Александр Васильевич Ланговой родился 1 января 1945 года в селе Лифляндка Алтайского края.
Отслужил в ракетных войсках.
В 1968 году поступил на актерское отделение Свердловского театрального училища. С 1972 года работает актером в Томском театре драмы. Сыграл более ста ролей.
Как режиссер осуществил постановку восьми спектаклей. За создание спектакля «Темная история» был награжден премией областного театрального конкурса «Маска-94» - «за самый шлягерный спектакль».
Автор и постановщик юбилейного представления «Нам – 150», а также целого ряда бенефисов, капустных программ, презентаций.
В течении четырнадцати лет избирался председателем Томской организации Союза театральных деятелей России.
«ПРЕКРАТИТЬ СМЕХИ!»
- Это были мои первые гастроли по области. И роль – первая на томской сцене. Коварный соблазнитель Агишин в комедии «Женитьба Белугина». Приехали мы в большое красивое село Назино. А клуб небольшой. Набился полон, пришли со своими табуретками, скамейками. Дверь на улицу открыта – и там народ стоит. Принимают спектакль замечательно – там, где нужно притихнут, где нужно - вздохнут, а там где надо смеяться – смеются. И вдруг во время монолога Белугина встает в первом ряду солидный мужчина и говорит: «Товарищи артисты, я хочу сказать слово». Белугин – Олег Афанасьев – вступил в диалог: «Мы еще не закончили. Вот когда кончится спектакль – тогда и скажете». «Нет, вот сейчас скажу, товарищи артисты, и можете продолжать». Он повернулся к зрителю и сказал: «Товарищи колхозники, как вам не стыдно, вы же видели при входе в клуб висит афиша, на которой русским языком написано «Томский ДРАМАТИЧЕСКИЙ театр». Отставить смехи! Если кто-нибудь еще гыгыкнет, полетит отсюда вверх тормашками! Продолжайте, товарищи артисты». В зале наступила гробовая тишина, зато на сцене раскололись артисты, просто «поплыли», а за кулисами хохотали монтировщики, костюмеры, парикмахеры. Отхохотавшись, Олег обратился к выступавшему: «Вы председатель этого колхоза?» Председатель видимо был прежде военным. Он вскочил и ответил: «Так точно!» «Пожалуйста, разрешите своим людям посмеяться». На что тот ответил: «Слушаюсь!»и повернулся к залу: «Смейсь!»
Когда в кабинет - даже на несколько минут - заходит Саша Ланговой, он обязательно оставит на память какую-то шутку, байку, историю. Больше всего он рассказывает о театре. Что естественно. Не только потому, что он служит в томской драме более тридцати лет. А потому, что театр его работа, любовь, предмет постоянных забот и размышлений и просто смысл жизни. Нет, он не фанатик со взором горящим, а нормальный мужик с разнообразными интересами и пристрастиями. Но все перечисленные качества все равно как-то сходятся на театре. У Лангового есть безусловный талант литератора – его публиковали и в томских газетах, и в журнале «Сибирские Афины». Но публикации эти по большей части посвящены театральным историям. Не раз было доказано, что обладает Ланговой и режиссерским потенциалом. Помню, как наши ведущие актеры Галина Непорожнева и Дмитрий Киржеманов начали самостоятельную работу над спектаклем «Скамейка» и очень скоро поняли, что без режиссерского глаза не обойтись. И пригласили в компанию Александра. Оба актера яркие, с сильными темпераментами и несколько склонные к эмоциональному перехлесту. И именно Ланговой сумел с ними выстроить всю партитуру действия, уточнить психологический рисунок, выстроить мизансцены… Спектакль получился тонким, умным.
Отдельная песня – театральные капустники.
