Москвичи в Томске и томичи в Москве
Невероятно, но факт: замечательный артист Малого театра, один из основоположников русской актерской школы Михаил Щепкин не единожды выходил на сцену в очень болезненном состоянии, а сходил с нее абсолютно здоровым. Артист того же прославленного театра Александр Остужев, имея серьезные проблемы со слухом, в течение 40 лет продолжал играть спектакли – не слышал аплодисментов, партнеров, но ни разу не было случая, чтобы он не вовремя произнес свою реплику. Мало того, будучи уже совершенно глухим, в 1935 году актер блестяще исполнил роль Отелло. Наконец, если бы не сохранившаяся на кинопленке запись репетиции мхатовского «Тартюфа» 1938 года, никто бы не увидел воочию величие и стать режиссера Станиславского, который приходил в театр исключительно в костюме с галстуком-бабочкой при любой погоде и при любом самочувствии и вызывал трепет даже у всемирно известных актеров.
Театральное искусство эфемерно – такова его природа: спектакль живет исключительно в режиме online, пока происходит энергетический обмен между сценой и зрительным залом, после закрытия занавеса результат сотворчества огромного коллектива в лучшем случае продолжает жить лишь в памяти его видевших. Вместе с тем, история любого города не будет полноценной без его культурной, и, в частности, театральной жизни. Тем более, когда дело касается такого творческого города, как Томск. Областной драматический театр – один из старейших в Сибири, три года назад торжественно отметил свой 160-летний юбилей. Более чем вековую историю хранит музей имени народной артистки РСФСР Тамары Павловны Лебедевой – небольшое уютное помещение возле Малого зала. Превратить эфемерное в постоянное – миссия не менее значимая, чем говорить со зрителем о процессах и явлениях современной жизни посредством спектаклей. Директор музея Татьяна Линяева по крупицам собирает и систематизирует информацию о томском театре, которая позволяет проследить его творческий путь за максимально длительный период.
Быть хранителем истории – удел людей неравнодушных. Основоположником музея стал Андрей Дмитриевич Иванов, возглавлявший театр в первые послевоенные годы. Директор не только по должности, но по своей человеческой сути, хозяин рачительный и неравнодушный, он по собственной инициативе завел массивные фотоальбомы, в которые самолично вклеивал фотографии со всех репетиций, спектаклей и торжественных мероприятий театра. При этом делал подробные подписи: какое событие зафиксировано на снимке, имена артистов и названия ролей, которые они исполняют. В этих же альбомах расположились фотографии, запечатлевшие досуг актеров во время летних гастролей, когда с наступлением теплых дней труппа по традиции отправлялась на теплоходе по Оби и давала спектакли в сельских клубах и домах культуры. Актерские будни – дни активные и динамичные, а уж свободное время служители Мельпомены как никто умеют наполнить радостными занятиями: купание, посиделки у костра, рыбалка… Мало того, в формате все тех же фотоальбомов Андрей Дмитриевич вел творческую биографию своих артистов. Впоследствии, когда Татьяна Линяева составляла сборник «Репертуар театра 1945–2005 годы», альбомы директора Иванова, которые по сей день занимают почетное место на стеллажах музея, помогли воссоздать афишу томского театра с 1946 года.
С уходом на заслуженный отдых Андрея Дмитриевича жизнь театра «протоколировали» разные люди. Вероятнее всего, не по долгу службы, но на энтузиазме, потому и собранный ими небольшой архив записей, газетных публикаций, фотографий, афиш и программок носит стихийный характер.
Значительную лепту в формирование коллекции музея внес известный томский букинист Владимир Суздальский – страстный театрал, который водил дружбу со многими артистами Драмы, собирал связанные с театром материалы. Его перу принадлежит книга «Театр уж полон…», в которой он изложил историю театра с 1880 до 1984 года, когда город покинул тогдашний главный режиссер Феликс Григорьян.
Возможно, весь накопленный культурный «багаж» театра так и не обрел бы систему и крышу над головой, если бы ни приход на пост директора Геннадия Сокурова. Именно по его инициативе и с подачи заведующего музыкальной частью, заслуженного работника культуры РФ Сергея Королева в стенах театра появился музей – единственный возможный способ бороться с забвением, сохранять память о той деятельности, на алтарь которой актеры и режиссеры кладут свои жизни и личное счастье. Даже самые яркие события имеют свойства сначала притупляться в эмоциональном восприятии, а потом и вовсе стираться из памяти. Пройдет еще десяток лет, и без сохраненных свидетельств, возможно, никто не вспомнит о том, что знаменитый советский драматург Николай Эрдман, отбывая ссылку в Томске, работал завлитом в драматическом театре. Забудется, что режиссер Феликс Григорьян и народный артист РФ Владимир Варенцов за спектакль «Соленая падь» были удостоены звания лауреатов Госпремии имени К. С. Станиславского. Уйдут в небытие триумфальные гастроли Томского драматического в Москве (1964 г.) и Ленинграде (1979 г.). Утратит свою значимость тот факт, что в 1985 году на сцену местного театра во время гастролей МХАТа со спектаклем «Дядя Ваня» выходил в главной роли великий русский артист Иннокентий Смоктуновский – к слову сказать, наш земляк, уроженец деревни Татьяновка Шегарского района, где несколько лет назад при участии театра был открыт дом-музей замечательного актера.
