности: и положительных, и отрицательных. А самое интересное, что их трудно отнести к какой-то категории. Вот и в последней его большой работе, спектакле «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой, его Андрей-Дюдя, сохранивший детское прозвище, несмотря на солидные лета, — неоднозначный персонаж. В общем-то безобидный, но довольно бесполезный человек. С первой минуты спектакля он предстает перед нами, походя что-то разрушая и разбивая. В финале он рушит уже надежды, продав участок, на котором стоит их фамильное наследство, старая дача. Этот герой, который то в растянутой старой кофте, то в роскошном костюме новоиспеченного жениха — неоднозначен, но убедителен. Спектакль «Русское варенье» стоит отдельного разговора, но фигура Дюди в этой истории — одна из ключевых, все время находящихся в центре, через которую преломляются все события в старом доме. Можно сказать, единственный мужчина в семье. Уж какой есть!
В комедии Козловский тоже играет интересно, ярко. История «Он, она, окно, покойник» полюбилась нашей публике, в ней артист играет неоднозначного Ричарда Уилли, влиятельного человека, попавшего в безвыходную, комичную ситуацию. Понимаешь, что он проходимец, и сам во всем виноват, но, покатываясь со смеху над злоключениями вечера, обещавшего быть вполне удачным, не можешь не сочувствовать бедняге.
Особняком стоит работа Валерия Ивановича в спектакле «…Sorry». Его Звонарев — главный герой грустной истории, происходящей с пожилой парой, решившей заново построить отношения спустя много лет, вызывает массу чувств одновременно. Он жалок и в чем-то привлекателен, но больше отталкивает. Мне он и понятен, и знаком, у каждого, пожалуй, были такие приятели. Такую роль сыграть нелегко, тем более в спектакле всего два персонажа, в свете этого еще более ценным и интересным видится этот спектакль.
Невозможно, говоря об этом актере, обойти вниманием одну из самых значительных его ролей на нашей сцене. И дело не в том, что роль молочника Тевье в спектакле «Поминальная молитва» относится к числу главных. В этой постановке неглавных ролей нет… Секрет в другом: какой душевной отдачи требует эта роль, этот спектакль-символ, спектакль-долгожитель по произведению, имеющему шлейф эмоциональных ассоциаций. На дуэте супружеской пары Тевье и Голды спектакль держится второй десяток лет. В этой семейной саге на наших глазах каждый персонаж проживает кусочек своей трудной жизни, но больше всего зритель включается во внутренние монологи Тевье. Зритель сопереживает ему, сочувствует бедам, что ежедневно сваливаются на голову этого замороченного, но неравнодушного и все еще жизнерадостного человека. Откуда он черпает оптимизм — уму непостижимо.
Глава большого еврейского семейства, пожилой, сухопарый, подвижный Тевье всегда в центре событий. В этой работе Валерий Козловский попадает в точку, за время действия спектакля его герой переживает много потрясений и потерь. Щемяще рассказывают наши артисты историю из далеких времен, о которых сегодняшняя публика имеет смутное представление, однако равнодушной к ней не остается, это невозможно, независимо от собственного «пятого пункта» и от того, как складывалась в прошлом веке биография твоей собственной семьи. И зрители прикипели к нему душой, и актеры вжились в свои роли, и всем хочется, чтобы спектакль шел на нашей сцене еще много лет.
Почти четверть века, с 1987 года, Валерий и Елена Козловские работают в Томском областном театре драмы. И вместе, и по отдельности они украсили не один спектакль своей работой. А ведь артиста Валерия Ивановича Козловского томичи могли и не получить, поскольку после школы юный Валера решил освоить вполне обычную профессию и поступил в Ярославский политехнический. Не только поступил, но и успешно его закончил, был перспективным молодым специалистом, работал над кандидатской диссертацией, но буквально за считанные дни до своего двадцатипятилетия решил вдруг изменить свою жизнь (о чем впоследствии никогда не пожалел). Так сложились события, что он зашел за компанию с приятелем на прослушивание в театральное училище. И сам попросил разрешения прочитать свое любимое. Жизнь круто изменилась.
Остается только гадать, почему судьба не распорядилась так, чтоб со своей будущей женой, Еленой, с которой они ходили по одним улицам, жили в соседних кварталах, учились у одних педагогов, не встретились в Ярославле. Через годы в Кинешме они познакомились, стали работать в одном театре, затем уже вместе уехали в Воркуту, а потом началась для них «томская эра».
Теперь уже хочется думать, что служили они в нашем театре всегда. Оба относятся к той категории актеров, что даже маленькую роль оживляют, делают яркой, запоминающейся. Удивительная театральная пара, вызывающая уважение и восхищение, подающая пример гармоничной семьи. Не случайно именно их мы видим в рекламных роликах местного телевидения, пропагандирующих семейные ценности, стабильность, успех. Они всегда убедительны! Дети, внуки, увлечения — все это не мешает карьере заслуженных артистов России.
Как это бывает, после бенефисного спектакля звучат теплые слова поздравлений, торжественные речи, вручаются награды. Валерий Иванович все это получил и заслужил, так как он всегда находится в гуще событий, работает с полной отдачей.
Как актер весьма интеллигентной, аристократической внешности, он играет широчайший диапазон ролей. В его багаже за годы работы в Томске скопилось много разных типажей: Дорн в «Чайке», Ежевикин в спектакле «Село Степанчиково…», инспектор Траутон в «Слишком женатом таксисте» — всех ролей не перечесть. А дуэт Козловских на сцене — это что-то особенное. В этом можно было убедиться на недавнем спектакле «Русское варенье». Елена Козловская играла Маканю, воплощающую тип русской женщины, умеющей все волочь на себе. Актриса оттеняет сыгранный ее мужем образ Андрея Лепехина, столь же поразительный тип русского мужчины, не желающего ничего и никого везти. Они в дуэте и по отдельности — большие артисты. Когда-нибудь их будут называть легендой нашего театра. Впрочем, их можно так назвать уже сегодня.
Оксана Чайковская (журнал "Персона", 2009 г.)