Девочка из семьи народных артистов Украины могла стать пианисткой, джазовой или эстрадной певицей. Она вовсе не собиралась в актрисы театральные. Да и родители, зная сколь горек актерский хлеб, вовсе ее к этому не подталкивали. И Таня поступила в знаменитую спецшколу при Львовской консерватории и благополучно в ней проучилась с первого по восьмой класс, успевая при этом бегать на все премьеры родного города, в котором театр всегда был почитаем и любим. Львов своего рода вторая театральная столица Украины. Она общалась с молодыми музыкантами, студентами консерватории, и даже пела в «Шоколадном баре» джаз. А потом Таня ушла из спецшколы и нацелилась в Киевский государственный институт театрального искусства – КГИТИС. Ей повезло, что она не поступила с первого раза и год работала актрисой Львовского ТЮЗа, ей повезло, что на следующий год она поступила, и курс был режиссерско-актерский. Ей повезло с учителями, как и им с ученицей – уже со второго курса она актриса Государственного академического русского драматического театра имени Леси Украинки. И первая ее роль – Анютка в спектакле по пьесе Л.Толстого «Власть тьмы» в постановке режиссера Бориса Эрина, народного артиста СССР. Уже с тех пор она знает, каково это - юной актрисе прийти в театр на роль, на которую претендуют многие другие. И она сразу стала звездой. Причем, работая в знаменитых украинских театрах, в том числе в Национальном академическом театре имени Ивано Франко, рядом с великими артистами, она училась и профессии, и театральному этикету, и правилам игры вне сцены, где очень часто интриги – мера выживания. И уже тогда избрала свой путь – жить так, как она сама считает нужным – не таясь, говорить, что думает. Не поддаваться на провокации, не политиканствовать – работать. И оказалось, что этот путь - самый трудный, самый болезненный и – самый честный. Так и старается жить всегда.
Она двуязычна с самого рождения: ее родители, прекрасно владея двумя языками, с дочерью общались по-своему. Ее отец, одессит, и вся его родня говорили с ней только по-украински, а мама и ее многочисленные родственники - по-русски. И Таня в школе, дома, в театре говорила на двух языках. Ее работы становились событийными в театральной жизни - сначала Киева, потом Львова. Из Киева пришлось уехать, потому что тяжело заболел отец, и ее маме было трудно управляться с ним одной. Так в ее жизни появился Театр Прикарпатского военного округа, любимый театр львовской театральной публики, ставший ее судьбой. Именно там состоялась ее «Взрослая дочь молодого человека», заглавная роль, в постановке Романа Виктюка, тоже львовянина, именно там она сыграла в пьесе В.Червинского «Счастье мое» в постановке Романа Мархолиа главную роль и стала любимой актрисой одного из последних Всесоюзных смотров творческой молодежи в Тбилиси. В этом театре она играла Зойку в «Гнезде глухаря» В.Розова, и автор, пьеса которого еще долго не шла в России, высоко оценил ее прочтение. Она сыграла и «Зинулю» А.Гельмана, и после этой работы стала заслуженной артисткой Украины. Шел 1986 год.
И был еще в ее судьбе Афганистан, куда она не раз вылетала с концертами в расположение ограниченного контингента советских войск, как это тогда называлось, были перелеты в вертушках под обстрелом, было (и не раз) возвращение домой с грузом «200» на борту.
И, конечно, любовь, семья, дети – девочка и девочка, именно так она называет своих дочерей.
Украина, захлебываясь суверенитетом, отказывалась от всего русского – русского языка, русской армии и русского театра. И всё это сошлось на Театре ПРИКВО. В Сибирь Татьяну Аркушенко привела любовь - приехала, совсем как жена декабриста, вслед за мужем, главным режиссером Томского ТЮЗа Юрием Пахомовым, который был к этому времени известен и любим в Томске. И с этого началась новая необыкновенно яркая страница театральной жизни всего города.