Из дружеских бесед – в летопись
Воссоздать полную и максимально объективную картину жизни давних лет – дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд. Директор музея Татьяна Линяева признается: судьба подарила ей работу крайне кропотливую, скрупулезную, энергозатратную, но безумно увлекательную и интересную. Выпускница театроведческого факультета ЛГИТМиК, она как никто другой понимает: восприятие театра как зрителями, так и критиками настолько субъективно, а актерский организм устроен так сложно и зачастую так непредсказуемо, что доверяться одному источнику при реанимировании прошлого опасно. Поэтому в ход идут все возможные варианты получения информации – от официальных документов из Государственного архива Томской области, Томского областного краеведческого музея, Центра документации новейшей истории Томской области и рецензий в прессе до личного общения с людьми. Кстати, нередко самые интересные факты выявляются случайно – при дружеских беседах за чашкой чая или в перерывах между репетициями. Поэтому музейный работник должен иметь «хороший слух» – уметь извлечь из потока информации важные моменты, которые могут стать недостающим пазлом в мозаике событий прошлого. Так, например, штрихом к портрету артистки Лебедевой, именем которой назван музей театра, стал рассказ Юрия Кисурина о том, как во время его ввода в постановку, где главную роль исполняла Тамара Павловна, приглашала его к себе домой, поила чаем и вела долгие беседы о спектакле. Много рассказывал о театре Сергей Королев, работавший в Томской драме с 1953 года и заставший целый ряд директоров и главных режиссеров. Он не только подробно и очень интересно описывал эпоху правления каждого из них и связанные с этим особенности жизни театра в тот период, но и мастерски рассказывал театральные байки. Например, как один из сотрудников администрации Драмы, придя в театр из совершенно далекой от искусства сферы деятельности, первые несколько дней подолгу сидел на репетициях, хмуря бровь. Наконец, на третий день не выдержал, подошел к Сергею Александровичу, который тоже присутствовал на репетициях, кивнул в сторону сцены и шепотом спросил: «А когда они уже работать начнут?».
Впрочем, дела давно минувших дней – не единственный материал для работы музея. Вся сегодняшняя жизнь театра, которая находит отражение в газетных и журнальных публикациях, теле- и радиосюжетах, программках, афишах и фотографиях спектаклей, буклетах, наглядно представлена в материалах музея. По образцу альбомов Андрея Дмитриевича для каждого артиста заведена отдельная папка, пролистав которую можно отследить его творческую биографию от поступления в театральный вуз и по сегодняшний день. Гордость музея – картинная галерея актеров, портреты которых выполнены в разное время, разными художниками и в разных стилях. В их числе – портрет народного артиста России Дмитрия Киржеманова работы Германа Завьялова.
Театральный музей – отнюдь не закрытая организация и всегда готов к диалогу с томичами. Татьяна Линяева регулярно проводит экскурсии по театру для всех желающих, позволяя зрителям проникнуть по ту сторону кулис и воочию увидеть поэтапный процесс рождения спектаклей. В уютном помещении музея по давно сложившейся традиции каждое последнее воскресенье месяца проводится заседание театральной гостиной – творческие встречи с артистами в неформальной обстановке.
С 2005 года существует премия имени народной артистки РСФСР Тамары Лебедевой «Золотая кедровая ветвь», которая является главным призом традиционного ежегодного фестиваля Томской драмы «Премьеры сезона» и вручается за лучшую актерскую работу. В разные годы ее обладателями становились народные артисты России Владимир Варенцов и Дмитрий Киржеманов, заслуженный деятель искусств России, режиссер Юрий Пахомов, заслуженная артистка России и Украины Татьяна Аркушенко, заслуженные артисты России Геннадий Поляков и Евгений Казаков, актер Георгий Рудский и молодая актриса Олеся Сомова.
Совместными стараниями с областной научной библиотекой имени Пушкина увидели свет биографии Тамары Лебедевой и Сергея Королева, вышедшие в серии «Жизнь замечательных томичей», готовятся к публикации книги о Феликсе Григорьяне и Владимире Варенцове. Другие проекты – выпуск хроники событий жизни томского театра с 1850 по 2005 годы и летопись театральных афиш с 1855 года.
Жить сегодня, здесь и сейчас, наслаждаясь текущим моментом, советуют людям психологи всего мира. Однако не менее важно остановиться и запечатлеть мгновение на память. Необходимо в своей деятельности ориентироваться на перспективу, но и забывать прошлое не представляется возможным. Если будущее – цель жизни любого творческого организма, то прошлое – фундамент и основа, без которых не возможно его строительство.
Елена Штополь («МК в Томске», 12 июня, 2013 г.)