Роль, заметная на экране

все новости

Кино, честно говоря, обожаю. Вслед за вождем мирового пролетариата всегда считала его важнейшим из искусств. И лишь в последнее время посещать кинозал стала гораздо реже. Столичные же артисты активно снимаются. Постоянное мелькание лиц на экранах в сериалах прибавляет им известности, множат число поклонников. С провинциалами гораздо сложнее. Однако, некоторые томские актеры имеют кинематографический опыт. У кого-то он ограничивается одним фильмом, у кого-то киноролей больше. Лидерами тут были Евгений Платохин и Олег Афанасьев. Большое число киноработ накопилось у актера областного театра драмы Владимира Варенцова. В восьмидесятые годы он в перерывах между спектаклями частенько наведывался на разные киностудии страны, снялся в нескольких ролях второго плана, эпизодах.

Владимир Васильевич мог бы много рассказать о каждой из своих работ, но выделим только пять фильмов. Это не значит, что все эти фильмы он считает замечательными, а свои работы в них – удавшимися. Сейчас он скептически относится к возможности театрального актера работать в кино. Считает, что совмещать нормальную работу в этих двух сферах очень трудно, а для тех, кому на киносъемки надо еще и летать из других городов, и вовсе сложно. Но неоспоримо главное – работа в кино запомнилась, была полезной. И для осознания себя в профессии, и ради уникального опыта. К тому же, сам съемочный процесс хоть и труден, весьма увлекателен. Запомнились надолго знакомства с интересными людьми, режиссерами, операторами, артистами.

Наиболее значительной Владимиру Васильевичу кажется его работа в фильме «Порох» киностудии «Ленфильм», что недавно был показан по центральному каналу. Это повествование об одной из трагических страниц нашей истории. Герой Варенцова немногословен, деловит. Настоящий солдат, верный своей стране, готовый выполнять свой долг достойно. Роль хоть и эпизодическая, но не последняя. По сюжету, от каждого из членов спецгруппы зависел исход общего дела, возможно, судьба осажденного города. Журнал «Спутник кинозрителя» объединения «Союзинформкино» в выпуске за ноябрь 1985 года писал об этом фильме: «Режиссер Виктор Аристов, он же автор сценария совместно с Артуром Макаровым в своем новом фильме «Порох» обращается к действительным событиям, происходившим в дни героической обороны Ленинграда. В осажденном городе на исходе запасы пороха. Командование приняло решение доставить боеприпасы с артиллерийских складов Кронштадта. В ролях: Юрий Беляев, Светлана Брагарник, Вадим Макаровский, Ножери Чонишвили».

Помощником режиссера в фильме был Юрий Мамин, он тогда готовился к своему режиссерскому дебюту и даже звал Варенцова на главную роль. Однако, здоровье не позволило нашему актеру согласиться на рискованные съемки в ледяной воде, в проруби, пришлось отказаться от роли. Впрочем, об этом Владимир Варенцов не жалеет. Театр он любит гораздо больше, к тому же, кино – беспощадно, не щадит актеров и их здоровье. Варенцову приходилось на себе испытать бешенный ритм перемещений по стране ради кино. Тогда за сутки совершалось по три-четыре перелета, и надо было успеть в Томск на вечерний спектакль. В кино постоянно возникают сложные ситуации. Из-за погоды, пленки, несостыковки графиков работы актеров. Немало специфических трудностей, беспорядочное чередование сцен всевозможные капризы природы, когда солнечный пляж снимают в октябре. Трудна и «обратная съемка» – работа совсем без партнера или со случайным начитчиком текста… Трудно играть чувства, эмоции, страсти, глядя не в глаза партнеру, а в объектив камеры. Про развитие, трансформацию образа во времени вообще говорить не приходится. А снятое уже не изменить! Говорят, Раневская заметила как-то, что не любит сниматься оттого, что деньги когда-то кончатся, а позор останется. Крайняя позиция, но доля истины в этом есть, и Владимир Варенцов с нею согласен. Грех было жаловаться на гонорары за фильмы. Но в сегодняшнем кино согласился бы сниматься только из-за денег. Сценарии его совершенно не впечатляют.

– Кино может сыграть с актером неприятную шутку,– рассуждает Владимир Васильевич.– Ты работаешь и не знаешь, что же получится. Режиссер, оператор, монтаж, озвучание – все это внесет в рисунок роли свои штрихи и получится может совсем не то, что стремился сделать и добросовестно делал актер. В «Порохе», как раз, получилось не то, что замышлялось. Сценарий был прекрасный, в нем прослеживалась судьба каждого из героев, у меня был прекрасный монолог. Когда приглашали на роль, подразумевалось, что это будет некий аналог «Великолепной семерки», только в нашей стране, в условиях Великой Отечественной. Каждый из членов группы был равноправным среди нескольких главных героев, как в «Параде планет». Однако, после окончательного монтажа от этих судеб остались лишь пунктиры. Юрий Мамин, кстати, говорил нам, что сохранил все материалы, не вошедшие в фильм, хотел как-то восстановить первоначальный замысел. В любом случае, за этот фильм мне не стыдно. Довелось познакомиться на нем с замечательным актером Ножери Чонишвили, работать с Юрой Маминым... А в каких уникальных, священных для нашей истории местах шли съемки! Работали на настоящих судах, в море. В Ленинграде, Кронштадте, в помещениях старинных пороховых складов. А вообще-то и в жизни многое зависит от удачи, и в кино многое решает случай. В большинство картин я попал случайно – где-то ассистент режиссера разглядел на озвучании, позвал попробоваться, там снова заметили. Важно оказаться на студии, попасться на глаза. Гораздо больше повезло тем, кто живет с киностудией в одном городе.

