Такая разная…

все новости

Каждый новый театральный сезон начинается с чего-то особенного, имеет свои отличия. С течением времени он обретает ясные очертания и приближается к своему логическому завершению, чтобы затем кануть в Лету, оставив след в памяти людской. Нынешний сезон в областном драматическом театре начался с «высокого старта». С замечательного события - самого настоящего бенефиса. Прошлый сезон показал нам немало бенефисов. Разных, раскрывающих бенефициантов с неожиданных сторон. Зритель, уже ко многому привыкший, готов, наверное, к любому эксперименту. Однако вечер, посвященный творчеству заслуженной артистки России Валентины Алексеевны Бекетовой, отличался от этой череды тем, что в этот раз можно было увидеть классический бенефис. Бенефис, в первой части которого героиня дня представляет полноценный спектакль, а во второй части происходит чествование и одаривание бенефицианта.

В этот вечер публике с самого начала было предложено не утопать в размягчающей и умиротворяющей обстановке величальных речей, а подумать о жизни, превратностях и поворотах судьбы. И, конечно же, насладиться работой Валентины Алексеевны на сцене. Выбранный ею для бенефиса спектакль по пьесе Р. Баэра «Тустеп на фоне чемоданов» (режиссер Сергей Куликовский)при всей внешней незамысловатости и ровности - о том, как сложна любовь. Даже когда все самые бурные жизненные события, казалось бы, уже позади, и минул даже кризис «среднего возраста». Но Валентина Бекетова несложно и однозначно играть любовь не умеет. Едва дуэт Бекетовой и Полякова появляется на сцене, хотя и близко нет никаких предпосылок к лирическим ассоциациям, - чувствуешь сердцем: неспроста здесь встретились эти два одиночества, два вдовца. В воздухе будто проскакивают электрические заряды любви, каждый из героев этой истории, разыгрывающейся на фоне упаковки багажа, все еще хранит любовь к своей ушедшей «половинке». Но живет, надеется, еще ждет от будущего добрых перемен. И ничего, что это будущее представляется Кристине Мильман и Герману Льюису совершенно по-разному. Есть основания полагать, что они найдут компромисс, во многом благодаря житейской мудрости и дипломатичности Кристины. Поскольку мистер Льюис далеко не идеальный мужчина. Мелочным, ворчливым, занудным придирой предстает он перед нами в первых сценах, и только ближе к финалу к нему привыкаешь. Начинаешь понимать его усопшую жену и приятельницу их семейства, которую играет Бекетова. Что ж, и к такому господину можно привязаться, и можно любить его целую жизнь. Бьюсь об заклад, кое у кого из сидящих в зале дам такое же «сокровище» посапывает дома в кресле за газетой.

Поначалу даже казалось, что спектакль призван совершить переворот в наших душах, показать, что в браке жить трудно и сложить остатки судеб в одно целое нельзя, даже если дружили всю жизнь, знакомы сто лет и давно привыкли друг к другу. Но к финалу зритель понимает, что эти двое – влюбленная пара. Как всегда, Бекетова играет любовь органично, живо. Валентина Алексеевна отважно взялась за роль женщины в серьезном возрасте. Ни грамма кокетства с «убавлением лет» в этом спектакле нет, наоборот, герои постоянно напоминают друг другу, что им за шестьдесят. И это очень важно, ибо, перефразировав слова из известного фильма, понимаем, что в 60 лет жизнь не кончена. Напротив можно начать ее заново. Бекетова и Поляков играют эту милую историю блистательно. И, если Валентина Алексеевна исполняет роль женщины «приятной во всех отношениях», то у героя Полякова недостатков - пруд пруди. Тем интереснее его роль, и ценнее актерский поиск. Заслуженный артист России Геннадий Поляков с нею справился успешно, его герою начинаешь сочувствовать, жалеть и... желать счастья! Значение таких партнеров в бенефисе очень велико. Тут хочется сказать еще об одной мужской роли в этом спектакле. Если уж говорить о воплощении мужского идеала, то он-таки здесь имеется. Это один из рабочих, пакующих багаж мисс Мильман, незаметно появляющийся на сцене, чтобы сделать что-то очень нужное. Он предупредителен, вежлив, внимателен, порядочен и к тому же хорош собой. Его роль исполняет Вячеслав Радионов. Он вносит в спектакль лирическую ноту совершенно с неожиданной стороны. Впрочем, мы знаем, что в жизни он - муж Валентины Алексеевны, через это видишь какие-то новые нюансы, ощущаешь любовь к людям, радение о ближних просто потому, что им это необходимо.