Смеялись долго зрители
И к выводу пришли,
Что Сашеньку родители
В капустнике нашли…
ДЕЛО О ТРУПЕ
И капуста в огороде у Сашиных родителей произрастала, и пироги капустные мама Пелагея Никитична пекла. Тем более, что в послевоенные годы в деревне Лифляндка все жили в основном на «подножном корме». Но жили замечательно. По опубликованным и устным рассказам Александра можно предположить, что шукшинские «чудики» населяют все алтайское пространство – порода там такая выведена. Все талантливые, все с «закидонами» да плюс еще с необыкновенными фамилиями, чему был посвящен рассказ Лангового «А Жуков пас коров..» - история о том, как милиция расследовала в их деревне дело об утопленнике. Небольшая цитата:
«Василий Егорыч, мужчина обстоятельный и, как полагается заведующему складом, авторитетный, по очереди подал милиционерам руку, по очереди представился:
- Василий Егорович Трупп, Трупп Василий Егорович.
У милицейских отвалились челюсти.
Василий Егорович смотрел на них в упор, лихорадочно прикидывая, чего им от него надо: мясца ли, медку или просто семечек для забавы. «Без председателя не дам! Без председателя не дам» - стучало у него в голове.
Первой челюсть пришла в движение у старшего.
- Это вы сегодня утонули?»
А потом милицейские встречаются с главным бухгалтером Менделеевым, пастухом Жуковым и прочими необыкновенными персонажами обыкновенной российской глубинки. И если считать, что преданность Лангового родным корням находится в стороне от преданности театру, то так считать не верно. Потому что всем его односельчанам и родным явно не чужд артистизм, чувство юмора, обаяние – первостатейные театральные качества.
ЧТО НАША ЖИЗНЬ? ИГРА!
И все же Александр ни на что не захотел променять свою артистическую судьбу. Он – артист. Остальное – хобби. За прошедшие годы сыграл он огромное количество ролей. Разных. Конечно, каждый актер предпочитает роль « с ниточкой» - так в старину называли роли, текст которых состоял из нескольких страниц, и их надо было сшивать. Но в «Поминальной молитве» - спектакле-долгожителе – многие годы у Лангового была эпизодическая роль, а не так давно он начал играть одну из главных – Лейзера. Ввод в идущий спектакль – дело особо ответственное и трудоемкое. Александр создал выразительный – и трогательный и смешной образ немолодого мясника, мечтающего о женитьбе на молодой девушке. Но и к маленькой, и к большой ролям он относился с одинаковой любовью. Сегодня зрители могут увидеть его еще в одном спектакле с долгой и счастливой судьбой – в «Игроках» по Гоголю. Лихой шулер в гусарском обличье за десять лет несколько заматерел, но по-прежнему браво существует в компании отпетых мошенников. Среди новых работ можно отметить хвастливого и трусоватого свекра в «Семейном портрете с дензнаками» и наполеоновского генерала Гурго в «Мадам генерал».
Если быть точным, то служба Александра Васильевича томской драме продолжается ровно тридцать лет и три года. Невольно напрашивается ассоциация. Не является ли в данном случае театр той старухой, которая все время изводила героя разнообразными желаниями. Причем особенно многого требовал театр в трудные для себя дни. Именно тогда Ланговой брался за постановку спектаклей, не просто удовлетворяя собственные амбиции, но и выручая коллектив во время вынужденных простоев или обеспечивая интересной работой актеров, мало занятых в репертуаре. Он легко и весело выполнял самые разнообразные обязанности, от которых другой рад был отмахнуться. Это могла быть незапланированная беседа со зрителями или выпуск стенной газеты. (К слову, в свое время стенгазеты в драме выходили многометровыми, яркими и смешными). Потому что он относится к особой породе, называемой «театральные люди». Для Лангового театр единственно возможная среда обитания, он мог бы стать осветителем, столяром, но – в театре. Недаром еще можно услышать от старшего поколения: «Я служу в театре». Не работаю, служу. «Служенье муз…» Здесь он нашел жену, друзей, нашел судьбу.
Мария Смирнова ("Красное знамя", 18 февраля, 2005 г.)