Он сказал: «Поехали!»

все новости

Досье: Родился в г.Зея Амурской области. В 1978 году поступил в Дальневосточный институт искусств на театральный факультет. Сразу по окончании работал в Приморском краевом театре драмы им. Горького. С 1982 года служит в Томском театре драмы. Сыграл более 70 ролей. Женат. Жена – солистка «Камераты».

Пристрастия:

Любимый напиток – молоко.
Любимый вид отдыха – у моря, рыбалка, сбор грибов, путешествия.
Любимый писатель – Гончаров, Гоголь, Чехов, Астафьев, Абрамов.
Любимый фильм  - «Несколько дней из жизни Обломова».
Любимое время года – лето.
Любимое музыкальное произведение – «Реквием» Моцарта.
Любимый вид одежды – шорты и футболка.


Как-то в студенческие годы он обнаружил: день рождения на носу, а друзья на каникулах, собрать некого, некому делать ему «капусту», а так нечестно – он-то всем делал... И тогда он перенес день рождения с 11 сентября на 11 апреля. С тех пор празднует его в апреле. Есть и вторая причина. Мама с папой назвали сына в честь Юрия Гагарина. Потому что родился в тот год, когда первый человек полетел в космос. А случилось это грандиозное событие, как известно, в апреле. Значит, и бенефис надо проводить в апреле, накануне Дня космонавтики. Логично?

КУПИЛСЯ НА «СЛОНА»

Юрий Кисурин в скафандре и комбинезоне – тоже логично. С одной стороны, отличная обложка для буклета, с другой - напоминание о спектакле «Район посадки не известен». Это был один из первых спектаклей Кисурина на томской сцене. Вот вам и третье объяснение, почему апрель, космонавтика, бенефис и 25-й виток... вокруг Томского театра драмы.

Втянул его на эту орбиту случай. Имя ему «Золотой слон» Феликса Григорьяна. На календаре был 1982 год, в трудовой книжке Юрия Кисурина уже появилась первая запись: «Принят актером в Приморский театр  драмы им. А.М.Горького». И актерского стажа уже накапало три года. Менять Владивосток и родной Тихий океан ни на какие столицы, тем более на город с резко-континентальным климатом, откуда три дня скачи до моря не доскачешь, он не собирался. Но тут вмешалась любовь.

В Томск Юрий Кисурин приехал за своей Маргаритой. Приехал, чтоб ее забрать. Но как пройти мимо театра? А там давали «Золотого слона». Увидел – и пропал. А когда зашел за кулисы и познакомился с артистами, то исчезли последние сомнения. Там, где вершатся все судьбы, нить его биографии уже накрепко связали с Томском.

- С такими людьми познакомился! Все молодые, яркие – Саша Афанасьев, Юра Рудский, Диме Киржеманову всего 40 было! Атмосфера – как ни в одном театре. Ни чинов, ни званий, все вместе. Я к Феликсу на поклон. Он сказал одно слово: «Да».

Через пять лет Юрий Кисурин попробует спрыгнуть с томской орбиты. Вернется во Владивосток с мечтой «замутить» свое дело с друзьями. Но кроме веселых пирушек ничего не получится. И Томск вновь притянет его к себе.


ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ

С Юрием Кисуриным познакомилась не в театре, а в родной редакции. Вместе с Андреем Нагорновым он заглянул «на огонек» к Виктору Нилову, тогдашнему редактору «Томского вестника». Они «морозили», устали, а в редакции в это время уже вскипел самовар. Мы усадили гостей и стали расспрашивать о буднях Дедов Морозов.
«Такой разговор надо бы начинать с хорошей закуски и рюмки водки», - сказал бы на месте Кисурина горинский Менахем. Но Юрий Борисович реплику своего героя не произнес, даром что играл его уже лет шесть. Актеры были рады рюмке чаю. Они травили свои дедморозовские байки, мы слушали.

Тогда я впервые обратила внимание на его манеру говорить. Говорил Кисурин невозмутимо, совершенно серьезно абсолютно несерьезные, смешные вещи. Даже по глазам невозможно было понять, шутит он или нет.

Потом эту маску флегматика, под которой таится живой и острый ум, я заметила в его Ихареве, Менахеме, много позже – в Варавине и Бэкингеме. Даже в комедиях («Не заплачу», «Театр», «Женатый таксист», «Ревюzero»), где, казалось бы, достаточно одной краски,  Кисурин прибегает к этому приему. Впрочем, именно в комедиях контраст (быть и казаться, снаружи флегматик – внутри холерик) работает на образ лучше всего.
В студенчестве он с друзьями изобрел даже термин «щелкать физиономией». То есть работать на внешний рисунок, характер персонажа выразить через яркий, запоминающийся жест, интонацию, мимику. Может быть, поэтому ему удаются острохарактерные роли. А может, потому, что по духу и складу ума Кисурину ближе театр площадной, театр представления.

