Строки памяти, страницы жизни / XVI Областной театральный фестиваль «Маска»

все новости

Каждые два года в Томске определяют лучшие работы прожитых театральных сезонов и особо подчеркивают, что областной фестиваль «Маска» появился задолго до российской национальной «Золотой Маски». Традиция заложена Томским региональным отделением СТД РФ еще в начале 1990-х, и с этого момента она стала одним из главных событий культурной жизни региона, получив поддержку Союза театральных деятелей РФ и Департамента по культуре Томской области.

Конкурсные спектакли театров Томска и соседнего Северска рассматриваются по нескольким направлениям - драматические, музыкальные, детские, однако не всегда они вписываются в заданные рамки. Например, совсем не детская «Книга всех вещей» Томского ТЮЗа, поставленная режиссером Артемом Устиновым, сценографом Игорем Каневским и художником по свету Наталией Гара по повести Гюса Кёйера и получившая Гран-при нынешнего фестиваля. «Бесстрашный дневник» (так обозначен жанр спектакля) рассказывает о мрачной тайне внешне идеальной семьи, где за благонравием и набожностью отца скрывается чудовищная жестокость по отношению к своим близким. Вместе с главным героем, девятилетним Томасом, мы проживаем заново события прошлого и осознаем, как легко растоптать любовь и какой невероятной силой обладает умение прощать. Для этого образа Тимофей Абаскалов (по итогам фестиваля - лучшая мужская роль) нашел ту самую «золотую середину», позволяющую смотреть на происходящее глазами ребенка, взрослеть вместе с ним, собирать по осколкам разрушенную веру, а главное - перестать бояться.

Тема домашнего насилия трудная, но Артему Устинову удалось раскрыть ее с помощью емких метафор. В отдельных сценах режиссер переводит физическое действие в символ, отчего происходящее обостряется до предела: каждая пощечина, которой Отец (Владимир Хвороновлучшая мужская роль второго плана) награждает Маму (Ольга Ульяновская) в «воспитательных» целях, болезненной волной проходит через Томаса и его сестру Марго (Наталья Гитлиц). За малейший проступок сына следует жестокое наказание, скованные страхом родные безмолвствуют. Однажды в мальчике произойдет окончательный перелом, и он скажет: «Отец выпорол из меня Бога». Но, к счастью, падения в бездну не случится. Спасением для Томаса станут беседы с воображаемым Иисусом (Роман Колбин), дружба с загадочной и мудрой госпожой Ван Амерсфорт (Ольга Никитина), и постепенно в его душе прорастет и обретет ясные очертания мечта - избавиться от страха перед жизнью и стать счастливым человеком.

Вторая конкурсная работа Томского ТЮЗа, созданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, тоже затрагивает проблемы семьи. Спектакль «Полина ищет Па» по пьесе Екатерины Тимофеевой поставила Анна Морозова в соавторстве с художниками Анной Поляковой (сценография, костюмы) и Наталией Гара (свет). Подростков увлекает сюжет о тринадцатилетней Полине (Екатерина Дружкова), которая отправилась из Москвы в Петербург на поиски отца, встретила на пути самых разных людей и в итоге осознала, что нет ничего дороже тесного семейного круга. В этом убеждают история тетушек Майи и Ляли (Наталья Гитлиц и Марина Фадеева), окруживших чрезмерной заботой мальчика Алика (Тимофей Абаскалов) и, к счастью, научившихся его понимать; трогательные монологи Водителя (Владимир Хворонов), приехавшего на заработки в большой город и вынужденного жить в отрыве от маленькой дочери. В спектакле есть над чем задуматься и некоторым взрослым, склонным навешивать ярлыки и считать неполные семьи не совсем «нормальными». Исполнительница роли учительницы Марьи Семеновны Екатерина Костина использует для своей героини гротесковые краски, но от этого персонаж становится еще более реальным и узнаваемым.

