Ни что так точно не характеризует человека, как его привычки и пристрастия. Актер театра драмы, председатель Томского отделения Союза театральных деятелей РФ, один из самых востребованных в городе ведущих корпоративных мероприятий, заслуженный артист России Андрей Сидоров любит бег на короткие дистанции. Эта способность внутренне собраться, активизировать все свои творческие и физические ресурсы, основательно обдумав дело, сделать мощный рывок и в минимальные сроки выдать максимальный результат перейдет из разряда навыков в качество его личности. Наш стремительный век требует от человека мобильности и молниеносной реакции на происходящие в мире события и перемены. Андрей очень тонко уловил дух и настроение времени, что позволяет ему гармонично существовать в условиях дня сегодняшнего, на протяжении многих лет оставаясь востребованным и успешным.
Крутой поворот
Постичь феномен Сидорова не представляется возможным. Возникает стойкое ощущение, что ему удается одновременно бывать в нескольких местах сразу. Если крупное солидное предприятие или компания организуют корпоративный праздник, если проводится прием под эгидой администрации области, посвященный значимому событию, на сцену в качестве ведущего выходит Андрей Сидоров. Проезжая утром площадь Ленина, неизменно видишь его машину, припаркованную возле здания департамента по культуре – Андрей на своем боевом посту председателя СТД, трудится над разрешением проблем томских и северских театров. Приходишь вечером на кассовый спектакль в Томскую драму, и снова на подмостках Сидоров, играет со свойственной ему страстностью и, выходя на поклон, обязательно срывает шквал аплодисментов. Мало того, не оставляя своей кипучей деятельности, он поступил в РАТИ (бывший ГИТИС), в течение пяти лет каждые полгода ездил в Москву на сессию, и в нынешнем году получил диплом продюсера исполнительских искусств.
Праздный Сидоров - явление весьма редкое. Он всегда бодр, подтянут, деятелен и полон энергии. Только это не суетное занятие сотней дел единовременно, а размеренное, последовательное претворение замыслов в жизнь.
Трудно поверить, но Андрей, вся деятельность которого так или иначе связана с театром и актерским мастерством, до периода становления абитуриентом не имел ни малейшего представления об этом виде искусства. В Набережных Челнах, где он рос, просто не было театра. Но не зря говорят, что мудрая жизнь обязательно выведет человека на единственно верный путь, достаточно только внимать ее подсказкам. С внутренним голосом у будущего артиста всегда были доверительные отношения. Поэтому когда учительница литературы вдруг предложит ему подумать о карьере актера, Андрей воспользуется советом и откажется от запланированного поступления в технический вуз. Семья Сидоровых спешно соберет чемоданы и вылетит в Свердловск, совершив серьезный марш-бросок: в самолете абитуриент срочно разучит басню и прозаический отрывок, ночью мама будет учить сына танцевать лезгинку… Вступительные экзамены в Свердловское театральное училище (ныне Екатеринбургский государственный театральный институт) Андрей сдаст блестяще.
Для успешной реализации себя в мире мужчине важно знать: что бы ни случилось, его поймут, примут и поддержат. У актера всегда было ощущение верного тыла. В Андрея бесконечно верили родители, надежной опорой стала его собственная семья – супруга, актриса театра драмы Елена Саликова и дочери Мария и Варвара. Жизнь Сидорова отцентрована на благополучие родных людей, а они в свою очередь, готовы помочь ему во всех начинаниях. Когда актер стал выступать на корпоративных концертах с песнями под гитару, совместными усилиями копили средства, чтобы купить хороший дорогой музыкальный инструмент. Когда темп жизни ускорился, а количество дел возросло в геометрической прогрессии, вновь единогласным решением ввели режим строгой экономии с целью приобретения автомобиля.
Навстречу мечте
Андрей, в чьем послужном списке значатся 97 разнокалиберных ролей, никогда не стеснялся дополнительных заработков, которые артисты называют «халтурами» или «елочками». Осознав однажды, что положение, а, следовательно, и возможности театра кардинально изменились и надеяться на помощь в приобретении квартиры больше не приходится, все силы бросил на самостоятельное претворение мечты в жизнь. Работал сутками, используя любую свободную от репетиций и спектаклей минуту: озвучивал рекламу, писал бесконечные сценарии праздников и презентаций. С небольшой компанией товарищей по разуму одним из первых в Томске освоил пространство ресторанов, кафе и ночных клубов. «Мы с друзьями каждую пятницу ходим в кабак», - шутил Андрей. А в интервью местной газете, которая готовила статью про актерские «елочки», откровенно заявил: «Я деньги зарабатываю: хочу купить квартиру. И куплю!»... Тесную малосемейку, где они ютились вчетвером, довольно быстро удалось сменить на четырехкомнатную квартиру.
Наследием того периода станет не только просторное жилье, но и репутация первоклассного шоумена. В каком бы качестве не появлялся на сцене Сидоров, его безграничное актерское и человеческое обаяние неизменно перелетает через рампу. Неоднократно возникали случаи, когда после мероприятий к артисту подходили зрители со словами: «Я давно не была в театре, но теперь обязательно схожу – хочу посмотреть на вас в спектакле».
