«Не верю!». Пожалуй, каждый человек время от времени употребляет в своей речи это крылатое выражение. На минувшей неделе весь театральный мир отпраздновал 150-летие со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского - автора легендарной фразы, выдающегося русского режиссера, народного артиста СССР, реформатора театра, педагога, основателя Московского Художественного театра, создателя знаменитой актерской системы, которая на протяжении ста лет имеет огромную популярность в России и за ее пределами. Томская драма отмечает полуторавековой юбилей выдающегося деятеля Неделей русской классики, которая пройдет с 23 по 27 января.
Произнесите слов «театр» - большинство людей продолжат ассоциативный ряд именем Станиславского. Он стал легендой еще при жизни. Рассказывали, что Константин Сергеевич на репетициях мог часами добиваться от актера верно сказанной фразы или ударения. Порой становился таким жестким, что даже всемирно известные артисты замирали от ужаса. Однажды устроил знатную выволочку молодому актеру, явившемуся на репетицию без галстука, с расстегнутым на одну пуговицу воротником. «Разгильдяйство начинается с права являться на репетицию в неряшливом виде!» - неистовствовал режиссер. Сам Константин Сергеевич в любую погоду и при любом самочувствии приходил в театр гладко выбритый, в костюме с гастуком-бабочкой, в свежей накрахмаленной рубашке и узконосых ботинках. Его статная фигура и благородная внешность создавали ощущение такой величественности, что в Нью-Йорке, когда Станиславский переходил улицу, полицейский однажды даже остановил перед ним поток машин.
Томскую драму с именем Константина Сергеевича и созданным им театром всегда связывали незримые и проявленные творческие узы. Главный режиссер драмтеатра, Феликс Григорьян, был хорошо знаком с руководителем МХАТа Олегом Ефремовым и осуществил по его приглашению постановку на прославленной сцене. В 1980 году за спектакль Томской драмы «Соленая падь» были отмечены Государственной премией РСФСР им. К. Станиславского режиссер-постановщик Феликс Григорьян и исполнитель роли Ефрема Мещерякова Владимир Варенцов. Труппу театра на протяжении многих лет украшали актеры-выпускники Школы-студии МХАТ, в числе последних из них – хорошо известные театралам со стажем Татьяна Владимирова и Георгий Рудский. Сегодня цеха художественно-постановочной части возглавляет заслуженный работник культуры России, выпускница Школы-студии МХАТ Галина Михайловская. Наконец, в сентябре прошлого года афишу театра пополнила комедия «Бизнес миссис Уоррен» в постановке московского режиссера Владимира Салюка, выпускника все той же прославленной театральной школы.
Константин Станиславский совершил настоящую культурную революцию, превратив театр в элитарное искусство. Классический репертуар – гордость любого театра и показатель уровня профессионализма труппы. В течение недели в Томской драме пройдет парад спектаклей по лучшим произведениям признанных русских писателей: «Васса и другие» и «Старик» Максима Горького, «Банкрот» Александра Островского, «Окаянные сны» по повести Федора Достоевского «Дядюшкин сон» и «Горе от ума» Александра Грибоедова. Все дни в фойе театра будет работать выставка, посвященная Станиславскому. Кроме того, в рамках недели русской классики пройдет конкурс рецензий среди школьников и студентов города.
Судьба любого вида искусства сложна и подвержена веяниям времени, его жизненный цикл развивается по синусоиде: от высочайшего взлета до абсолютного падения, от бесконечного обожания до полного забвения. Пожалуй, театральному искусству в этом смысле повезло чуть больше остальных. Не случайно Константин Станиславский отметит: «Театр – счастливец, он и в дни мира, и в дни войны, в дни голода и урожая, и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным. Когда весело и радостно на душе – люди идут к нам, чтоб веселиться; когда голодно, тяжело, тоскливо на душе – идут в театр, чтоб отвлечься, успокоиться».
Елена Штополь («МК в Томске» 23-30 января 2013 г.)