«Денискины рассказы» Виктора Драгунского, азартно сыгранные актерами Северского театра для детей и юношества, названы лучшим детским спектаклем. Режиссер и автор инсценировки Андрей Опарин размышляет о дружбе и доверии, радости каждого дня и счастливых открытиях, которыми одаривает жизнь всех неравнодушных и увлеченных. Художник Евгения Мальцева создала интересную сценографию, напоминающую листы с детскими карандашными рисунками, или страницы из замечательной книги Драгунского, на которой выросло несколько поколений девчонок и мальчишек.

В сильном актерском ансамбле важна и заметна каждая роль, даже эпизодическая. Достаточно назвать самовлюбленную Марью Петровну (Татьяна Угрюмова), напоминающую большой неповоротливый корабль, или утонченного и нервного Учителя музыки (Олег Матэрн), который не терпит фальшивых нот, поскольку в душе истинный маэстро. Но главный мотор спектакля - дуэт Дениса Иванищева (Дениска) и Игоря Григорьева (Мишка). Бесхитростные герои оказываются в самых разных ситуациях, проживают минуты радости и разочарований, но, по сути, в каждом сюжете речь идет о настоящей мужской дружбе. Андрей Опарин не стремится адаптировать написанный больше шестидесяти лет назад текст к современным реалиям, использует маячки 1960-х (они в костюмах персонажей, предметах быта), обрамляет действие песнями той поры, но в итоге рассказанная история близка и понятна сегодняшним детям - таким же мечтателям и фантазерам.

Радостью наполнен спектакль Муниципального театра «Индиго» «Село Ромашкино и его обитатели» по мотивам произведений еще одного советского классика Сергея Михалкова. Художественный руководитель и режиссер Александр Постников написал инсценировку на основе стихотворений «Как старик корову продавал»«Про девочку, которая плохо кушала»«Овощи» и выстроил действие наподобие ярмарочного балагана. Здесь весело и шумно, одна история перетекает в другую, артисты легко перевоплощаются и чутко улавливают стихию игры. Художники Полина Дамм-Ахметова и Борис Перцев выбрали для визуального образа постановки сочные краски лета. У обитателей сказочного мирка выразительные костюмы с элементами славянских орнаментов и забавные рыжие парики из мочала. Невольно приходит сравнение с традиционными куклами-оберегами из соломы и разноцветных лоскутков. Когда-то на Руси их мастерили на счастье и удачу.

«Индиго» тоже своего рода оберег для людей с ограниченными физическими возможностями. Среди его актеров и зрителей есть глухие и слабослышащие, поэтому каждый спектакль сопровождает сурдопереводчик Наталья Онищук. И аплодируют здесь по-особому - поднимают руки и машут ладонями. Так участники спектакля видят отклик зрителей. Этот творческий коллектив, наверное, можно назвать инклюзивным, но его создатель заслуженный артист России Александр Постников, выпускник Московского театрального училища им. Б.В. Щукина, в разные годы служивший в Ленинградском театре комедии им. Н.П. Акимова и Санкт-Петербургском Молодежном театре на Фонтанке, а ныне актер Томской драмы, предпочитает иное определение: школа - студия - театр. Александру Федоровичу удалось добиться того, что в 2006 году в Томский областной колледж культуры им. В.Я. Шишкова приняли восемь глухих и слабослышащих подростков, где они обучались актерскому мастерству по его же авторской методике. К слову, этот проект в 2011 году получил высокую оценку Федерального агентства по образованию. В 2012 году в Губернаторском колледже социально-культурных технологий и инноваций по специальности «Актерское искусство» на бюджетной основе обучалось еще шестеро глухих и слабослышащих ребят, а по окончании они тоже влились в труппу «Индиго». Сегодня это единственный в Сибири такого рода профессиональный театр. В спектаклях «Индиго», где соединяются язык жестов и речь, играют и приглашенные артисты из других театров Томска. Замечательный пример настоящего актерского братства.