Единства ради
Однажды во время семейного застолья один из родственников неожиданно спросит Андрея: «Ты ведь знаешь, что твой прадед был чистокровный цыган?». Страстность его натуры и непомерная работоспособность всегда поражали окружающих. Случайно брошенная фраза все расставит по своим местам: горячая цыганская кровь в совокупности с не проходящей жаждой деятельности – источник колоссальных жизненных сил Андрея Сидорова. Он не чувствовал усталости даже во времена непомерной занятости в репертуаре, ему нужно было как-то реализовывать переизбыток энергии.
Судьба подарит такой шанс через предложение коллег возглавить томское театральное движение.
За два сезона правления Андрей в полной мере продемонстрировал свои отменные организаторские способности. По его инициативе был возобновлен областной фестиваль «Маска» с приглашением в члены жюри известных столичных критиков, режиссеров и актеров, что позволяет местным служителям Мельпомены иметь адекватное представление о своем творчестве в контексте современного театрального процесса. Продолжил жить конкурс молодых артистов. Установились прочные отношения с коллегами из региона и, как результат, возможность проведения совместных проектов. Члены СТД бесплатно проходят лечение в лучших санаториях области. Регулярно получают финансовую поддержку ветераны сцены. Нынешней осенью поставили хорошие дорогие памятники на могилах ушедших из жизни артистов.
Но есть, по его мнению, еще одна сверхзадача, или, если говорить высоким стилем, миссия, которую несет Союз.
- Сегодня театры существуют несколько абстрагировано: мы редко ходим друг к другу в гости, не знаем своих коллег, понятия не имеем, чем они живут. Варимся в собственном соку и совершенно утратили интерес к окружающей действительности. Я уже не говорю о творческих связях с коллегами из соседних городов, которые просто сошли на нет, - комментирует Сидоров. – Я вспоминаю времена, когда театральная жизнь в Томске не просто кипела – бурлила. Помню стихийные капустники под началом Романа Виндермана, на которые сбегались артисты со всех театров, несмотря на свою занятость в кратчайшие сроки готовили классные, высокохудожественные, интересные номера. Задача СТД вновь объединить томские и северские театры, чтобы мы снова стали театральным братством. Первый шаг уже сделан – мы возобновили традиционный общегородской капустник, посвященный Дню театра, который ежегодно проводится в конце марта на сцене Драмы. Но это лишь начало большого пути.
Магнетическое притяжение
Не бывает артиста без страсти. И не бывает артиста без боли. Ошибочно думать, что люди такого склада как Андрей не знают сомнений, глубокой печали, разочарований и живут исключительно победами и достижениями. Сидоров не любит демонстрировать окружающим свои душевные метания и страдания, не терпит, чтобы его успокаивали и жалели. Для сокровенных разговоров у артиста есть семья, и есть чуткие понимающие друзья, которым можно доверить и довериться. Актер как магнитом притягивает к себе людей, а кратковременные профессиональные контакты нередко перерастают в долгосрочную дружбу. В числе его товарищей – представители самых разных профессий и сфер деятельности. Они любят во время летнего отпуска большой компанией уехать на машинах отдыхать на Бухтарму.
Отпуск в кругу близких по духу людей заряжает его позитивными эмоциями на целый год. Если же становится нестерпимо трудно, артист вспоминает сказанные однажды мамой слова, когда в бытность студентом он останется ночью в чужом городе без жилья, позвонит домой и услышит в трубке: «Сынок, ты можешь вернуться хоть сейчас, мы тебя, конечно, примем и поддержим, но поверь: это не та ситуация, из-за которой нужно опускать руки. Человек должен бороться за свою мечту, идти ей навстречу, как бы ни было трудно». Теперь слова о том, что нельзя складывать оружие перед судьбой, он повторяет своим дочерям.
Прошлый год обогатил творческую биографию Сидорова еще одним персонажем, мироощущение которого неожиданно совпадет с его собственным. Тогда Томская драма провела творческую лабораторию под руководством Олега Лоевского, в рамках которой в течение трех дней молодые режиссеры работали над эскизами спектаклей по произведениям современных драматургов с последующим их «доведением до ума» и включением в репертуар театра. Андрей исполнил роль главного героя повести Ксении Драгунской «Сыроежки, или Кораблекрушение» -утонченного романтика, не устающего открывать для себя мир, вечного странника, бесконечно влюбленного в жизнь, и настоящего мужчины, не понаслышке знающего, что такое «честь», «долг» и «ответственность». Это была трогательная, светлая и пронзительная история, сказка для взрослых, не лишенная, тем не менее, вероятности быть реальностью, в финале которой у зрителей тепел взгляд и просветлялись лица. К сожалению, в силу разных причин спектакль не пополнил афишу театра. Но та работа стала безусловной удачей Андрея Сидорова. Создав в кратчайшие срок цельный и убедительный образ, он в очередной раз зарекомендовал себя как замечательного артиста, и озвучил со сцены словами своего героя собственный жизненный манифест: «У каждого человека, особенно если это мужчина, должно быть честное слово. Без него человек не человек и мужчина не мужчина».
Елена Штополь (журнал «Приходный ордер», №9-10, октябрь-ноябрь 2012 г.)