О дух любви, как свеж и лёгок ты!

все новости

«Двенадцатая ночь, или Что угодно?» – комедийная пьеса-сказка, написанная Уильямом Шекспиром в честь праздника Двенадцатой ночи в Рождественский сезон в далёком 1601 году.
Спектакль по этой пьесе в томской Драме поставлен московским режиссёром Иваном Орловым не в январе и не к Рождеству. Да и мы с вами не похожи на дам и кавалеров XYII века. Однако подобные несовпадения не важны, когда на сцене Шекспир и вечные темы. Классика не имеет ни временных, ни пространственных ограничений.

«О дух любви, как свеж и лёгок ты!», – произносит безнадёжно влюблённый в красавицу Оливию герцог Орсино, а она, увы, снова его отвергает. Забавный Валентин с маленькими крылышками за спиной и большими ластами (!) на ногах не приносит добрых вестей. Смелая Виола, чудом спасшаяся после кораблекрушения, принимает облик мальчика-евнуха под именем Цезарио, чтобы попасть на службу к герцогу, - и почти сразу в него влюбляется. Ситуацию обостряет полученное Цезарио задание убедить Оливию принять любовь Орсино. А во время сватовства Оливия влюбляется в Цезарио, не зная, кто он такой на самом деле. И как-то не вовремя появляется брат Себастьян. Всё смешалось в этом иллирийском городе, над которым иронично возвышаются белые буквы слова «Paradise».     

С какой великой страстью играет влюблённого Орсино заслуженный артист России Евгений Казаков, задыхаясь и срывая голос, - с таким же равнодушием и холодной надменностью отвечает ему Оливия (Екатерина Мельдер). Умело меняя интонации и мимику, актриса очень точно передаёт изменчивую натуру своей героини.
По-настоящему комичные ситуации разыгрываются в доме Оливии, где «безнадёжный пьяница» сэр Тоби и ветреный молодой человек сэр Эндрю вместе с камеристкой Марией и Фабианом жестоко подшучивают над заносчивым дворецким Мальвольо в исполнении Владислава Хрусталёва, чей выход всегда сопровождается оживлением публики, смехом и аплодисментами. А совершенный антипод Мальвольо – импульсивный капитан, больше похожий на рокера, требует для своего появления величественной музыки из фильмов про супергероев. Вкупе с некоторыми «спецэффектами» всё действие выглядит настолько «киношно», что в довершение некоторые персонажи позволяют себе употреблять во время действия поп-корн. Заметим, что «киношность» вполне уместна.

Над сценой в несколько рядов висят маленькие гирлянды лампочек. Ненадолго лампочки-огоньки зажигаются во время спектакля, когда на сцене возникают признаки истинной любви. Но эти недолгие искорки не успевают разгореться в суматохе одурачивания и смены масок. Шут-демиург пытается зажечь гирлянды в этом безумном городе, в котором, кажется, все немножко сошли с ума, но у Шута не очень-то получается. Зато когда всё встанет на свои места и истина восторжествует, маленькие огонёчки над сценой зажгутся ярким ослепительным светом.

В спектакле много моментов, вызывающих трепет в душе и мурашки по коже. Звучащие Radiohead и «Песня Шута» в исполнении Веры Тютриной – именно та музыка, с которой могут быть связаны личные переживания и волнения меланхоличного зрителя. «А что бы вы сделали?», – спрашивает Оливия у Цезарио. Виола предпочитает отвечать без слов. Бегали бы со чудными целлофанами-покрывалами, делали бы глупые вещи, кричали бы, – и всё это в поисках любви и счастья. «Двенадцатая ночь», и пьеса и спектакль Ивана Орлова, дают массу надежды на счастливое будущее.

Екатерина Мороко