Заглавная роль в рок-опере «Жанна д’Арк» сделала ее знаменитой и в Томске сразу же по выходе спектакля в декабре 1994 года. Это был первый спектакль такого рода жанра на томской профессиональной сцене. И прежде ставились спектакли, где пели и танцевали – как в жизни. Но постановки по законам жанра, где музыка и сценическое движение составляют прочный каркас действия, подчиняя себе темп, ритм, развитие сюжета, не было никогда. В этом спектакле были замечательные работы, все герои, включая массовку, имели собственное лицо, были заметны, но настоящей звездой стала, конечно, Татьяна Аркушенко. В этом условном жанре, она сумела прожить безусловно трагическую жизнь юной героини Франции, услышавшей зов небес и подчинившейся ему. Она была очень разной, ее Жанна – вот она юная беззаботная девушка, кружит в танце со своими сверстниками, радуясь скорой свадьбе с Жюльеном, и голос её похож на голос воркующей горлинки. Она уже готова ответить на его страсть, но в ее жизни уже есть эти «голоса». И когда английская солдатня врывается в деревню, насилуя и убивая, нежная девушка становится бойцом решительным и бестрепетным. И ликование победы, и упоение боем прожила со своей героиней актриса Аркушенко. И вот Жанна, преданная королем и теми, кто шел за нею, подвергнутая жестоким пыткам, выходит из тюрьмы на свет и видит вновь наступившую весну – сколько боли в голосе актрисы, изумления – ее жизнь идет к концу, а весна, тем не менее, наступает: «Как светит солнце, как цветет сирень. Скажи, палач, какой сегодня день…». Актриса сыграла и минутную слабость, и жажду жизни, и верность прежним идеалам, ее Жанна шла на костер непобежденной – и ее крик «Крест, дайте мне крест!» перекрывал все звуки. После мертвой тишины зал каждый раз взрывался такими бешеными аплодисментами, криками одобрения, слезами, которых Томск театральный не слышал никогда.
А потом Ю.Пахомов поставил трагифарс «Мой дом…» по пьесе С.Мрожека, где у Татьяны была роль второго плана, она играла Тещу, все время попадавшую то под обстрел, то в эпицентр взрыва – ведь дом на границе. Фарсовыми приемами, которыми Татьяна владеет свободно – как дышит, через непрекращающийся смех в зале, она приводит зрителя к осознанию хрупкости человеческой жизни, бренности и беззащитности всего сущего на земле. Отсмеявшись, зрители проникались глубоким сочувствием к этим несчастным маленьким людям, оказавшимся заложниками политиков и рвачей. Причем, умение Т.Аркушенко существовать на грани парадокса, абсурда подстегивает работающих рядом с нею, помогает им раскрыться в полной мере. Она не боится выглядеть так, как должно ей выглядеть по роли – будь то пожилая Теща, национальная героиня Франции, либо Серый Мышонок с расписанным белилами и чернью лицом. Недаром на фестивале театров для детей в Омске, куда ТЮЗ возил «День рождения Кота Леопольда», директор Омского ТЮЗа заметил: «Какой у вас режиссер отважный – Мыша у него играет заслуженная артистка такого дарования!»
А потом были мюзиклы: «Укрощение строптивой» по комедии В.Шекспира и «Чума на оба ваши дома!» по трагикомедии Г.Горина, в которых Татьяна Аркушенко играла соответственно Катарину и Розалину. В шекспировской комедии Ю.Пахомов поставил перед актрисой задачу постепенно перерождения ее строптивой неуправляемой героини в нежную любящую женщину, для чего у актрисы нашлось множество милых, забавных приемов. А ее Розалине любовь помогла обрести человеческое достоинство, что не спасло ее от гибели – но вместе с любимым, который тоже стал иным человеком. А в основе всех перемен великое чувство – любовь. Чтобы это чувство играть, надо непременно его испытать. Эта маленькая хрупкая женщина, достаточно ироничная и насмешливая, неподражаема в сценах любви, страсти, сопереживания, горя. Нельзя не вспомнить в этой связи ее Библиотекаршу из спектакля «Семь жен синей бороды» по А.Володину в постановке Б.Озерова. Это был самый яркий эпизод спектакля, посвященный скромным советским женщинам, которым так и не досталось ни счастья, ни любви из-за неверия в себя, из-за скудости бытия, из-за привычки если и думать о себе – то в последнюю очередь.
