О вечных человеческих страстях, порывах и слабостях
7 апреля в Томском театре драмы состоялась премьера известной пьесы Дениса Фонвизина «Недоросль». Режиссер — Олег Молитвин, сценография — Павла Никитина, балетмейстер — Екатерина Авдюшина. Постановочный коллектив драмтеатра поставил перед собой задачу, не изменяя текста и всех характеристик персонажей, приблизить их к сегодняшнему дню, соединить век восемнадцатый и век двадцать первый. И это у него получилось.
Современно и актуально
Комедия «Недоросль», написанная Фонвизиным в 1782 г. (во времена Екатерины Великой), по мнению В.О. Ключевского, стала «бесподобным зеркалом» русской действительности. Но самое главное, что спустя четверть тысячелетия пороки, подмеченные мастером, и сегодня звучат свежо и актуально. Мотивы поступков героев и темы, затронутые в пьесе, мы вновь наблюдаем в нашей повседневной жизни. Вот в чем сила классики! Мы по-прежнему вынуждены бороться с жестокостью и стяжательством; выбирать между любовью и выгодным браком; наше общество волнует инфантильное поведение молодых людей, слепая любовь матери к своему чаду, низкий уровень образования, упадок моральных ценностей.
Пьеса Фонвизина знакома практически каждому, сегодня ее «проходят» в школе на уроках литературы в 9 классе. Это произведение включено в список обязательной литературы для прочтения летом. Однако постановка Олег Молитвина раскрыла новое современное прочтение комедии. Герои и события комедии классицизма стали более человечны, эмоциональнее, оказались более знакомы и близки современным зрителям.
На премьере рядом со мной сидели школьники, они очень живо реагировали на то, что происходит на сцене: смеялись, хлопали, поддерживали.
Трагифарс
Говорят, что режиссер Олег Молитвин заинтересовался «Недорослем» из-за актуальной темы инфантилизма, по его мнению, «сегодня многие скорее пойдут на поводу у инстинкта, чем потянутся к культуре». Для режиссера это история не о проблемах с образованием, а о «недорослизме» души. Технический прогресс не только не решил эту проблему, но и сделал ее еще острее. Если современный Фонвизину недоросль заявлял: «Не хочу учиться — хочу жениться!», то нынешние молодые люди предполагают заменить саморазвитие всевозможными развлечениями и хотят «отрываться».
По жанру «Недоросль» томской драмы неожиданно стал трагифарсом. Фарс, потому что речь идет об основных инстинктах. Трагичность же в спектакль приносит финал. У Простаковой забирают имение, от нее отказывается сын. Просто посмеяться и закрыть занавес не получится, пьеса заставляет думать о главном — о человеческих ценностях.
Начинается спектакль со сцены, где герои бегают друг за другом, суетятся, шумят — выглядит это «прикольно»! В стройной и строго одетой женщине не сразу узнаешь Простакову (Елена Саликова), хозяйку дома. Молодой парень в бандане и джинсах, убегающий от нее, — это Тришка (Александр Горяинов), портной-самоучка. Простакова ругает крестьянина за плохо сшитый кафтан для Митрофана. Но Тришка справедливо объясняет хозяйке, что он не учился на портного, поэтому не отвечает за результат. Митрофан (Иван Лабутин), не выпускающий телефон из рук, сидящий на диване и равнодушный к разборкам матери с крепостными. Причитания Еремеевны (Екатерина Филиппова). Все это создает атмосферу домашнего быта Простаковых, захватывает зрителей с первого действия. Кстати, фразеологизм «Тришкин кафтан», придуманный Иваном Крыловым, возможно, был взят из сцены «Недоросля», ведь пьеса давно разобрана на цитаты.
Удачно созданные образы героев пьесы с говорящими фамилиями — Простаков (Виктор Антонов), Скотинин (Андрей Самусев), Правдин (Кирилл Филиппов), Стародум (Евгений Казаков) — принимаются зрителями сразу и надолго. Колоритной получилась и троица учителей — семинарист Кутейкин (Антон Антонов), отставной сержант Цыфиркин (Владислав Хрусталев), учитель Вральман (Вячеслав Радионов). Софью сыграла Ольга Шайдурова, Милона — Валерий Попов. Я обожаю наших актеров драмтеатра, им все под силу, любая роль — они все делают, играя, то есть легко и непринужденно.
Думы о главном
Имя для сына Простаковой выбрано неслучайно. «Митрофан» по-гречески «подобный матери». С самой первой сцены мы видим, что Митрофан во всем пытается подладиться к матушке. Рассказывая о своем сне, он говорит, что ему очень жаль стало матушку, уставшую колотить батюшку. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофанушки всецело разделяет его мать. «Пока Митрофанушка еще в недорослях, — рассуждает она, — пота его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл. Митрофану идет уже шестнадцатый год. Следовательно, до двадцати шести лет Простакова собирается продержать его при себе. А впрочем, она лелеет и такую мысль: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Митрофан — недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И, наконец, Митрофан — недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, — говорит о нем Стародум, — все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?».
История воспитания Митрофана объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Сама пьеса стала не просто постановкой проблемы воспитания, а рассмотрением обстоятельств, которые влияют на формирование личности, показывает зрителям реальность жизни. Когда забота о ребенке становится патологической, то она идет во вред, разрушает личность. Настоящего мужчину так не вырастить!
Пьеса привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия «Недоросль» построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми. Самоуверенность помещиков. Как это актуально сегодня! По-прежнему сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами. Общество буквально на глазах «размывается» по полюсам — для многих ли даже в нашем «умном городе» главной ценностью остается наука, все больше люди стали поклоняться «золотому тельцу» — деньгам. Жесткость, грубость в отношениях становятся обыденным в нашей жизни.
Образ Простаковой — персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. От природы Простаковой не досталось ума, однако его отсутствие в данном случае компенсировалось огромной жизненной энергией и умением приспосабливаться к обстоятельствам. Таких, как Простакова, было и есть великое множество по всей Руси. Весь дом держится! Рядом с ней муж подкаблучник. Представим на мгновение, что Простаков получил в свои руки власть над имением. Вывод напрашивается сам собой: ничего хорошего из этого бы не вышло. Простаков — подчиненный, у него нет душевных сил даже для того, чтобы управлять самим собой.
Чисто по человечески мне очень жалко госпожу Простакову. В последней сцене после лишения помещичьей и семейной власти она предстает простой женщиной, разбитой горем. Без чувств падает она на пол, лежит жалкой, одинокой, покинутой всеми, кого любила. Поэтому так трогает финальная сцена.
Я себя узнала в этой пьесе, а Вы?
Примечание:
Первая постановка «Недоросля» состоялась 24 сентября 1782 г. Обличая барский произвол, Фонвизин показал развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и помещиков. Созданные им образы стали рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени».
Людмила Артемьева
Томская Неделя, № 15 (1392) | 12 апреля 2019 года