«Песни людские прекрасней, чем люди,
надежней, чем люди,
печальней, чем люди,
и песни любил я больше людей.
Я мог бы жить в одиночестве,
прожить без песен не мог…»
«Песни людские» Назым Хикмет.
Моноспектакль – это быть на сцене в одиночестве. Один на один, как тореадор, выходить на сцену, чтобы покорить, приручить зрителя. Обратить его в свою веру. Моноспектакль – это монолог, откровение. Как глас вопиющего в пустыне. Пророчествует актер, и каждое его слово – откровение для зрителя. Поэтому моноспектакль идешь смотреть с особым чувством.
«Со мною вот что происходит…» – это мужской спектакль, но как ни странно, режиссером его стала женщина, актриса театра драмы Валентина Бекетова. И потому перед премьерой, встречая гостей и друзей, она осталась вместе со зрителем, чтобы почувствовать правду, то, что понял зритель, прочувствовать вместе с ним заново весь спектакль, каждую его ноту. Открыть для себя то, что позже не донесут никакие поздравления, никакие восторженные признания. Кто он, режиссер в моноспектакле? Находится он над актером, чтобы диктовать ему свое видение и трактовку персонажа? Но ведь невозможно, оставаясь один на один со зрителем, в конце концов, говорить то, что тебя не волнует, не трогает в первую очередь самого актера за душу. Такова специфика моноспектакля, а в песне солгать невозможно.
«Взял Пьеро свое сердце и повесил его на придорожном заборе… «Эй,– кричал он,–прохожие, смотрите. Это мое сердце!». Но никто не оглянулся. Никто и не подумал об этаком вздоре» – читает со сцены актер. Тишина, нет, музыка… Вы думаете, что стихи рождаются в голове поэта, в его легких мыслях. Или в тот момент, когда он выстраивает буквы на листке бумаги? Нет, стихи рождаются в тот момент, когда их говорят, когда их слышат…
Из мозаики отношений, палитры настроений складывается этот моноспектакль. И на вопрос какой он, спектакль, каков актер Вячеслав Радионов в этом спектакле, нельзя ответить. Нет эпитетов, нет слов, только эмоция. И в этот момент задумываешься: что ты чувствуешь после этого спектакля, грустно тебе, зритель, или летишь, воодушевленный его голосом, аккордами его гитары? А наверное, всего понемногу.
«Дождь смоет все следы, дождь смоет все следы….
И понял я в тот миг. От ливня изнывая,
Что детский этот крик, прорвавшийся сюда,
И есть тот самый след, который не смываем,
Который не гасим нигде и никогда.»
Спектакль этот – сама жизнь. Только зеркало, в которое мы смотримся – Вячеслав Радионов, точнее он, как волшебник для взрослых, дает нам возможность подсмотреть в окна соседнего дома. И мы, как дети, сначала осторожно, доверяясь ему, смотрим, подглядываем чужие мысли, слова, жизни. Но с радостью или с легкой грустью узнаем за стеклами самих себя. Это наши мысли и чувства поет актер. Это наши мечты и потаенные сны рассказывает он в стихах со сцены. И зрители доверяют ему с благодарностью.
«Луна показалась сегодня как раз над твоим окошком.
Вдруг упала она на землю и осталась она лежать на дороге.
Мальчишки ее подобрали, чтоб лицо ее отмыть от пыли,
А я взял ее тихо, молча, и тебе положил в изголовье…»
Песни в спектакле поются мужские, лирический герой – мужчина. Мужчина в спектакле главный. Его голос, его руки ласкают струны гитары, доставая из нее нужные звуки на свет божий. Мужчина идет своей дорогой: от детства к зрелости. Проходит путь от радости познания мира, где все просто и обо всем на свете рассказано в букваре, через отношения с женщиной. Он идет вперед. На свой Майдан…
«Заиграл сверчок на скрипке
Баю-баю, спать пора.
Заиграл сверчок на скрипке,
Спи спокойно до утра.»
И бежит, торопится мальчик по жизни. Встречает разных персонажей, смешных, немного нелепых, некоторые подобрее, а некоторые погрустнее. Но все они говорят своими голосами в этом спектакле. Нет, спектакль, который разыгрывает на сцене Вячеслав Радионов, не спектакль-праздник, не феерия. Это разговор по душам в компании друзей. В этом признался актер Вячеслав Радионов после премьеры.
– Моноспектакль большая ответственность для актера. Как родилась идея такого спектакля?
– Здесь все совпало. Известны музыкальные театры Ю. Кима, Е. Камбуровой. Мечта сделать свой музыкальный спектакль родилась давно. Я такой человек, что могу долго мечтать о чем-либо, но пока не будет решающего импульса извне – результата не будет. Сделать спектакль только для себя мне не интересно. Надо почувствовать, что это будет интересно зрителю. Ю. А. Пахомов, наш главный режиссер, подтолкнул меня к реализации этого проекта. Около года назад он услышал мои песни, узнал об этой моей идее. И предложил. Вот, в результате и появилось это явление – песни людские.
– Как рождался спектакль. Шел режиссерский поиск или концепция была уже задумана заранее?
– Режиссером моноспектакля «Со мною вот что происходит…» стала моя жена, заслуженная артистка республики Валентина Алексеевна Бекетова. Весной я показал ей несколько песен, такой эскиз будущего спектакля. Но самостоятельно сделать из этого полноценный спектакль сам бы не смог.
Она стала моим слухом, без этого взгляда «как бы со стороны» спектакля не состоялось. Был бы концерт, набор песен. В мнонспектакле обязательно присутствует непрерывная внутренняя линия, ее развитие.
– Для Томска музыкальный моноспектакль редкое явление.
– Надо признаться, что сначала был действительно страшно. Хотя, конечно, у меня за плечами были выступления в сборных концертах бардовской песни. Но моноспектакль – совсем другое дело.
Оформление сцены также реализовано по моей задумке. К такому варианту я долго шел.
– Что Вы чувствуете сейчас в эти секунды после премьеры? Есть ли чувство недосказанности?
– В запасе у меня еще много песен. Я очень доволен. Хочется выразить огромное чувство удовлетворения и благодарности всем, кто сподвиг меня на этот шаг, кто поддержал с реализацией моей идеи: и Ю. А. Пахомов, и В. А. Бекетова, и звукооператор, и осветитель, они приходили в неурочное время, помогали нам во всем.
Когда люди поют? А тогда, когда они счастливы. После некоторых песен хочется грустить, а иногда аплодировать в такт песне. А, по-моему, это великое дело – сделать людей счастливыми, и актеру Вячеславу Радионову это удалось. И еще много, много вечеров подряд со сцены зрители услышат лихие, хулиганские строки: «Синее, синее небо над Цусимою…»
Мария Шишковская
журнал «Персона», №3 - 2009