Петербург в формате «Больших гастролей»

все новости

В Томске впервые прошли гастроли театра «Мастерская Григория Козлова»

 Мнение о петербургском театре «Мастерская» под  руководством Григория Козлова сложилось неожиданно оксюморонное: очень популярный, любимый зрителями и критикой театр, о котором знают понаслышке. О популярности и любви на пресс-конференции говорила редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская, о знакомстве по интернету – заведующая литературной частью томской драмы Мария Смирнова. И оба мнения верные.

 Парадокс объясняется просто: театр молодой (с 2010 года), играют в нем молодые артисты, которые хоть и снимаются в сериалах, но пока не стали медийными лицами. Несмотря на самые престижные награды и весомость имени художественного руководителя в театральном мире, по телевизору спектакли «Мастерской» Григория Козлова практически не показывают. И хотя  театр часто выезжает на гастроли и фестивали, но в Томске впервые.

 Об усах и брендах

Счастьем принимать у себя один из ведущих питерских театров  Томск обязан проекту Министерства культуры РФ «Большие гастроли». Благодаря Центру поддержки гастрольной деятельности томичи в минувшие сезоны увидели спектакли МХТ,  «Сатирикона», Русского театра им. А. Грибоедова (Тбилиси). И хотя по сравнению с советскими временами «Большие гастроли» «Мастерской» оказались не очень продолжительными – с 14 по 17 сентября, но город увидел и премьеру сезона – «Мастер и Маргарита», и одну из самых первых постановок – «Старший сын», и спектакль для детей  - «Бременские музыканты».

 - Это совершенно уникальное образование: театр – «Мастерская», -  рекомендовала Марина Дмитревская коллектив томскому зрителю. О нем она писала не раз, в судьбе которого сыграла не последнюю роль. – Более девяти лет назад Григорий Михайлович Козлов набрал курс студентов, к  2010 году всему Петербургу стало понятно, что если не сделать этот курс театром, то не будет нам счастья.

Через три года театр стал государственным. Сегодня на сцене «Мастерской» играют пять поколений выпускников и студентов РГИСИ, учеников заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России, профессора Григория Козлова. И хотя поселили театр за мостом Володарского, куда, казалось, нога петербургского человека не ступала никогда, а сейчас, по словам редактора «Петербургского театрального журнала», протоптался такой большак,  по которому едут и идут. И попасть туда трудно. Но все-таки можно! В этом году мне, как эксперту «Золотой маски», посчастливилось посмотреть несколько спектаклей в этом театре.

Когда же оказываешься в зале, то погружаешься в атмосферу Москвы 30-60-х, если смотришь «Мастера и Маргариту» или оказываешься на берегу Ангары, если следишь за судьбой Андрея Гуськова, героя «Живи и помни», а то по воле  режиссера Козлова присаживаешься рядом в кафе провинциального Чулимска и слышишь родниковой чистоты интонации Вампилова, или на метро добираешься до Москвы и оказываешься в районе «Электрозаводской», в квартире, которую придумал Михаил Угаров, а обжили актеры «Мастерской» вместе с режиссером Тимуром Насировым… 

Этот театр меняет не только твое местоположение, настроение, но и тебя самого. В нем все обычно и необычно одновременно. Необычное можно заметить с моста Володарского: на вывеске в слове «Мастерская» вместо буквы А – стилизованный портрет Григория Козлова: длинные волосы (в стиле хиппи) и усы. Усы и прическа создателя «Мастерской» стали брендом театра, его физической частью – логотипом театра, номерками на вешалке. Усы и прическа в форме буквы А – это юмор, это улыбка мастера, это приглашение в круг друзей. Адрес театра - ул. Народная, 1, - точно отражает суть этого театра, концепция которого обозначена четко и ясно: «Внимание к человеку, к его внутреннему миру, к судьбе, к душе, к интересам, надеждам и чаяниям».

 Мастер приехал домой

– Живем репетициями и спектаклями, ездим на гастроли. Со спектаклем «Мастер и Маргарита» благодаря «Большим гастролям» побывали в Абакане, Иркутске, Нижнем Новгороде, Ярославле, – отвечал на вопрос, «чем живете», Григорий Козлов. – Вот привезли вам показать вашего Мастера.

Речь шла о Михаиле Гаврилове, томиче по рождению, выпускнике РГАСИ, который сейчас уже является стажером «Мастерской». «Он староста курса. Рукастый, головастый. Очень порядочный. Играет  Мастера и Шамраева в спектакле «Прошлым летом в Чулимске», - отрекомендовал земляка его учитель и художественный руководитель. Должна заметить, Михаил играет с внутренней раскрепощенностью, удовольствием и азартом. Его Мастер и Шамраев выходят из эмоциональной «спячки», воскресают к жизни, замечают ее очертания, когда влюбляются, когда душа открывается навстречу этому чувству. И актер это все передает точно и тонко.

