Рискнули не напрасно

все новости

Новый спектакль поставлен по пьесе совсем молодого драматурга Дианы Балыко «Психоаналитик». Как утверждает руководство театра, этот шаг был определенным риском. Современная драматургия – вещь на любителя, а на открытии, как правило, собирается публика театральная, искушенная и в какой-то мере традиционная. Спектакль поставил уже знакомый томичам по своим прежним работам на сцене томской драмы режиссер Сергей Куликовский, который в этом сезоне назначен на должность очередного.

Признаюсь, шла на этот спектакль с некой опаской. Так надоели за последнее время все эти «лирико-эротические» либо просто «эротические» развлекаловки на уровне Регины Дубовицкой и Евгения Петросяна, это непременное желание многих актеров (и не только томских) угодить, подстроиться под невзыскательную публику. На 95 процентов была уверена, что и в этот раз буду разочарована. Однако… Неожиданно подкупила сама пьеса. Обычная история про нашу нескладную жизнь, когда мечты расходятся с реальностью, когда счастье воздается не по заслугам, когда, вопреки логике обстоятельств, все заканчивается не так, как хотелось бы.

Бывшая владелица рекламного агентства Вера Андреевна (актриса Елена Саликова), женщина в возрасте за… (в общем, когда «замуж поздно, сдохнуть рано»), пережила тяжелейшую депрессию – такую, что была вынуждена обратиться за помощью к психотерапевту (Вячеслав Радионов). Пройдя курс психотерапии, она вдруг решила сменить профессию и стать… психоаналитиком, чтобы самой помогать людям решать их многочисленные проблемы.

Авантюра Веры Андреевны неожиданно оказывается и довольно прибыльным делом. И самозванку уже не смущают ни отсутствие специального образования, ни та ответственность, которую она берет на себя, вмешиваясь в людские судьбы. Изящно, играючи новоиспеченный «психоаналитик» пытается «развести беду» своих молодых пациентов: стриптизера и мальчика по вызову Алекса (актер Максим Коваленко), который в последнее время начинает испытывать психологические и физические проблемы от любви за деньги. А также юной Светочки (актриса Екатерина Мельдер), отбившей своего шефа у законной жены и вкусившей все «радости» неравного брака.

И вот подопечные Веры Андреевны от обоюдной неприязни и даже враждебности на первом групповом занятии приходят впоследствии сначала к взаимопониманию, а потом и вообще влюбляются друг в друга. «Психоаналитик» должен торжествовать: терапия проведена успешно! Алекс  собирается «порвать» со своей работой и заняться чем-то, более достойным мужчины. А Светочка – уйти от мужа и даже отказаться «от свежих фруктов на завтрак»!  Но жизнь – не сказка! Особенно жизнь современная, где удобства и комфорт часто предпочтительнее любви…

Отсутствие happy end придает пьесе особую прелесть, делает ее более щемящей и правдивой. Ее даже не портит (или почти не портит) обилие попсовых фразочек  и анекдотов «с бородой», потому что самое главное в пьесе то, что стоит за текстом, за действием – доброе, сочувственное отношение автора к своим персонажам.

Как правило, спектакль «наигрывается» к пятому-шестому показу, но здесь удовольствие получаешь уже во время премьеры. И во многом благодаря тому, что сами актеры играют с радостью, буквально «купаются» в своих персонажах. Хотя мне показалось, что женские роли в этом спектакле наголову выше мужских. Может, оттого, что сама пьеса по своей тематике более женская?  

Очень интересен проходной персонаж – Кот ученый – в исполнении молодой актрисы Натальи Абрамовой. Кот ученый – это и хор, связывающий акты спектакля, и простой обыкновенный кот в доме Веры Андреевны, и alter ego главной героини, и официант в баре, и парикмахер… Он удивительным образом «цементирует» каркас спектакля, придает ему завершенность. Кроме того, потрясающая «кошачья» пластика актрисы, ее грация заставляет просто любоваться этим персонажем.

Заслуживает внимания и сценография спектакля (художник Светлана Макаренко). Она лаконична, выразительна. Единственное, что портит общее впечатление, - это использование дыма в одной из сцен. Прием затасканный и порядком надоевший. Оставляет желать лучшего музыкальное оформление (к сожалению, непонятно, кто же его автор). Микс из популярных мелодий несколько рассеивает целостность восприятия. А, впрочем, может так и задумано? Но это детали. Главное, что премьера получилась очень даже неплохой, несмотря на кажущуюся «легкость жанра». Так что театр рискнул открыться современной пьесой не напрасно. И потому хочется пожелать томским зрителям очередной встречи с Сергеем Куликовским, так оживившим в последнее время жизнь томской драмы!


Татьяна Ермолицкая («Пятница», 30 октября, 2008 г.)