У Татьяны Аркушенко нет проходных ролей, в мюзикле «Али-Баба и сорок разбойников» в постановке Ю.Пахомова и Р. Виндермана она пела в общем хоре горожан, в массовке, на что не каждая ведущая актриса согласится. Для нее же это была возможность свободного полета, коллективной радости, веселого соучастия – и ее, поющую радостно и легко, было видно в яркой восточной толпе. Такие были в ТЮЗе времена, такие спектакли.
С 1998 года заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко – актриса Томского драматического театра. Ее первая работа в этом театре - роль Эдит Пиаф. Спектакль принес Татьяне приз зрительских симпатий на Международном фестивале «Золотой лев –2000» во Львове. Работая над ролью, Татьяна подготовила 14 песен любимой певицей – на французском языке. Но Ю.Пахомов решил, что в спектакле будет звучать только голос Пиаф. И актриса безропотно отказалась от уже подготовленного материала. В актерской профессии часто случаются такие жертвоприношения. Слово постановщика – закон, только он знает конечный результат, к которому хочет привести задуманный им спектакль. Зато теперь ей есть что предложить в сборные концерты театра. Умение подчиняться рождает умение подчинять, что сказалось на ее собственной постановке – в Театре куклы и актера «Скоморох», еще при жизни с разрешения его главного режиссера Романа Виндермана она поставила спектакль «Игры с привидениями» по пьесе П.Шеффера. Эта работа претерпела страшные удары судьбы. Но, как и прежде, трое занятых в нем артистов, включая Татьяну, собираются на спектакль, как на тайную вечерю, и играют простую историю о женщине, которая просто не в состоянии жить так, как ей диктуют обстоятельства. Она все время придумывает новые сюжеты, проигрывая которые, старается разнообразить свою жизнь – бедную на красоту, впечатления, просто бедную. Эта женщина с душой ребенка, выдумщица с огромными детскими глазами так искренна, что увлекает своими выдумками и своих товарищей, и зрителей. Этот спектакль исполнители бережно сохраняют, и увидеть его можно в театре «Скоморох».
По приходе в ТДТ Татьяна ввелась, как принято, в спектакли репертуара. Но скажем о главных ее работах: «Венский стул» Н.Коляды в постановке Ю.Пахомова, главного режиссера ТДТ, рождался в тесном контакте постановщика и двух актеров и принес славу и им, и театру (в том числе за лучшее исполнение женской роли на фестивале «Золотой конек» в Тюмени. Татьяна проживает несколько женских судеб, ее героини - женщины разного возраста, разной социальной и национальной принадлежности, разной культуры, но все они достоверны. Маленькая девочка из приличного семейства начала прошлого века, шаловливая и радостная. Несчастная дама, пытающаяся уехать с последним пароходом из развороченной революцией России. Жалкая проститутка, изгнанная из Москвы в преддверии Олимпиады-80. Еврейка в немецком концлагере, сохраняющая и на пороге смерти великий дар сострадания чужому горю. Женщина победившей страны, пытающаяся поддержать солдата, попавшего сразу после войны из немецкого концлагеря в советский. В каждом эпизоде ее женщины претерпевают смену ситуации, слом поведения. Чего стоит превращение оторвы, поехавшей в тайгу – за туманом, в романтическую героиню знаменитого фильма «Мужчина и женщина». Она строит внешний облик и внутренний мир своих героинь из самой себя - в этом спектакле нет костюмов, так, отдельные детали, и знаковая музыка, чтобы обозначить время для зрителей. Но всякий раз, в каждом эпизоде, она другая: меняется ее голос, манера речи, она иначе смотрит на мир, меняется ее пластика – она вся меняется. Кажется, что ее внутреннего запас сил и творческого вдохновения неисчерпаем. И зрители снова называют имя той актрисы, с которой ее сравнивают с самого начала ее творческого пути. Джельсомина, созданная гением Джульетты Мазины и Федерико Феллини. Так же беззащтна, доверчива, смешна и трагична…Роман Григорьевич Виктюк, один из самых знаменитых режиссеров современности, считающий Татьяну Аркушенко и Юрия Пахомова своими учениками, сказал на фестивале во Львове: «Смотрите, я не ошибся, она сумасшедшая, значит настоящая актриса». К большому сожалению и театра, и зрителей этот спектакль больше не идет – сначала ушел из театра, а потом и из жизни его второй участник, исполнитель всех мужских ролей артист Евгений Платохин. И эта потеря невосполнима ...