Часто актер сам проявляет инициативу, придумывая всякие «мульки». Например, в «Ревюzero» Бобчинский – Андрей Сидоров срывает с Добчинского – Юрия Кисурина шапку и бросает, чтобы прервать реплику. И так несколько раз.

- Мы хотели довести этот прием до циркового антре. Чтобы головные уборы летали у всех, как бумеранги. И на репетиции с кепками это получалось, - рассказывает актер. – Но когда пошили головные уборы по эскизам художника, от нашей идеи частично пришлось отказаться.

Зато Кисурин с удовольствием  включился в клоунаду, которую предложил Александр Постников в спектакле-пантомиме «С миру – по нитке». Как воспоминание о той работе на бенефисе будут сыграны несколько эпизодов.  

Некоторые режиссеры пытались использовать фактуру Кисурина на роли героев-любовников. И в его репертуарном листе есть Миловзоров в «Без вины виноватых» и Арман в «Даме с камелиями» - два любовника-антипода, в одном случае образ комический, в другом – возвышенный, романтический. Но такие роли – скорее исключение из правил.
Психофизика актера лучше ложится на персонажи интеллектуальные, как Астен в пинтеровском «Стороже». Кисурин умеет точно работать по мысли – будь это театр абсурда Ионеско «От мира к антимиру» или  «Трехгрошовая опера».  

Благодаря умению в нескольких ярких штрихах передать характер, создать запоминающийся образ он легко вводится на роль в репертуарный спектакль. По молодости за ним даже закрепилась слава «самого вводного».

И все же такие роли как Менахем - это, говоря его же словами, крупный выигрыш в лотерею. Более 15 лет выходит Юрий Кисурин в «Поминальной молитве» в своем неизменном длинном черном пальто, черной шляпе и белом шарфе. В этом неудачливом коммерсанте такое море обаяния, что не подпасть под него невозможно.


АВАНТЮРНЫЙ РОМАН

Живой и острый ум, начитанность и чувство слова, присущие Юрию Кисурину с юности – незаменимые качества для сочинителя театральной «капусты». Поэтому ни один капустник не обходился и не обходится без участия Кисурина.

Но более всего его особая манера говорить делает Кисурина великолепным рассказчиком. В театре все знают, как Кисурин в Японию на сухогрузе ходил. Нелегально, на один день, по студенческому билету. Или как на спор летал бесплатно в закрытый Магадан за пивом. Как мыл ноги в фонтане на Елисейских полях.

Истории с Магаданом и Якогамой никогда бы не случились, если бы не авантюризм.

- Авантюризм у всех театральных людей в крови. Неавантюристы в артисты не идут. Что можно сказать о человеке, который собирается поступать туда, куда поступить заведомо невозможно?..

В тот год, когда поступал Юрий Кисурин, конкурс был 40 человек на место. «Баня» Маяковского, басня Михалкова в его исполнении были оценены на пятерки. И это притом, что сам Юрий Борисович утверждает, что на театральную орбиту его вывело... бездарное обучение в средней школе. Как это часто бывает, существенную роль в выборе актерской профессии сыграла учительница литературы. Он приносила в класс книги и журналы с произведениями, которые были на устах тогдашней интеллигенции. Да и сам Юра любил читать серьезную художественную литературу. «Не по программе» прочел почти все пьесы Островского. И находил это чтение крайне интересным.

Учительница же привлекла Кисурина к художественной самодеятельности. Первая роль, сыгранная в школьном спектакле, была роль фашиста, который пытал юных партизан. Возможно, тогда и определилось амплуа будущего актера. А потом был народный театр города Зея. А далее все как предписано орбитальным расписанием: Владивосток – Томск – и вся география театрального мира.

ВОКРУГ ТЕАТРА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

В апреле стает снег, и Юрий Кисурин из чуланчика достанет свой велосипед. Девять минут до театра. Тринадцать – четырнадцать обратно, до дома. На минут на пять позже, потому что в горку. По томской орбите актер предпочитает нарезать витки на велосипеде.
Менахем на велосипеде? Представляю. Добчинский? Запросто. Тому велосипед не помешал был. А Бэкингем? А Чехов?

- На велосипеде ездить может кто угодно. Велосипед – это все. Это замечательно, - убежден «дежурный по апрелю».

Велосипед сравним с лицедейством – со стороны кажется, играть на сцене так же легко, как ездить на велосипеде. Крути педали – и вперед! А вот вы попробуйте. На своем бенефисе Кисурин предоставит такую возможность почти каждому зрителю.  

Татьяна Веснина («Буфф-сад», 23 марта, 2007 г.)