Вскоре после этого снимался в Белоруссии в интересном фильме под названием «На своей земле». Вот что писал в августовском номере за 1988 год все тот же «Спутник кинозрителя» о фильме: «Практически полностью уничтоженная в годы войны деревня Усачевка – место действия новой картины режиссера Игоря Апасяна (Одесская киностудия), а время действия – голодный, первый послевоенный год. Оставшихся в живых жителей переселяют на новые земли, но несколько подростков и взрослых наотрез отказываются покинуть пепелище и остаются зимовать. Им предстоят тяжелейшие физические и нравственные испытания, но они не оставят свою землю. Автор сценария Вадим Трунин («Юнга Северного флота», «Жаркое лето в Кабуле»)». Роль Варенцова проходила через весь двухсерийный фильм, герой получился колоритный. Этакий несгибаемый, упертый чиновник, вынуждающий жителей Усачевки бросить свое пепелище. Щемящий душу фильм.

Но больше всего он ценит работу в картине режиссера Александра Гришина «Щенок», что вышел на экраны в мае 1989 года. Перестроечный фильм по сценарию весьма популярного тогда журналиста острых тем Юрия Щекочихина. О том, как парнишка, тот самый «щенок», написал в центральную газету разоблачающее городских чиновников письмо. Нетрудно догадаться, что на пацана ополчились. Владимиру Варенцову досталась роль школьного военрука, тоже пытающегося давить на юного правдолюба. В этом фильме он снимался с очень популярным тогда Владимиром Шевельковым. Но главное, считает он, это то, что довелось сдружиться на этих съемках со знаменитым Всеволодом Сафоновым. У них была всего одна общая сцена, но за кадром общались много. Актеры старой школы умели играть так, что за героя говорили не только слова, но и найденные штрихи, детали образа.

– У дяди Севы я многому научился,– вспоминает Варенцов.– Интересно было пообщаться и с Щекочихиным, он часто приезжал на съемки. А какие вокруг него тогда закручивались детективные ситуации, кое-кому он был очень неугоден! Да и работа на одесской киностудии сама по себе подарок судьбы. Я там еще в одном фильме снялся – «Цвет корриды», двухсерийный.

Актерское амплуа и характерная внешность Владимира Васильевича диктовали определенный спектр киноролей. Он играл, в основном, не особенно приятных типов. Вот и его таксист Коля Ярцев из фильма Вячеслава Сорокина «Плата за проезд» по повести Ильи Штемлера «Таксопарк» – настоящий жлоб. Простой мужик из народа. Если не знать что это народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии (а в лицо его могут узнать лишь томичи!) можно подумать, что снимается настоящий «шоферюга». Горячится, лезет в драку и смачно щелкает семечки на крупном плане. Я бы отнесла эту работу к разряду удач, хотя и занят Варенцов лишь в нескольких ярких эпизодах.

– Нельзя сбрасывать со счетов то положительное, что дает работа в кинематографе,– говорит Владимир Васильевич, – прежде всего, кино сохраняет образ. Запечатлевает его навсегда. Кроме того, дарит популярность, узнаваемость. Но эти мгновенные включения в работу, несвойственные театру, это специфическая работа, изматывающие часы ожидания съемок – все это отнимает больше сил, чем сама работа. Мучает ощущение, что от тебя самого мало что зависит. Это какой-то «механический» вид искусства.

Еще один ракурс актерской работы раскрыл Варенцов перед публикой в конце семидесятых, когда на местной студии телевидения регулярно снимался в сатирическом тележурнале «Разрешите побеспокоить». Вот уж где было множество портретов, масок, характеров! При всем своем скептическом отношении к кинокарьере провинциальных актеров театра, при том, что не сохранилось никаких материалов, реликвий, фотографий со съемок, сейчас Варенцов вспоминает о «кинополосе» в своей биографии с теплотой. А мы, зрители, открыли для себя новые грани его таланта. Он интересный, узнаваемый типаж. А недавно коллеги с киностудии передали Варенцову своеобразный привет с экрана. В экранизации пьесы Михаила Задорнова «Муж на продажу» девушка Оксана, утешая почти брошенную жену главного героя предлагает ей достойную замену мужу – завидного холостяка. Расписывая его достоинства молодая актриса показывает ей портрет претендента. И мы видим в кадре фото Варенцова, вероятно, с каких-то проб. Безобидное кинохулиганство коллег, милая шутка, пустячок, а приятно...

Оксана Чайковская (журнал "Персона", №4 - 2009 г.)