«... Стоит не то обширный сарай, не то деревянный барак, крытый полусгнившим тесом,- это, оказывается, городской театр. Безобразнее этой хоромины трудно себе представить». Эти слова Василия Марковича Флоринского, медика, профессора, государственного деятеля, одного из инициаторов открытия Томского университета, цитируются во многих публикациях по истории Томска и даже в книге великого почитателя и знатока театра Владимира Суздальского «Театр уж полон…» И странно, что никто не обращает внимания на то, что деятельность по формированию штатов профессорско-преподавательского состава, приобретению учебного оборудования и литературы, чем активно занимался Флоринский, относится к восьмидесятым года ХIХ века, а значит открытое в 1850 году первое театральное здание уже просуществовало более тридцати лет. И тот же Суздальский цитирует объявление «Сибирской газеты», № 29 за 1882 год:
«Продается театр.
От совета старшин Томского общественного собрания сим объявляется, что 27 числа сего июня месяца, в 12 часов дня будет продаваться с торгов старое, предположенное на слом здание театра. Желающие предварительно осмотреть его будут допускаться каждый день с 11 утра до 5 ч. пополудни, исключая праздников и воскресений. Просим спрашивать сторожа Иннокентия».
То есть Василий Маркович вместе с городским головой Цибульским посетили театр как раз накануне его продажи «на дрова».
Напомним читателям общеизвестное: в 1848 году в первый раз заехала в Томск одна из многочисленных странствующих групп актеров под управлением Маркевича. Спектакли они играли в казармах. По свидетельству современников «в труппе той оказалось несколько артистов с положительным дарованием», и представления до такой степени понравились публике, что в два-три месяца отчасти на собранные по подписке деньги, но более за свой счёт городским головой, золотопромышленником А.Е. Филимоновым был выстроен деревянный театр, причём возводился он как временное сооружение. Тут впору вспомнить присказку, что ничто у нас не оказывается более постоянным, нежели временное…
В середине девятнадцатого века Томск насчитывал 12 тысяч жителей. Не было ни фабрик, ни заводов, хотя современники отмечали: «Нет портных, сапожников, часовщиков, и вообще ремесленников других разных цехов. Много красивых домов, каменных и деревянных; архитектура построек прекрасная; есть весьма хороший клуб, куда члены собираются три раза в неделю поиграть в карты и на бильярде, и где по воскресеньям бывают балы». «...Здесь у многих назначены дни, куда собираются все знакомые поиграть в карты или танцевать; иногда бывают также домашние спектакли, детские праздники. Большую часть природных здесь жителей нельзя не назвать людьми образованными, хотя почти никто из них не говорит на иностранных языках, но они очень много читают».
И вот в 1850 году Томск получил первое специализированное (хотя и в самом первом приближении) театральное здание. К сожалению, не сохранилось ни фотографий, ни рисунков с его изображением. Но существует старинная карта центра города, где на месте теперешнего главного корпуса Томского медуниверситета, точнее занимая очень небольшое место между «частной усадьбой» и «городской больницей» есть квадратик с надписью «театръ». На строительстве его трудилась арестантская рота, о чём свидетельствует целая пачка рапортов командира роты штабс- капитана Ягодкина в Томскую губернскую строительную комиссию, с жалобами на то, что арестантам, работавшим на строительстве театра, недоплатили 229 руб. 70 коп. серебром.
Кстати, именно эти документы являются в первую очередь доказательством того, что театр в Томске был построен именно в 1850 году.
Но сейчас мне хотелось бы процитировать для вас «Томские губернские ведомости», №22 за 1858 год. Здесь была опубликована подробная статья, описывающая театр, и весьма отличающаяся от картины созданной В.М.Флоринским – «внутренность его напоминает собой старый мрачный сарай со стойлами по бокам».
«В зале театра по обеим сторонам боковых стен устроено по шести лож, всё пространство между ложами обставлено диванами – в десять рядов по каждой стороне, между коими посредине свободный проход для публики – от дверей до первого ряда кресел; перед самою сценой место для музыкантов, опущенное ступени на две ниже пола зала. Ложи отделены одна от другой колоннами, верх которых служит основанием галерей, идущих по обеим сторонам и соединенных между собой такою же галереей, устроенной на противоположной от сцены стене. Все диваны, борты стенок у лож и галерей оббиты красным сукном. Посредине залы высится большая люстра, а на колоннах лож – канделябры…» «Ведомости» особо отмечают, что всё это «признавалось очень порядочным». Филимонов, «лишившись возможности поддерживать своими средствами театр, передал его в заведование градского общества», затем здание было «причислено к благородному собранию и во время бытности Директором сего собрания А.Д.Озерского исправлено и поновлено, как внутри, так и снаружи, отчего с обеих сторон получило довольно красивый вид. По боковым стенам пристроены комнаты для отдохновения во время антрактов, вход в которые… обставлены зеркалами, диванами и креслами, кроме того, налево через дверь около сцены есть ещё комната для буфета…»
В 1885 купец 1-й гильдии, коммерции советник и потомственный почетный гражданин Е.И.Королев по проекту архитектора П.П.Нарановича выстроил в Томске первое в Сибири каменное театральное здание. Оно было рассчитано на тысячу зрителей, удобно, соразмерно и очень красиво. Обновленная труппа также пришлась по душе томичам. Но это уже следующая история.
Пока же давайте с почтением и любовью вспоминать самые первые шаги томской театральной жизни. Право же, они того заслуживают.
Мария Смирнова («Красное знамя», 2010 г.)