Большим достижением театра стал спектакль по пьесе Ш.Дилени «Вкус меда» в постановке Ю.Пахомова во многом благодаря союзу таких опытных и ярких мастеров как Татьяна Аркушенко и народный артист России Владимир Варнецов. Рядом с ними зажглись и молодые звездочки Олеся Казанцева и Артем Киселев. В спектакле ощущается плотность бытовых деталей при полном отсутствии видимого быта, он очень подробный и своевременный – ведь это история очень несчастливых людей, приносящих несчастье друг другу, потому что у них нет опыта счастья, потому что они не знают, что счастье - это когда тебя понимают. Помогая молодой актрисе выстроить роль, Татьяна Владимировна как раз это понимает. Она умеет каким-то образом все, что видит и проживает, преломить в своих актерских работах так, что каждый раз кажется, что правдивее и точнее нельзя сыграть, что вот это и есть ее самая лучшая роль. И каждая ее новая работа удивляет. Не потому, что она еще лучше предыдущей, а потому что она вовсе работой не кажется. Просто она, Татьяна Аркушенко, каждый раз совсем другая.
Её Аркадина в чеховской «Чайке» в постановке народного артиста России А.Бурдонского совершенно не совпадает с каноническим представлением о том, какой должна быть Ирина Николаевна, знаменитая актриса. Почему она должна быть статной и величественной?! Её сын говорит, что она хочет быть молодой, светлые кофточки носить – так вот же она, маленькая женщина, боящаяся потерять свое хрупкое счастье, она сама его вылепила в лице романиста Тригорина и удерживает изо всех сил. Да, она дорожит этим мужчиной больше, чем сыном. И стыдится этого, и сына любит какой-то мучительной бессильной любовью, не будучи в состоянии ему помочь, потому что не понимает его и сосредоточена на себе. Боится больше всего за себя, ревнует сына к его возможному талатну, к молодости, ко времени, которого у нее остается все меньше, к театру, которому могут понадобиться новые формы, новая манера игры, которой она не знает. Вот и разрывается эта маленькая великая актриса между жалостью к своему сыну, считая его неудачником, и любовью к человеку, которого считает своей последней радостью. И пытается удержать обоих, прибегая к всевозможным женским хитростям – она же актриса. И ничего-то ей не удержать… Александр Васильевич Бурдонский говорит о Татьяне Аркушенко: «Девочка моя, она несет в себе всю муку и радость театра, работать с ней – счастье!» И в горьковской «Вассе» он поручил ей одну из самых важных ролей: Анна – само воплощение сумеречного мира Железновых, где нет места человеческим чувствам, любви, сочувствию. Они тонут в алчности, похоти, жестокости. И, наверно, русский театр еще не видел такой Городничихи, какую Татьяна Аркушенко играет в спектакле московского режиссера Александра Горбаня «РевюZero» по пьесе Н.Гоголя «Ревизор». Глуповатая, тщеславная, доверчивая, жаждущая столичной жизни – и очень смешная.
Томску театральному очень повезло, в его истории есть много замечательных имен и тех, что служили ему когда-то, и тех, что служат ему теперь.
Имя заслуженной артистки Украины Татьяны Владимировны Аркушенко в ряду лучших имен, делающих Театр по-настоящему живым и притягательным, дающим возможность зрителю и смеяться, и плакать от всей души.
Ирина Травина ("День добрый")