Позже, уже в торжественно-концертной части юбилейного вечера, Вячеслав Радионов снова, но уже иначе, сыграл на этой сцене свою лирическую роль. Думаю, не случайно он исполнил для жены не что-нибудь другое, а «Лирическую» Владимира Высоцкого. «Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно...», - пел он, идя с микрофоном в руке навстречу жене. Это было очень красиво, и пел он красиво, и смысл нам виделся в     этих давно знакомых словах какой-то иной. Ведь это о ней, замечательной актрисе слова! В заколдованном, волшебном лесу, мире своих ролей живут актеры, и уйти из него немыслимо для них. Скорее, сами утянут в свой лес, в свой мир, как и приводит уже больше двух десятков лет в мир театра своих учеников, участников литературно-художественного театра ТГУ сама Валентина Алексеевна. И благодаря ее работе, ее душевной отдаче, этот театр стал для нее больше, чем просто отдушиной, для ребят - больше, чем просто студией, и для города чем-то неизмеримо большим, чем обычный студенческий театр. Ибо Валентина Алексеевна - это пример высокого мастерства, актерской игры с особым накалом, безупречного владения словом, русской речью.                                                                                                                                            
Об этом и еще о многих других достоинствах Валентины Бекетовой говорили во второй части вечера, когда спектакль остался позади, и настал черед чествования. Было все - и традиционный золотой диплом бенефициантки, и «Почетные грамоты» разных рангов, и посвященная ей песня, проникновенно исполненная Аркадием Ратнером, и музыкальный подарок от Северска в исполнении Людмилы Травкиной, и книги от Льва Пичурина, и новенький ноутбук от дирекции. Были и ценные подарки, и огромные корзины с косметикой, преподнесенные спонсорами. И много-много слов благодарности, восхищения, пожелания успехов, здоровья, долголетия.

Мне показалось символичным то, что коллеги по театру драмы «высыпали» на сцену для ее поздравления в костюмах разных эпох. Они, кажется, угадали основную точку пересечения главных моментов ее творческой биографии - соединение времен. Каждому из сидевших в зале вспомнились ее роли. Огромное количество ролей, что она сыграла в томской драме с 1972 года. До сих пор не стерлась в памяти одна из первых - Валентина в «Валентин и Валентине», культовом спектакле тех лет, где по-новому заговорили о любви. Как и другая ее тезка из вампиловского «Прошлым летом в Чулимске», трагическая, щемящая, трогательная и страдающая героиня. Зрители нашего поколения могут только представлять себе, какой была в этом спектакле ее героиня, и сожалеть, что не успели это увидеть. Я застала Мадлену в «Кабале святош», Викки в «Мисс Пайпер», Глорию в спектакле «О, Памела!», Леони в «Трудных родителях», Нину в «Снах Евгении»... А еще были Нина Бегак в арбузовской пьесе, Кетти в «Лгунье», Елена Андреевна в «Дяде Ване», Она - в «Лаборатории любви». Увиденные с в юности эти спектакли оказали на нас свое влияние, а игра Валентины Алексеевны запомнилась. О каждой из этих ролей можно написать хороший материал (наш журнал в минувшем году рассказывал о замечательном поэтическом спектакле «Тебе - через сто лет!» по стихам Цветаевой).

Кого только не играла за эти 35 лет в томской драме Валентина Алексеевна! Начиная с ролей трепетных девочек и заканчивая такими несокрушимыми фигурами, как Васса Железнова. Я очень люблю ее Вассу. В исполнении Бекетовой «железная леди угасающего русского капитализма» столетней давности, во-первых,   актуальна, во-вторых, хороша по-женски, несмотря на всю свою отталкивающую натуру. А, в-третьих, она, как ни парадоксально, предстает перед нами с человеческим лицом. Ее воспринимаешь не как бездушную глыбу, подчинившую все своим четким принципам и задачам, а как живого человека, пусть жесткого, властного, зарвавшегося.

Невозможно в одном этом юбилейном очерке отразить всю творческую судьбу, всю интересную жизнь Валентины Алексеевны, все ее роли. Поэтому остановлюсь лишь на одной, главной, «золотой». Голда из «Поминальной молитвы», роль которую она неизменно играет вот уже семнадцатый год, моя любимая работа Валентины Бекетовой. Я ходила на этот спектакль много раз, перешагнула вместе с ним из одного возраста в другой, и теперь уже, сопереживая героям, примеряю на себя роли не дочек хозяйки, а роль их матери. И хотела бы посмотреть его еще не один раз, такая это потрясающая вещь. Смею заверять, что большая часть успеха всего спектак¬ля - в исполнении Бекетовой роли Голды, символа страдающих, работающих, любящих женщин всех времен и народов. Менялись исполнители роли Тевье, дочек, зятьев в этой постановке. Менялась и развивалась от спектакля к спектаклю Голда в исполнении Валентины Бекетовой. Трудная роль. Голда как символ жизни, в то же время умирает задолго до финала. Впрочем, дух Голды непостижимым образом будто присутствует в ее доме и потом, храня семейный очаг.

Работа   актеров   трудная,   но благодарная,  горькая,  но  благородная, нервная, но счастливая. Невозможно определить, чего в ней больше - радостей или разочарований. Как бы ни было тяжело воплощать на сцене заданные образы, играть разные судьбы, но все равно все минусы складываются в один большой плюс. Главное очарование этой профессии в том, что актер, особенно наделенный талантом, получает счастливую возможность делать то, что неподвластно другим. Раскрывая перед нами мир своих героев, актер будто дарит нам ключи к тайным дверцам чужих сердец. Актер - волшебник, посредник между зрителем и целым миром. И если уж на то пошло, Валентина Алексеевна с этим божественным ремеслом справляется виртуозно, о чем и говорилось в день ее бенефиса.

Оксана Чайковская (журнал «Персона», №12 - 2007 г.)