Каждому курсу Григорий Козлов дарит по роману. Это его  педагогический, режиссерский прием: погрузить молодых артистов в историю, которая длится долго. «Основоположникам» он подарил «Тихий Дон», недавним выпускникам – «Мастера и Маргариту». И каждый спектакль, как и каждый курс, остается в театре.

Кот Бегемот – Фома Бызгу - возник у входа в зрительный зал настолько неожиданно, что впору сказать:  вырос из-под земли, а Коровьев – Илья Колецкий, точно, как у Булгакова, соткался из воздуха. И вот уже оба актера бродят по рядам и ищут свое место. Заодно удивляются огромному залу томской драмы. Большой зал их родного театра раза в два, а то и в три меньше здешнего.

В руках у Бегемота роман Булгакова. «Давай погадаю? – предлагает Коровьев. – «Страница 66,  строка 6». – «Тьма, пришедшая со Средиземного моря…»  - «А давай-ка пожелаем им (оба смотрят в зал) удачи». «Ни пуха, ни пера! К черту!» - радостно отправляют герои булгаковского романа томичей в двухвечернее путешествие по Москве и вымышленному Иршалаиму.

Представление неоконченного романа в 4-х действиях, 2 спектаклях, 155 персонажах, 28 исполнителях длилось восемь часов, по четыре каждый вечер. Те, кто не испугался длительного погружения в театральную версию романа, выиграли, увидев сразу две истории: булгаковскую и козловскую. Первая  - по роману. Вторая – о романе и его авторе, о силе художественной правды и вымысла.

- Идея родилась не сразу, постепенно приходила, - признался режиссер на пресс-конференции, отвечая на вопрос, с какой целью вывел на сцену всех жен Булгакова и самого автора романа. 

Чтобы знали

«Чтобы знали» - это режиссерская установка в спектакле проявилась в московской кинохронике 30-х – 60-х, которая предваряет спектакль. Соединение двух эпох, сталинской и хрущевской,  не случайно: в этом временнОм коридоре время написания и действия романа и время его открытия читателем отражаются друг в друге: то поэтическими баталиями в ресторане «Грибоедов», то выходом на сцену самого Булгакова и его разговором с правительством СССР и со Сталиным.

Но есть и третье измерение: текущее «сейчас». Это пристальный взгляд иного века: мы смотрим в прошлое, как в будущее.  Все иершалаимские сцены звучат потрясающе современно, звучат как политическая хроника наших дней. С другой стороны, Стена Плача, которая проецируется на экран, переводит происходящее в метафорический план, в библейскую притчу. Знаменитые усы Сталина, с экрана «глотающие» комсомолку Аннушку, разлившую масло, дефиле «икон стиля» - от Любови Орловой до Леди Гага - во время сеанса «черной магии», массовые сцены Погони за Воландом  (Глеб Савчук), актерское озорство во время песенки «Миша Берлиоз»  - все это не просто сегодняшнее восприятие времени Михаила Булгакова, наше отношение к персонажам его романа, но и следование поэтике писателя. Эта режиссерская и актерская фантазия в духе булгаковского смеха подкупает и восхищает, как восхищает  и красота превращения Маргариты (Кристина Куца) в ведьму, и сцены прозрения Ивана Бездомного (Дмитрий Миков), и бал Сатаны, и вся ансамблевая игра, и эта опьяняющая, завораживающая молодая энергия актеров.

«Чтобы знали» – так можно сказать  и о «Старшем сыне», спектакле, поставленном в  2010 году, но который сохранил трогательные и искренние интонации. Григорий Козлов и актеры посвятили его «шестидесятникам-семидесятникам», поколению родителей. Спектакль тоже начинается с пролога: каждый актер рассказывает о своих родных, чьи фотографии висят, прикрепленные к белому полотнищу-занавеске. Личные истории соприкасаются с пьесой Александра Вампилова в главном: они о людях, которые хотели и были счастливыми в любви.

 Этот чуть затянувшийся пролог не помешал, а, напротив, помог войти в атмосферу предместья, где живет семья Сарафановых, куда приходят два молодых человека с улицы. Вынужденное вранье обоих могло обернуться драмой либо анекдотом, но режиссер и актеры превратили эту историю в лирическую комедию. Гениальность драматурга, угадавшего настроение поколения середины 60-х  - открытость каждого, любовь к встречному и готовность его принять в семью, – поддержана в спектакле на всех уровнях – актерской игры, сценографии и музыкальном оформлении. Песни-шлягеры 60-70-х, звучащие в спектакле и вне его, становятся эпиграфом и постскриптумом истории. Зрители покидают зал с чувством, что увидели историю о своих родных, а может быть, о себе.

Татьяна Веснина