Через 50 лет в репертуар Томского театра драмы вернулся спектакль «Из племени Кедра» по роману сибирского писателя Александра Шелудякова и стал важным знаком исторической памяти, подтверждением непрерывающейся связи поколений. Первый постановщик, известный артист Олег Афанасьев сделал инсценировку фундаментального произведения, к тому времени уже опубликованного в столичных журналах и переведенного на несколько языков, и создал большое полотно об освоении Западной Сибири в середине 1950-х и зарождении нефтедобывающей отрасли. Премьера 1974 года вызвала большой резонанс, спектакль долго не сходил со сцены и со временем стал легендой Томской драмы, так же, как и народная артистка РФ Тамара Лебедева - исполнительница роли Юганы.

Авторы обновленной версии «Из племени Кедра», теперь уже по инсценировке Ксении Никитиной, - режиссер Олег Молитвин, художник Дарья Здитовецкая, композитор Степан Пономарёв, режиссер по пластике Наталья Шурганова и художник по свету Стас Свистунович. Цепь событий, которые разворачиваются в этом масштабном спектакле, затрагивают важные этические вопросы взаимоотношений человека и природы, сохранения своих корней, уважения и понимания иной культуры. Олег Молитвин, следуя сюжетной канве романа Александра Шелудякова, написанного в традициях соцреализма, переосмысливает давние события с точки зрения взаимоотношений «своих» и «чужих». Нефтяные разработки на территории Сибири, где издавна селились эвенки, неизбежно привели к ломке и постепенному исчезновению важных основ их жизни. Так происходило повсюду, куда вторгалась цивилизация, стирая неповторимые черты того или иного малочисленного народа.

Объемная сценография Дарьи Здитовецкой (диплом фестиваля за лучшую работу художника) создает ощущение живой природы на расстоянии вытянутой руки - шорох сухих колосьев в бескрайнем поле, мерцающий костер, утренний холодок реки. Важным символом воспринимается одинокий кедр - священное дерево, свидетель глобальных перемен, напоминание об отступающей под натиском технического прогресса тайге. Так же одинока и Югана - последняя из эвенкийского племени Кедра, хранительница древних знаний. Создавая этот сложный психологический образ, Ирина Шишлянникова (лучшая женская роль) не стремится к этнографической точности, что абсолютно оправдано. В судьбе ее Юганы срослись линии жизни многих коренных народов - исчезнувших, исчезающих.

Еще один спектакль Томской драмы - «Король-олень» Карло Гоцци в постановке Сойжин Жамбаловой (диплом за лучшую режиссерскую работу). Работа признана также лучшим драматическим спектаклем большой формы. Созданная в жестком ритме «трагикомическая сказка для взрослых» с образными пластическими сценами (хореограф Мария Сиукаева) и метафорической сценографией и костюмами (художник Натали-Кейт Пангилинан) показала хорошие возможности труппы. Колоритные персонажи фьябы XVIII века в этом спектакле соединяют элементы комедии дель арте и современный театральный язык, что особенно точно проявляется в образах Тартальи (Данила Дейкун), Труффальдино (Дмитрий Янин), Анджелы (Аделина Бухвалова), Смеральдины (Олеся Казанцевалучшая женская роль второго плана).

Известный сюжет о предательстве и возмездии в спектакле «Король-олень» трактуется гораздо шире, обобщая размышления о мировых войнах, недальновидности облеченных властью, жестоких законах жизни. Сильное воздействие производят хореографические картины, особенно сцена охоты. Почти магическую атмосферу создают световая партитура Андрея Долгих, соединение красного, черного и белого в сценографии, авторская музыка Дахалэ Жамбалова. И все же трудно отделаться от мысли, что этот спектакль - прежде всего сложная инженерная конструкция, где все рассчитано и выверено до миллиметра. К сожалению, именно такая механистичность в финале оставляет ощущение пустоты.

