Выйдя на перрон, она осмотрелась по сторонам и… разрыдалась. Вокруг облупленного вокзальчика красовался пустырь с огромной лужей посередине. Вдали виднелись какие-то развалюхи. Куда ни шагни, того и гляди угодишь в грязь. И это тот самый Томск, где ей предстоит жить и работать?! Первые ужасные впечатления, впрочем, быстро сменились всеобъемлющей любовью к городу и местной драме, на сцену которой она выходила 42 года. Народная артистка РСФСР Тамара Лебедева стала не просто ведущей актрисой отдельно взятого театра, но явлением театрального Томска. Критики писали в столичных журналах восторженные отзывы о ее работах. А «Бесприданница» с Лебедевой в главной роли произвела фурор на сцене Кремлевского театра во время гастролей томской драмы. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающейся актрисы.
Три Т
В 2005 году в театре была учреждена премия имени народной артистки РСФСР Т. П. Лебедевой «Золотая кедровая ветвь». Это название в память об одной из лучших ролей Тамары Павловны – Юганы в спектакле «Из племени кедра». Награда вручается на ежегодном фестивале «Премьеры сезона» за лучшую актерскую работу Сомнений не возникает ни у кого: Тамара Павловна могла бы стать примой любого театра. Настолько очевидным и сильным был ее талант. Но повезло Томску. Для провинциального театра всегда большая удача заполучить себе артиста со столичной театральной школой. Сегодня это, скорее, исключение из правил. Раньше случалось чуть чаще. Таким счастливым «приобретением» и стала Тамара Павловна. С томской драмой их свела не иначе как судьба. Будущая актриса, которая родилась и выросла в Тамбове, не побоялась после окончания школы штурмовать столицу. Благополучно поступила в студию при театре Революции (ныне Московский академический театр им. В. В. Маяковского. – Прим. ред.). В годы войны была принята в труппу театра и вместе с ним эвакуировалась в Ташкент. Когда всё закончилось, худрук Николай Охлопков настойчиво уговаривал Лебедеву вернуться с коллективом в Москву. Но она поехала в Томск, где жили тогда ее брат и тяжело болевшая мама. Первым порывом было бежать не глядя. На счастье томичей, коллеги удержали ее от этого шага. Сразу же включили в работу. Эйфория. Это слово точнее всего определяет тот период томской драмы. Жизнь после войны стала налаживаться, людей переполняло ожидание счастливых перемен. Творческая жизнь тоже была на подъеме: костяк составлял молодой, талантливый, азартный до работы коллектив бывшего фронтового театра. Атмосфера университетского города и томской драмы затянула Тамару Павловну. Появились новые знакомства, связи, друзья, семья. Томск тоже принял и полюбил актрису. Она стала не только любимицей публики, но и в каком-то смысле знаком города, неразрывной его частью. Ее дочь Ольга Лебедева стала известным в Томске филологом и литературоведом, профессором ТГУ. Именем Тамары Павловны назван музей томской драмы и театральная премия. А в трудные 1990-е тогдашний директор театра ¬Александр ¬Жеравин создал благотворительный фонд имени Лебедевой, на счету которого много добрых дел – от материальной помощи ветеранам сцены до выпуска печатной продукции. Как кто-то точно подметил: ушедшая в 1988 году актриса продолжает участвовать в жизни любимого коллектива и помогать коллегам.
Азарт имеет значение
Где бы ни появлялась Лебедева, она мгновенно притягивала к себе внимание. – Тамара Павловна была личностью. Это становилось понятно с первых минут общения, – вспоминает член Союза писателей России томская поэтесса Ольга Комарова. Ее встреча с актрисой случилась в бытность студенткой ТГУ благодаря факультету общественных профессий. Тамара Павловна вела там театральное направление. – Чувствовалось, что это человек с мощным внутренним стержнем. Была ли она строгим педагогом? Да, требовала много. Но не меньший спрос предъявляла и к себе самой. Воспитывала нас прежде всего собственным отношением к делу. Таким же лидером Тамара Павловна была в томской драме. На нее держала равнение театральная молодежь. Народная артистка России Валентина Бекетова много лет работала и дружила с Лебедевой. – Она задавала высокую планку существования в профессии, – вспоминает народная артистка. – Тамара Павловна очень любила театр, по-настоящему болела за все, что в нем происходило. Даже когда уже не могла работать, по-прежнему интересовалась делами театра. Подробно расспрашивала обо всем: какую задачу ставит режиссер на репетициях, в каком направлении движется спектакль. Тамара Павловна тепло относилась к новичкам в театре, никогда не позволяла себе неделикатных замечаний в их адрес. Много общалась с молодыми артистами. К ней можно было обратиться за советом, спросить ее мнение по поводу своей работы в том или ином спектакле и получить лаконичный, меткий и дельный отзыв. Впрочем, говорили мы не только о профессии, но и обо всем на свете. Я благодарна Тамаре Павловне за радость человеческого общения, которое она мне дарила. Трудно даже сосчитать количество ролей, сыгранных Лебедевой на подмостках театра драмы. Она представала перед зрителями королевой, уборщицей, купчихой, маркитанткой, чиновницей… Уже будучи ведущей артисткой, не считала зазорным играть в детских сказках и исполнять эпизодические роли. И всегда это было мощно, ярко, заразительно. Про амплитуду актерских возможностей Тамары Павловны можно написать отдельную статью. Она была убедительна в психологических переживаниях, лихо исполняла авангардные трюки, с удовольствием хулиганила в комедиях и демонстрировала высший пилотаж, когда требовалось сыграть подлинную трагедийность. А еще не боялась рисковать, что особенно ценно в актерской профессии. В легендарном спектакле «Клоп» артистке пришлось осваивать новый способ существования – цирковой, репризный. Ничего подобного прежде Лебедева на сцене не делала. Но с азартом взялась за предложенную режиссером задачу. Ей было интересно!
Немного о курьезах…
Тамара Павловна была не только одаренной актрисой, но и замечательным педагогом. Что случается не так уж часто. Известный томский диктор радио и телевидения Алексей Потолов вспоминает о Лебедевой с большой теплотой и благодарностью: – Когда я прошел конкурс на телевидение, я записался на курсы по технике речи и постановке голоса. Вела их Тамара Павловна, – рассказывает Алексей Борисович. – У нее, безусловно, был талант педагога. Она научила меня работать с голосом и, как я всегда говорю, благословила меня таким образом в профессию. Несмотря на статус известной актрисы, Лебедева не стала звездой в негативном смысле этого слова. Всегда оставалась доброжелательной, приветливой и простой в общении. Любила рассказывать театральные анекдоты. И сама время от времени становилась участницей курьезных случаев. Что делает ее образ еще более обаятельным и человечным. При всей своей цельности ¬Тамара Павловна была достаточно рассеянной. Могла, что называется, заблудиться в трех соснах. Про забытые ключи и потерянные зонты и говорить не приходится. А еще все время опаздывала на репетиции. К этой ее милой особенности в коллективе все привыкли и относились с пониманием. А уж когда Лебедева поднималась на сцену, равных ей не было. Не случайно Тамару Павловну любят, помнят и называют одной из лучших актрис Томска на протяжении не одного десятка лет.
Автор: Елена Маркина
Фото: из архива музея Томского областного театра драмы