Недавняя премьера Северского музыкального театра «Евгений Онегин. Эскизы» на музыку П.И. Чайковского тоже отличается выразительным визуальным рисунком. Художник-постановщик Сергей Рябов придумал лаконичный образ смятых листов рукописи, на которые проецируются стремительные пушкинские строки. Кажется, герои знаменитого романа сходят с этих страниц, чтобы вновь и вновь любить и страдать. В световом решении художника по свету Наталии Гара (за эту и ряд других конкурсных работ она награждена специальным призом жюри) преобладает монохром, что еще больше подчеркивает вечность этого сюжета. Режиссер-постановщик Татьяна Миткалёва взяла за основу либретто самого композитора, созданное в соавторстве с К.С. Шиловским, и определила его жанр как лирические сцены. А предыстория спектакля связана с творческой лабораторией «Театр Наций - театрам атомных городов», проходившей в 2022 году в рамках большой программы «Территория культуры РОСАТОМА». Именно тогда в соавторстве с балетмейстером Михаилом Колеговым Татьяна Миткалёва представила небольшой эскиз, назвав его «акварельным наброском». Дирижером-постановщиком полной версии стал Игорь Берендеев.

Без сомнения, главное в этом спектакле - великая музыка Чайковского, которая сглаживает шероховатости постановки и даже в какой-то степени примиряет со статичностью действия и отдельных характеров. Безусловная удача - замечательный дуэт молодых актеров Наталии Бугановой (Ольга Ларина) и Никиты Мирошникова (Владимир Ленский), сумевших вложить в своих героев искренность, а также массовые сцены, живо и достоверно сыгранные артистами хора и балета.

Северский театр для детей и юношества представил недавнюю премьеру - «Утиную охоту» по пьесе Александра Вампилова, и это стало самым сильным впечатлением от конкурсных показов. Постановка Юрия Попова отмечена сразу двумя дипломами «Маски» - «Лучший драматический спектакль малой формы» и «Лучший актерский ансамбль». Жаль, что в Северск, учитывая его особый статус закрытого города, можно попасть только по спецпропускам. Томскому зрителю остается надеяться на редкую возможность увидеть этот спектакль во время нечастых выездов театра.

Благодаря бережному отношению режиссера к вампиловскому тексту и его глубокому разбору, сюжетная линия постепенно сплетается в тончайшую сеть человеческих взаимоотношений. Точные элементы сценографии Любови Подгорбунской - миниатюрные кубы типовых и от того безликих домов-высоток; центральная конструкция в виде подсвеченного подиума, где происходят ключевые события; мутное окно на заднике сцены, напоминающее старое зеркало, в которое будет напряженно всматриваться Зилов, словно пытаясь заглянуть в себя, - позволяют максимально уйти от повседневности и укрупнить психологические портреты персонажей. Надбытность самой загадочной пьесы Вампилова подчеркивает световое решение Наталии Гара и гармонично вплетенная в ткань спектакля «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке.

Это история о том, как устает и постепенно умирает душа неплохого, по сути, человека, спотыкаясь о собственное равнодушие и предательство друзей, растворяясь во лжи и лицемерии. Зилов Дениса Иванищева - очень сильная по внутренней актерской пластике работа, позволяющая почувствовать трагедию персонажа. В нем столько всего намешано - беззащитность и безжалостность, безумные поступки и холодный расчет, умение держать удар и стремление манипулировать близкими. Он действительно любит Галину (Ирина Конденко), но сознательно причиняет ей боль, считает Саяпина (Руслан Ковязин) другом, хотя видит в нем слабохарактерность и завистливость, идет на конфликт с Кушаком (Сергей Иванов) и при этом понимает его правоту. Грубая шутка с похоронным венком усиливает в Зилове все темное, непредсказуемое. Вот сейчас, кажется, подойдет к краю подсвеченного мертвенно-синим подиума и сорвется в пропасть. А рядом вполне может оказаться молчаливый наблюдатель Дима Игоря Григорьева, словно бы сделавший ставку на душу Зилова. Вечные вопросы нравственного выбора, возможность встраиваться в предлагаемые обстоятельства или же путь к окончательному разрыву - все это обострено в спектакле Северского театра для детей и юношества. Ответы каждый находит для себя сам.

Глебова Елена

Источник: http://www.strast10.ru/node/6566